Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повесть состоит из 4-х самостоятельных частей, связанных воедино (новеллы).






1 часть: история князя Павла, его жены и змея, избавление от змея, болезнь князя Петра (Февронья из деревни Ласково Рязанской обл.)

2 часть: встреча П и Ф, избавление от болезни, женитьбы и переезде Ф на княжестве в Муроме в качестве жены П.

3 часть: о единоборстве (социальный и политический мотив) П и Ф с боярами, изгнание князей и возвращение их в Муром, их счастливое княжение.

4 часть: рассказ о принятии П и Ф монашеского сана (они уходят в монастырь), их кончине и о посмертных чудесах (здесь сильные житийные традиции).

Помимо этих 4 частей есть еще вступление и заключение. Во вступлении – объясняется основы возникновения мира и святость избранных людей (3 качества – разум, речь, душа). В заключение объясняется суть святости П и Ф.

Новизна сюжета: впервые в древнерусской литературе сюжет построен на взаимоотношении мужчины и женщины, на изображении их супружеской верности и духовной близости. Новым в повести является и конфликт, который в большей степени можно назвать социальным (политическим), в повести проявлена антибоярская направленность в изображении конфликта, что сближает это произведение с публицистическими произведениями Еразма. Он поэтизировал сильную княжескую власть, осуждал боярский произвол, междуусобную войну, борьбу за власть, безнравственность социального неравенства людей. Новая в повести и тематика: тема всепобеждающей любви (супружеской верности), тема социального неравенства, тема человеческого разума.

Главный в повести образ – образ Ф, образ мудрой девы, крестьянки-целительницы. Характер ее многогранен, он воплотил народную мудрость и душевную красоту, лучшие черты русского женского характера (чувство собственного достоинства, женская гордость, крепость духа, сила ума и воли, особая интуиция (дар провидения), мудрость. Тематика повести и образ Ф показывает, как в русской литературе 16 века развивается внимание к личной жизни человека, его индивидуальности к частной судьбе. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти.

«Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» — так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника.

Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».Брат Павла, Петр, решает убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в одной из своих поездок для уединенной молитвы в загородном храме в алтаре между «керамидами», то есть керамическими плитками, обычно закрывавшими погребения.

Удостоверившись, что в храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший облик Павла, Петр ударяет его Агриковым мечом. К змию возвращается его подлинный облик, и он «трепеща» умирает, обрызгав Петра своею кровью. От этой крови Петр покрывается струпьями. Болезнь его невозможно вылечить. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Есть что-то общее в деталях этой части повести с западноевропейским средневековым повествованием о Тристане и Изольде.

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания, как вассалы короля Марка требуют изгнания Изольды. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра.

Отметим и сдержанность повествования, как бы вторящего скромности проявления чувств. Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обвертывающей вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зрительно ясен, как и первое появление Февронии в повести, когда она сидела в избе за ткацким станком, а перед нею скакал заяц. Чтобы оценить этот жест Февронии, обвертывающей нить об иглу, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний — действие в них происходит как бы в сукнах. В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для «святой» чаши

 

С УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИЕЙ СВЯЗАН ОБРАЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕРОИНИ - ФЕВРОНИИ. ДОЧЬ КРЕСТЬЯНИНА - " ДРЕВОЛАЗЦА" (БОРТНИКА) ОБНАРУЖИВАЕТ НРАВСТВЕННОЕ И УМСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД КНЯЗЕМ ПЕТРОМ. В ПОВЕСТИ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ НЕОБЫЧАЙНАЯ МУДРОСТЬ ФЕВРОНИИ. ОТРОК (СЛУГА) КНЯЗЯ ПЕТРА ЗАСТАЕТ ЕЕ И ИЗБЕ ЗА ТКАЦКИМ СТАНКОМ В ПРОСТОЙ ОДЕЖДЕ, И ФЕВРОНИЯ ВСТРЕЧАЕТ КНЯЖЕСКОГО СЛУГУ " СТРАННЫМИ" СЛОВАМИ: " НЕЛЕПО ЕСТЬ БЫТИ ДОМУ БЕЗО УШИЮ, И ХРАМУ БЕЗ ОЧИЮ". НА ВОПРОС ЮНОШИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ КТО-ЛИБО ИЗ ЖИВУЩИХ В ДОМЕ МУЖЧИН, ОНА ОТВЕЧАЕТ: " ОТЕЦ И МАТИ МОЯ ПОИДОША В ЗАЕМ НАКАТИ. БРАТ ЖЕ МОИ ИДЕ ЧРЕЗ НОГИ В НАВИ (СМЕРТЬ) ЗРЕТИ".

САМ ОТРОК НЕ В СИЛАХ УРАЗУМЕТЬ СМЫСЛА МУДРЫХ РЕЧЕЙ ФЕВРОНИИ И ПРОСИТ ОБЪЯСНИТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЕ. ФЕВРОНИЯ ОХОТНО ЭТО ДЕЛАЕТ. УШИ ДОМУ - СОБАКА, ОЧИ ХРАМУ (ДОМУ) - РЕБЕНОК. У НЕЕ В ДОМЕ НЕТ НИ ТОГО, НИ ДРУГОГО, ПОЭТОМУ НЕКОМУ БЫЛО ПРЕДУПРЕДИТЬ ЕЕ О ПРИХОДЕ НЕЗНАКОМЦА, И ТОТ ЗАСТАЛ СЕ В СТОЛЬ НЕПРИГЛЯДНОМ ВИДЕ. А МАТЬ И ОТЕЦ ПОШЛИ НА ПОХОРОНЫ - ВЗАЙМЫ ПЛАКАТЬ, ТАК КАК, КОГДА ОНИ УМРУТ, ПО НИМ ТОЖЕ БУДУТ ПЛАКАТЬ. ОТЕЦ И БРАТ ЕЕ - " ДРЕВОЛАЗЦЫ", СОБИРАЮЩИЕ МЕД ДИКИХ ПЧЕЛ, И НЫНЕ БРАТ " НА ТАКОВО ДЕЛО ИДЕ"; ВЗБИРАЯСЬ НА ДЕРЕВО И СМОТРЯ ЧЕРЕЗ НОГИ ВНИЗ, ОН ПОСТОЯННО ДУМАЕТ О ТОМ, КАК БЫ НЕ УПАСТЬ С ТАКОЙ ВЫСОТЫ, НЕ РАЗБИТЬСЯ НАСМЕРТЬ.

ОДЕРЖИВАЕТ ПОБЕДУ ФЕВРОНИЯ И НАД ПЕТРОМ, СОСТЯЗАЯСЬ С КНЯЗЕМ В МУДРОСТИ. ЖЕЛАЯ ПРОВЕРИТЬ УМ ДЕВУШКИ, ПЕТР ПОСЫЛАЕТ ЕЙ ПУЧОК ЛЬНА, ПРЕДЛАГАЯ, ПОКА ОН МОЕТСЯ В БАНЕ, СДЕЛАТЬ ИЗ НЕГО РУБАШКУ, ШТАНЫ И ПОЛОТЕНЦЕ. В ОТВЕТ ФЕВРОНИЯ ПРОСИТ ПЕТРА СДЕЛАТЬ ИЗ ЩЕПКИ ТКАЦКИЙ СТАНОК, ПОКА ОНА " ОЧЕШЕТ" ЛЕН. КНЯЗЬ ВЫНУЖДЕН ПРИЗНАТЬ, ЧТО ЭТОГО СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО. " А СЕ ЛИ ВЪЗМОЖНО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕКУ МУЖЕСКА ВЪЗРАСТУ ВЪ ЕДИНОМ ПОВЕСМЕ (ПУЧКЕ) ЛНУ В МОЛУ ГОДИНУ, В НЮ ЖЕ ПРЕБУДЕТ В БАНИ,

СЪТВОРИТИ СРАЧИЦУ И ПОРТЫ И УБРУСЕЦЬ? " - СПРАШИВАЕТ ФЕВРОНИЯ. И ПЕТР ВЫНУЖДЕН ПРИЗНАТЬ ЕЕ ПРАВОТУ.

ФЕВРОНИЯ СОГЛАСНА УВРАЧЕВАТЬ ЯЗВЫ ПЕТРА ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ - СТАТЬ ЕГО ЖЕНОЙ. ОНА ПОНИМАЕТ, ЧТО НЕ ТАК-ТО ПРОСТО КНЯЗЮ ЖЕНИТЬСЯ НА КРЕСТЬЯНКЕ. КОГДА КНЯЗЬ ИСЦЕЛИЛСЯ, ОН И ДУМАТЬ ЗАБЫЛ О СВОЕМ ОБЕЩАНИИ: "...НЕ ВЪСХОТЕ ПОЯТИ Ю ЖЕНУ СЕБЕ ОТЕЧЕСТВА (ПРОИСХОЖДЕНИЯ) ЕЯ РАДИ". ФЕВРОНИЯ, ПОНИМАЯ, ЧТО ОНА НЕРОВНЯ КНЯЗЮ, ПРЕДВИДЕЛА ПОДОБНЫЙ ОТВЕТ ПЕТРА И ПОЭТОМУ ЗАСТАВИЛА ЕГО ПОМАЗАТЬ НЕ ВСЕ СТРУПЬЯ. А КОГДА ТЕЛО КНЯЗЯ ВНОВЬ ПОКРЫЛОСЬ ЯЗВАМИ, ОН ВЫНУЖДЕН СО СТЫДОМ ВЕРНУТЬСЯ К НЕЙ, ПРОСЯ ВРАЧЕВАНИЯ. И ФЕВРОНИЯ ИСЦЕЛЯЕТ ПЕТРА, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВЗЯВ С НЕГО ТВЕРДОЕ СЛОВО ЖЕНИТЬСЯ. ТАК ДОЧЬ РЯЗАНСКОГО КРЕСТЬЯНИНА ЗАСТАВЛЯЕТ ПЕТРА СДЕРЖАТЬ СВОЕ КНЯЖЕСКОЕ ОБЕЩАНИЕ. ПОДОБНО ГЕРОИНЯМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК, ФЕВРОНИЯ БОРЕТСЯ ЗА СВОЮ ЛЮБОВЬ, ЗА СВОЕ СЧАСТЬЕ. ДО КОНЦА ДНЕЙ ХРАНИТ ОНА СВЯТО ЛЮБОВЬ К МУЖУ. ПО ТРЕБОВАНИЮ МУРОМСКИХ БОЯР ОНА ПОКИДАЕТ ГОРОД, ВЗЯВ С СОБОЙ САМОЕ ДЛЯ НЕЕ ДОРОГОЕ - СВОЕГО СУПРУГА. ОН ДЛЯ НЕЕ ДОРОЖЕ ВЛАСТИ, ПОЧЕСТЕЙ, БОГАТСТВА.

НА КОРАБЛЕ ФЕВРОНИЯ УГАДЫВАЕТ НЕЧЕСТИВЫЕ ПОМЫСЛЫ НЕКОЕГО ЖЕНАТОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОСМОТРЕЛ НА НЕЕ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ. ОНА ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО ПОПРОБОВАТЬ ВОДУ С ОБОИХ БОРТОВ СУДНА И СПРАШИВАЕТ: " РАВНА ЛИ УБО СИ ВОДА ЕСТЬ, ИЛИ ЕДИНА СЛАЖЕШИ? ". ОН ОТВЕЧАЕТ: " ЕДИНА ЕСТЬ, ГОСПОЖЕ, ВОДА". И ФЕВРОНИЯ ГОВОРИТ ТОГДА: " И ЕДИНО ЕСТЕСТВО ЖЕНЬСКОЕ ЕСТЬ. ПОЧТО УБО, СВОЮ ЖЕНУ ОСТАВЯ, ЧЮЖИА МЫСЛИШИ! "

ФЕВРОНИЯ УМИРАЕТ ОДНОВРЕМЕННО С МУЖЕМ, ИБО НЕ МЫСЛИТ СЕБЕ ЖИЗНИ БЕЗ НЕГО. А ПОСЛЕ СМЕРТИ ТЕЛА ИХ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЛЕЖАЩИМИ В ЕДИНОМ ГРОБУ. ДВАЖДЫ ПЫТАЮТСЯ ИХ ПЕРЕХОРОНИТЬ, И КАЖДЫЙ РАЗ ТЕЛА ИХ ОКАЗЫВАЮТСЯ ВМЕСТЕ.

ХАРАКТЕР ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕРОИНИ В ПОВЕСТИ ДАН ВЕСЬМА МНОГОГРАННО. ДОЧЬ РЯЗАНСКОГО КРЕСТЬЯНИНА ИСПОЛНЕНА ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ЖЕНСКОЙ ГОРДОСТИ, НЕОБЫЧАЙНОЙ СИЛЫ УМА И ВОЛИ. ОНА ОБЛАДАЕТ ЧУТКИМ, НЕЖНЫМ СЕРДЦЕМ, СПОСОБНА С НЕИЗМЕННЫМ ПОСТОЯНСТВОМ И ВЕРНОСТЬЮ ЛЮБИТЬ И БОРОТЬСЯ ЗА СВОЮ ЛЮБОВЬ. ЕЕ ЧУДЕСНЫЙ ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЗАСЛОНЯЕТ СЛАБУЮ И ПАССИВНУЮ ФИГУРУ КНЯЗЯ ПЕТРА. ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ ПОВЕСТИ ПЕТР ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ БОРЦА ЗА ПОРУГАННУЮ ЧЕСТЬ БРАТА ПАВЛА. С ПОМОЩЬЮ АГРИКОВА МЕЧА ОН ОДЕРЖИВАЕТ ПОБЕДУ НАД ЗМЕЕМ, ПОСЕЩАВШИМ ЖЕНУ ПАВЛА. НА ЭТОМ ЕГО АКТИВНАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, И ИНИЦИАТИВА ПЕРЕХОДИТ К ФЕВРОНИИ.

В ПОВЕСТИ НАМЕЧЕНА ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА. НЕ СРАЗУ КНЯЗЬ РЕШАЕТСЯ НА БРАК С ДОЧЕРЬЮ " ДРЕВОЛАЗЦА ". А КОГДА ЛИЧНЫЙ КОНФЛИКТ РАЗРЕШЕН БЛАГОДАРЯ МУДРОСТИ ФЕВРОНИИ, ВОЗНИКАЕТ НОВЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ. ПЕТР ПОСЛЕ СМЕРТИ БРАТА ПАВЛА СТАЛ " ЕДИН САМОДЕРЖЕЦ" " ГРАДУ СВОЕМУ". ОДНАКО БОЯРЕ НЕ ЛЮБЯТ КНЯЗЯ, " ЖЕН РАДИ СВОИХ", " ЯКО БЫСТЬ КНЯГИНИ НЕ ОТЕЧЕСТВА РАДИ ЕЯ". БОЯРЕ ОБВИНЯЮТ ФЕВРОНИЮ В НАРУШЕНИИ " ЧИНА", Т. С. ПОРЯДКА: ОНА НЕПОДОБАЮЩИМ КНЯГИНЕ ОБРАЗОМ ВЕДЕТ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ. ПООБЕДАВ, ФЕВРОНИЯ ПО КРЕСТЬЯНСКОЙ ПРИВЫЧКЕ, ВСТАВАЯ ИЗ-ЗА СТОЛА, " ВЗИМАЕТ В РУКУ СВОЮ КРОХИ, ЯКО ГЛАДНА". ПЕРЕД НАМИ ВЕСЬМА ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ БЫТОВАЯ ДЕТАЛЬ - КРЕСТЬЯНКА ХОРОШО ЗНАЕТ ЦЕНУ ХЛЕБА!

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРОВОДЯ ИДЕЮ " САМОДЕРЖАВНОЙ" КНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ, ПОВЕСТЬ РЕЗКО ОСУЖДАЕТ СВОЕВОЛИЕ БОЯРСТВА. БОЯРЕ С " ЯРОСТИЮ" ГОВОРЯТ КНЯЗЮ, ЧТО ОНИ НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ФЕВРОНИЯ ГОСПОДСТВОВАЛА НАД ИХ ЖЕНАМИ. " НЕИСТОВИИ, НАПОЛНИВШЕСЯ БЕЗСТУДИА" БОЯРЕ УЧРЕЖДАЮТ ПИР, НА КОТОРОМ " НАЧАТА ПРОСТИРАТИ БЕЗСТУДНЫЯ СВОИ ГЛАСЫ, АКИ ПСИ ЛАЮЩЕ", ТРЕБУЯ, ЧТОБЫ ФЕВРОНИЯ ПОКИНУЛА ГОРОД. УДОВЛЕТВОРЯЯ ПРОСЬБУ КНЯГИНИ ОТПУСТИТЬ С НЕЙ ЕЕ СУПРУГА, " КИИЖДО БО ОТ БОЛЯР В УМЕ СВОЕМ ДРЪЖАЩЕ, ЯКО САМ ХОЩЕТ САМОДЕРЖЕЦ БЫТИ". ОДНАКО ПОСЛЕ ТОГО КАК " САМОДЕРЖЕЦ" ПЕТР ПОКИНУЛ ГОРОД, " МНОЗИ БО ВЕЛЬМОЖА ВО ГРАДЕ ПОГИБОША ОТ МЕЧА. КИИЖДО ИХ ХОТЯ ДЕРЖАВЪСТВОВАТИ, САМИ СЯ ИЗГУБИША". ПОЭТОМУ ОСТАВШИЕСЯ В ЖИВЫХ ВЕЛЬМОЖИ И НАРОД МОЛЯТ КНЯЗЯ ВЕРНУТЬСЯ В МУРОМ И " ДЕРЖАВСТВОВАТЪ" ТАМ ПО-ПРЕЖНЕМУ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ КНЯЗЯ И БОЯРСТВА РАЗРЕШЕН ЖИЗНЕННОЙ ПРАКТИКОЙ.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ " ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ" - ОТРАЖЕНИЕ В НЕЙ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ КРЕСТЬЯНСКОГО И КНЯЖЕСКОГО БЫТА: ОПИСАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ, ПОВЕДЕНИЕ ФЕВРОНИИ ЗА ОБЕДОМ. ЭТО ВНИМАНИЕ К БЫТУ, ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЧЕЛОВЕКА БЫЛО НОВЫМ В ЛИТЕРАТУРЕ.

АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОВЕСТИ НЕ ИГРАЮТ СУЩЕСТВЕННОЙ РОЛИ. В СООТВЕТСТВИИ С ТРАДИЦИЯМИ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕТР И ФЕВРОНИЯ ИМЕНУЮТСЯ " БЛАГОВЕРНЫМИ", " БЛАЖЕННЫМИ". ПЕТР " ИМЕЯШЕ ОБЫЧАИ ХОДИТИ ПО ЦЕРКВАМ, УЕДИНЯЛСЯ", ОТРОК УКАЗЫВАЕТ ЕМУ ЧУДЕСНЫЙ АГРИКОВ МЕЧ, ЛЕЖАЩИЙ В АЛТАРНОЙ СТЕНЕ ЦЕРКВИ ВОЗДВИЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. В ПОВЕСТИ ОТСУТСТВУЮТ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЖИТИЯ ОПИСАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕРОЕВ, ИХ ДЕТСТВА, ПОДВИГОВ БЛАГОЧЕСТИЯ. ВЕСЬМА СВОЕОБРАЗНЫ И ТЕ " ЧУДЕСА", КОТОРЫЕ СОВЕРШАЕТ ФЕВРОНИЯ: СОБРАННЫЕ ЕЮ СО СТОЛА ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В " ДОБРОВОННЫЙ ФИМИАМ", А " ДРЕВЦА МАЛЫ", НА КОТОРЫХ ВЕЧЕРОМ ПОВАР ПОВЕСИЛ КОТЛЫ, ГОТОВЯ УЖИН, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ФЕВРОНИИ НАУТРО ПРЕВРАЩАЮТСЯ В БОЛЬШИЕ ДЕРЕВЬЯ, " ИМУЩЕ ВЕТВИ И ЛИСТВИЕ".

ПЕРВОЕ ЧУДО НОСИТ БЫТОВОЙ ХАРАКТЕР И СЛУЖИТ ОПРАВДАНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ ФЕВРОНИИ: ОБВИНЕНИЕ, ВОЗВЕДЕННОЕ БОЯРАМИ НА КНЯГИНЮ-МУЖИЧКУ, ОТВОДИТСЯ С ПОМОЩЬЮ ЭТОГО ЧУДА. ВТОРОЕ ЧУДО ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ ЖИВОТВОРЯЩЕЙ СИЛЫ ЛЮБВИ И СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ ФЕВРОНИИ. УТВЕРЖДЕНИЕМ ЭТОЙ СИЛЫ И ОТРИЦАНИЕМ МОНАШЕСКОГО АСКЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА СЛУЖИТ ТАКЖЕ ПОСМЕРТНОЕ ЧУДО: ГРОБ С ТЕЛОМ ПЕТРА ПОСТАВЛЕН ВНУТРИ ГОРОДА В ЦЕРКВИ БОГОРОДИЦЫ, А ГРОБ С ТЕЛОМ ФЕВРОНИИ - " ВНЕ ГРАДА" В ЖЕНСКОМ ВОЗДВИЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ; НАУТРО ОБА ЭТИ ГРОБА ОКАЗЫВАЮТСЯ ПУСТЫМИ, А ИХ ТЕЛА " НАУТРИИ ОБРЕТОШАСЯ ВЪ ЕДИНОМ ГРОБЕ".

ОРЕОЛОМ СВЯТОСТИ ОКРУЖАЕТСЯ НЕ АСКЕТИЧЕСКАЯ МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ, А ИДЕАЛЬНАЯ СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ В МИРУ И МУДРОЕ ЕДИНОДЕРЖАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ КНЯЖЕСТВОМ: ПЕТР И ФЕВРОНИЯ " ДЕРЖАВСТВУЮЩЕ" В СВОЕМ ГОРОДЕ, " АКИ ЧАДОЛЮБИИ ОТЕЦ И МАТИ", " ГРАД БО СВОИ ИСТИНОЮ И КРОТОСТИЮ, А НЕ ЯРОСТИЮ ПРАВЯЩЕ".

ТАКИМ ОБРАЗОМ, РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ XVI СТОЛЕТИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕМ МЕСТНЫХ ОБЛАСТНЫХ ЛИТЕРАТУР В ЕДИНУЮ ОБЩЕРУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ЗАКРЕПЛЯЮЩУЮ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. В ОФИЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, СОЗДАВАЕМОЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КРУГАХ, ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ИДЕАЛИЗИРУЮЩЕГО БИОГРАФИЗМА С ЦЕЛЬЮ ПАНЕГИРИЧЕСКОГО ПРОСЛАВЛЕНИЯ " МОСКОВСКОГО ЦАРСТВИЯ", ЕГО БЛАГОВЕРНЫХ И БЛАГОЧЕСТИВЫХ ЕДИНОДЕРЖАВНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ И " НОВЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ", СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О БОГОИЗБРАННОСТИ " РОССИЙСКОГО ЦАРСТВИЯ".

ЭТОТ СТИЛЬ СТРОГО СОБЛЮДАЕТ ЭТИКЕТНОСТЬ, ЦЕРЕМОНИАЛЬНОСТЬ, В НЕМ ПРЕОБЛАДАЮТ АБСТРАГИРУЮЩИЕ НАЧАЛА В ИЗОБРАЖЕНИИ ГЕРОЕВ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАЮТ ПЕРЕД ЧИТАТЕЛЕМ ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ И ВЕЛИЧИИ УКРАШАЮЩИХ ИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. ОНИ ПРОИЗНОСЯТ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ " РЕЧИ", СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИХ САНУ И СИТУАЦИИ. ОНИ СОВЕРШАЮТ СВОИ " ДЕЯНИЯ" В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ. ОДНАКО ЭТОТ СТИЛЬ НАЧИНАЕТ РАЗРУШАТЬСЯ ЗА СЧЕТ ВКЛЮЧЕНИЯ, ПОРОЙ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО, КОНКРЕТНЫХ БЫТОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАРИСОВОК, ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА, ПРОСТОРЕЧНЫХ И РАЗГОВОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА. В ЛИТЕРАТУРЕ XVI В. НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС ЕЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ В УСИЛЕНИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОЛЬКЛОРА, РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕТЕРПЕВАЮТ ТАКЖЕ ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И АГИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ, НЕ ПРЕНЕБРЕГАЮЩИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ И ДОПУСКАЮЩИЕ ВЫМЫСЕЛ. ВСЕ ЭТО ПРИВОДИТ К ОБОГАЩЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ И СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ШИРОКОМУ ОТРАЖЕНИЮ ЕЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.