Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Исполнительский характер музыкального искусства. Место исполнительства в системе музыкальной коммуникации.






Исполнительский характер музыкального искусства

Музыкальное исполнение – творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры) музыка как искусство временное, отражающее действительность в звуковых художественных обра-зах, нуждается в акте воссоздания, в посредничестве исполнителя. Объектив-но существуя в нотной записи, свое реальное звучание, как и свое обще-ственное бытие музыкальное произведение обретает в процессе исполнения, его художественной интерпретации. Оно живет в сознании слушателя как музыка услышанная, прозвучавшая.

Эта особенность музыки заложена в ее природе, в диалектическом един-стве музыкального произведения и исполнения. Как самостоятельный вид художественного творчества музыкальное исполнение складывается на том историческом этапе развития музыкального искусства, когда в условиях го-родской культуры возникают системы фиксации музыки условными знаками. В нотной записи, выполняющей только семиотические функции и фиксиру-ющей лишь сочетание высотных и ритмических соотношений звуков, компо-зитором закрепляется определенное художественное содержание. Интониро-вание нотного текста, его интерпретация – творческий акт.

Область средств выражения музыканта-исполнителя обладает известной самостоятельностью и спецификой. Исполнительское интонирование отличается от композиторского (закрепленного в нотной записи) прежде всего своей импровизационной природой. Тончайшие интонационные нюансы, агогические, динамические и темповые отклонения, разнообразные способы звукоизвлечения, не зафиксированные в нотной записи, составляют; комплекс исполнительских средств выражения, дополняющий комплекс элементов музыкального языка, используемых композитором. В зависимости от манеры интонирования исполнителя, обусловленной его творческой индивидуальностью, степенью чуткости к восприятию музыки, возможно различное раскрытие ее образного содержания и эмоционального строя.

Подобная вариантная множественность исполнения обусловливается вариантной множественностью самого содержания музыкального произведения. Наличие художественной реальности музыкального произведения, существующего в виде нотного текста и воссоздаваемого исполнителем (или исполнителями) на основе заложенных в нем эстетических закономерностей, принципиально отличает музыкальное исполнение от импровизации.

Исполнительство как особый вид художественной деятельности существует не во всех искусствах. В живописи,
например, оно неотделимо от творчества: создать картину — это и значит «исполнить», ее. Когда-то и в музыке создание и исполнение произведения не отделялось друг от друга: в древности музыкант пел или играл то, что он сам сочинял, импровизировал.

Но творение живописца или скульптора воплощается в материале, сохраняющем его на века, а материал музыки (звук) живет пока он звучит. Отзвучав, музыкальное произведение перестает реально существовать, исчезает. Чтобы услышать его снова, его нужно каждый раз заново возрождать к жизни, заставлять снова звучать.

Только в тех искусствах, которые протекают во времени, возникает надобность в особых посредниках между произведением и его слушателями или зрителями, посредниках — актерах, танцорах, чтецах, музыкантах, способных многократно воспроизводить эти запечатленные в преходящих звуках или движениях процессы.

в роли исполнителя музыкальных произведений может выступать и сам их автор — это не подлежит сомнению, как и то, что подобное «авторизованное» исполнение представляет особо выдающиеся интерес и ценность. В старину совмещение специальностей композитора и исполнителя было даже правилом: еще в восемнадцатом столетии почти все крупнейшие музыканты — Бах, Гендель, Куперен, Рамо, Скарлатти, Моцарт и другие — с одинаковым блеском проявляли себя на обоих этих поприщах. Позже такое сочетание встречается постепенно все реже. Правилом же становится разъединение названных профессий, раздельное существование «чистых» композиторов, не выступающих в концертах, и «чистых» исполнителей, занимающихся исключительно (или почти исключительно) публичным интерпретированием чужих сочинений.

Публичное исполнение музыкальных произведений требует специального призвания к артистической деятельности, специфических природных данных, времени и сил для ежедневной длительной тренировки и т. д. Композитор может не иметь и часто не имеет того или другого. Между тем без артистического «нерва» и темперамента или без выдержки и самообладания на эстраде, без голоса при пении или без моторной (двигательной) ловкости при игре на каком-либо музыкальном инструменте, без выработанной и постоянно поддерживаемой техники и многого другого из той же области исполнение обречено на провал: оно не «донесет» произведения до слушателей, только незаслуженно дискредитирует его в их глазах. Но и в том случае, когда речь идет о композиторе, наделенном необходимыми исполнительскими данными, ограничить интерпретирование его произведений одним только авторским исполнением значило бы чрезвычайно ослабить их общественный резонанс, до крайности сузить круг их воздействия.

Исполнительство как сотворчество по отношению к деятельности композитора. Музыкант-исполнитель выступает посредником между композитором и слушателем. Исполнитель и публика: взаимодействие и сотворчество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.