Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления профилактики






Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Индивидуальная — включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная — включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

Виды профилактики

 

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

 

Структура и организация работы детской поликлиники. Анализ основных показателей деятельности детской поликлиники. Преемственность и взаимодействие врача-педиатра с центрами сан-эпид надзора

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности детской поликлиники (отделения) в медицинских организациях.

2. Детская поликлиника (отделение) (далее - Поликлиника) является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации для осуществления профилактической, консультативной, диагностической и лечебной помощи детям, не предусматривающей круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

3. Руководство Поликлиникой, созданной как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный врач, а руководство Поликлиникой, созданной как структурное подразделение медицинской организации, осуществляет заместитель главного врача медицинской организации (заведующий отделением).

4. На должность главного врача Поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности " педиатрия", " лечебное дело" или " организация здравоохранения и общественное здоровье", имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н " Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

5. На должность заведующего отделением Поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности " педиатрия", имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н " Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

6. Штатная численность медицинского и иного персонала, стандарт оснащения Поликлиники определяются с учетом объема проводимой лечебно-профилактической работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации.

Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения Поликлиники предусмотрены приложениями N 5 - 6 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом.

 

7. В структуре Поликлиники рекомендуется предусматривать:

o административно-хозяйственное отделение;

o информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);

o лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;

o дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;

o консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов, кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;

o отделение неотложной медицинской помощи;

o отделение восстановительной медицины;

o отделение медико-социальной помощи;

o отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;

o кабинет охраны зрения;

o кабинет аллергодиагностики;

o ингаляционный кабинет;

o физиотерапевтическое отделение (кабинет);

o кабинет лечебной физкультуры;

o кабинет массажа;

o централизованное стерилизационное отделение.

Поликлиника должна предусматривать также группу помещений, включающую колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр - бокс с отдельным входом.

 

8. Поликлиника осуществляет следующие функции:

· оказание профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению;

· осуществление патронажа беременных врачом-педиатром участковым;

· осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни;

· проведение аудиологического скрининга новорожденным и детям первого года жизни, не прошедшим обследование на нарушение слуха в родовспомогательном учреждении;

· обеспечение передачи информации о новорожденных и детях первого года жизни с нарушениями слуха, выявленных при проведении аудиологического скрининга, в центр (кабинет) реабилитации слуха, направление детей с нарушениями слуха в центр (кабинет) реабилитации для диагностики;

· проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях;

· организация рационального питания детей до 3 лет, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

· организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);

· проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни;

· проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;

· наблюдение за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

· организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней;

· проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности детей;

· организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;

· направление при наличии медицинских показаний детей на консультации к врачам-специалистам по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144);

· направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное обследование и лечение в медицинские организации;

· организация диагностической и лечебной работы на дому;

· организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами, их своевременное оздоровление;

· организация работы по охране репродуктивного здоровья детского населения;

· организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

· проведение экспертизы временной нетрудоспособности родителей (законных представителей) заболевших детей и работающих детей;

· обеспечение при наличии медицинских показаний направления детей на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;

· осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;

· организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения;

· организация медицинского обеспечения детей в учреждениях отдыха и оздоровления;

· внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий в педиатрическую практику;

· подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;

· проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;

· проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;

· обеспечение ведения учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Поликлиники в установленном порядке.

 

9. Для обеспечения своей деятельности Поликлиника использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой она организована.

 

Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреж­дение, являющееся структурным подразделением объединенной детской больницы или самостоятельным медицинским учреж­дением, которое обеспечивает внебольничную помощь детям от рождения до 18 лет (по 17 лет 11 мес. 29 дней включительно).

Принципы и порядок работы детской поликлиники во многом схожи с таковыми в поликлиниках для взрослых, од­нако имеются и свои, характерные только для данного учреж­дения, особенности.

Детская поликлиника в районе своей деятельности обеспе­чивает:

а) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:

• обеспечения динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми;

• проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;

• проведения профилактических прививок;

• проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и т. п.;

б) лечебно-профилактическую помощь детям на дому и в поликлинике, направление детей на лечение в стационары, больницы, на восстановительное ле­чение в санатории, отбор их в специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и оздоровления и др.;

в) лечебно-профилактическую работу в детских образова­тельных учреждениях;

г) противоэпидемические мероприятия (совместно с центрами Госсанэпиднадзора);

д) правовую защиту детей.

Режим работы поликлиники должен строиться с учетом безотказного обеспечения населения медицинской помощью в рабочее и нерабочее время. Работу на участке необходимо организовать, чередуя приемы в утренние и вечерние часы.

Структура детской поликлиники находится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает (примерная схема):

• фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

• регистратуру;

• отделения педиатрической и узкоспециализированной помощи;

• отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях ДШО;

• отделение (кабинет) медико-социальной помощи;

• отделение (кабинет) восстановительного лечения;

• отделение лечебно-диагностической помощи;

• клинико-экспертную комиссию;

• административно-хозяйственную часть и другие вспомо­гательные службы.

В современных условиях в городах организуются и строят­ся преимущественно крупные детские поликлиники на 600— 800 посещений в смену, имеющие все условия для организации лечебно-профилактической работы: необхо­димый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейн для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, пере­движные физиотерапевтические кабинеты для образователь­ных учреждений и т. д.

На 10 тыс. детского населения выделяется 12, 5 должности участковых врачей-педиатров. Главной задачей участкового педиатра является проведение профилактических мероприя­тий, направленных на обеспечение гармоничного физическо­го и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на снижение заболеваемости и смертно­сти путем оказания своевременной и высококвалифицирован­ной медицинской помощи.

Участковый врач-педиатр работает под руководством заве­дующего отделением по плану, составленному на основе ана­лиза состояния здоровья детского населения. Он имеет право выдавать листки нетрудоспособности в соответствии с дейст­вующими инструкциями, давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам.

Выделяют несколько основных разделов работы участково­го педиатра: профилактическая, лечебная, противоэпидемиче­ская, работа по формированию здорового образа жизни, связь с другими медицинскими учреждениями, организация работы медсестры, работа с медицинской документацией.

Особенности детской ПК:

1.Отделение здорового ребенка (кабинет)

2.Дошкольно-школьное отделение

З. Отдельный вход и выход для больных и здоровых детей

4.Установленные дни здорового ребенка 1-2 раза в неделю.

5.Наличие фильтра, изолятора, бокса

6. Прививоч.кабинет, кабинет для р-ции Манту и БЦЖ

7.На 1 врача 2-3 медсестры

8.В детской ПК ведется прием только здоровых детей, реконвалесцентов и детей на Д учете. Все о. заболевшие или бывшие в контакте наблюдаются только на дому.

Организация труда.

Врачи ведут прием, помощь больным на дому, организуют и проводят проф. медосмотры.

Нормативы: 1 педиатр на 800 детей до 15 лет В ДДУ: ясли - 1 пед. на 180-200 детей д/с - 1 пед. на 600 детей школа - 1 пед. на 2 тыс. детей

2 вызова в 1 час на дому, 5 чел. в час на приеме, 7 чел. в час на проф. Приеме, 4 часа в мес. на сан-просвет. работу.

Основные мед. документы на участке:

1.История развития ребенка №112/у

2.Карта диспансерного наблюдения 03О/у

3.Книга вызовов врачей 031/у

4.Карта профил. прививок 063/у

 

Содержание работы участкового педиатра.

Задачи:

1. Дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов.

2. Обеспечение нормального физического и нервно-психического развития детей, путем внедрения мероприятий специф. и неспециф. хар-ра.

 

Обязанности:

1.Постоянное поддержание связи с ЖК, обеспеч.приемственности, наблюдение за беременной

2 Посещать н/р первые 3 дня после выписки и по достижении 1 мес.

3.Прием детей в ПК, лечение, назначение режима, питания, профил. рахита, оценка физич. и нервно-псих. развития детей.

4.Профил. наблюдение за детьми, консультация других специалистов.

5.Планирование и проведение профил. прививок. Своевременное и обоснованное оформление мед. отводов

6.Динамическое мед. наблюдение за детьми.

7.Обследование, оздоровление и профил. мероприятия детям, поступающим в ДДУ, ДШУ.

8.Посещать на дому в день вызова, оказывать помощь.

9.Информировать руководство о всех тяжелобольных и негоспитализированных:

10.Информировать центры санэпиднадзора о всех случаях инфек. б., или подозрении на них.

11.Направлять в стационары.

12.Постановка на Д учет.

Учет и отбор детей, нужд, в сан.-кур. лечении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.