Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Догматическое сознание и ересь






Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо:

а) Для обобщения и систематизации духовного опыта, проверки его доброкачественности. Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит человеческой активности.

б) для сообщения опыта тем, кто его не имеет, для свидетельства о вере. Ап. Петр пишет: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя: " Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта..., если бы не стояла задача научить ближнего".

Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие. Искажение богооткровенного учения в христианском богословии получило наименование " ереси" (от греч. выбор, предпочтение). Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.

Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все неправославные христиане[1]. Однако, в церковной практике принято различать заблуждение, которое является результатом невежества в вопросах вероучения, от ереси, которая представляет собой сознательное противление истине, провозглашаемой Церковью.

Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения - практически всегда она является следствием повреждения в духовной жизни человека (например, гордости ума). Причем, будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: оно искажает духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан Афонский предупреждает: " Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия". Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а следовательно и о путях достижения спасения человеком. Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.