Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Общественная музыкальная среда. Музыкальное произведение и проблема его идентичности






Общественная музыкальная звуковая среда как объект познавательной и оценочной музыкальной деятельности, средство музыкальной коммуникации, способ фиксации духовного содержания музыки. Художественное творчество как способ преобразования музыкальной среды. Структура общественной музыкальной среды. Музыка повседневного быта, обрядов и праздников. Концертная и театральная музыка. Роль звукозаписи, радио- и телевещания в формировании современной звуковой среды.

Роль музыкального произведения в музыкальной культуре. Музыкальное произведение как художественно-самостоятельное, обособленное, конструктивно законченное явление и его включенность в звуковую среду, в музыкальную культуру общества. Историчность категории " музыкальное произведение". Роль авторства и письменной фиксации музыки для ее становления.

Сложный, диалектически противоречивый бытийный статус музыкального произведения. Его актуализация в различных видах музыкальной деятельности. Текст музыкального произведения как двухуровневая система: структурированный композитором инвариантный центр и неструктурированная вариантная периферия — область исполнительской интерпретации.

Музыкальное произведение в межкультурных отношениях. Относительное постоянство, неизменность культурной среды как условие адекватного восприятия и понимания художественного произведения. Трансляция музыкального произведения в иные культурные контексты.

Тема 6. Виды музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель)

Музыкальная деятельность как форма осуществления музыкальной культуры

Все основные формы музыкальной деятельности, обладая разной степенью восприятия музыки, в конечном счете ориентируют и определяют профессиональную направленность музыканта: исполнитель, слушатель, композитор, музыковед.

Музыкальная деятельность человека подразделяется на три основные разновидности: творчество, исполнительство и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения: создание, воспроизведение, слушание. На каждом этапе содержание и форма произведения предстают в особом виде.

Сочинение музыки – вид художественного творчества. Требует творческой одаренности, а также определенной степени технической подготовки – знания основных закономерностей построения музыкальных произведений, сложившихся в ходе исторического развития музыки. Однако музыкальное произведение должно быть не набором употребительных, привычных музыкальных оборотов, а художественно целым, отвечающим эстетическим запросам общества. Для этого оно должно заключать в себе новое художественное содержание, обусловленное общественно-идеологическими факторами и отражающее в образно-неповторимой форме существенные, типические черты современной композитору действительности. Новое содержание определяет и новизну выразительных средств, которая, однако, в реалистической музыке означает не разрыв с традицией, а ее развитие в связи с новыми художественными задачами. Лишь представители всевозможных авангардистских, модернистских течений в музыке порывают со сложившимися на протяжении веков традициями, отказываясь от лада и тональности, от прежних логически осмысленных типов формы, а вместе с этим и от общественно значимого, обладающего определенной художественной и познавательной ценностью содержания.

Сам творческий процесс у различных композиторов протекает по-разному. У одних композиторов музыка подобно импровизации выливается легко, записывается ими сразу же в законченной, не нуждающейся в сколько-нибудь существенной последующей доработке, отделке и шлифовке форме (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт). Другие находят наилучшее решение только в ре-зультате длительного и напряженного процесса совершенствования первона-чального наброска (Л. Бетховен). Одни при сочинении музыки пользуются инструментом, чаще всего фортепиано (например, Й. Гайдн, Ф. Шопен), дру-гие прибегают к проверке за фортепиано только после того, как произведение полностью закончено (Ф. Шуберт, Р. Шуман, С.С. Прокофьев).

Во всех случаях критерием ценности созданного произведения у композиторов-реалистов служит степень его соответствия художественному замыслу.

На этапе создания, когда в сознании композитора одновременно вырабатываются авторское содержание (идеальное) и авторская форма (материальная), содержание существует в актуальном виде, а форма – лишь в потенци-ально. Когда же произведение реализуется в исполнении, то форма актуализируется, переходит в звучащее состояние. При этом и содержание и форма несколько изменяются, преобразуются исполнителем в соответствии с его мировоззрением, эстетическими идеалами, личным опытом, темпераментом и т. д. В этом проявляются его индивидуальное восприятие и истолкование произведения. Возникают исполнительские варианты содержания и формы. Наконец, слушатели пропускают воспринятое произведение сквозь призму своих взглядов, вкусов, жизненного и музыкального опыта и благодаря этому вновь несколько преобразуют его. Рождаются слушательские варианты содержания и формы, производные от исполнительских, а через них – от авторского содержания и авторской формы. Таким образом, на всех этапах музыкальная деятельность носит творческий характер, хотя и в разной степени: автор создает музыку, исполнитель активно воссоздает и пересоздает ее, слушатель же более или менее активно воспринимает.

Восприятие музыки – сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку. Физическое слышание – это непосредственно-чувственное восприятие внешней (звуковой) стороны музыкальной формы, сопровождаемое физиологическим воздействием. Понимание и переживание – это восприятие значений музыкальной формы, т. е. содержания музыки, через осмысление ее структур. Условием восприятия на этом уровне служит предварительное знакомство (хотя бы в общем виде) с соответствующим музыкальным языком и усвоение логики музыкального мышления, присущей данному стилю, что позволяет слушателю не только сопоставлять каждый момент развертывания музыкальной формы с предшествующими, но и предвидеть, «предслышать» направление дальнейшего движения. На этом уровне осуществляется идейное и эмоциональное воздействие музыки на слушателя.

Способность слушателя осмысленно воспринять (понять и пережить) то или иное музыкальное произведение, содержание его восприятия и оценка зависят как от объекта (произведение), так и от субъекта (слушатель), точнее, от соотношения между духовными потребностями и интересами, эстетическими идеалами, степенью художественного развития, музыкальным опытом слушателя и внутренними качествами произведения. В свою очередь, потребности и другие параметры слушателя сформированы социальной средой, а его личный музыкальный опыт есть часть общественного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено социально, как и творчество или исполнительство (что не исключает определенного значения врожденных способностей и индивидуальных психологических свойств для всех видов музыкальной деятельности). В частности, социальные факторы играют ведущую роль в образовании как индивидуальных, так и массовых истолкований (интерпретаций) и оценок музыкальных произведений. Эти истолкования и оценки исторически изменчивы.

Раневская: «Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда»

Три основных вида музыкальной деятельности тесно связаны между собой, образуя единую цепь. Каждое ее последующее звено получает материал от предыдущего и испытывает его воздействие. Существует между ними и обратная связь: исполнительство стимулирует (но, в известной мере, и ограничивает) творчество своими потребностями и возможностями. Восприятие прямо влияет на исполнительство (через реакции публики при ее непосредственном, живом контакте с исполнителем и другими путями) и косвенно на творчество (поскольку композитор вольно или невольно ориентируется на тот или иной тип музыкального восприятия и опирается на музыкальный язык, сложившийся в определенном обществе).

 

В. К. Суханцева, исследуя музыку как мир человека, убедительно показывает, что данный феномен является единственной действительностью, данной человеку, постигая которую он самоосуществляет свою человеческую сущность.

В культурологическом аспекте музыкальная деятельность предстает как неотъемлемая часть содержания музыкального искусства, которое связано, прежде всего, с «позитивным, гармонизующим отношением к человеку в наиболее важных точках его взаимодействия с миром и самим собой» (В. Н. Холопова). В данном контексте специфика музыкальной деятельности опосредуется своеобразием музыки как вида искусства. При этом физическая и психологическая реальность музыкальной деятельности наделяется ценностно-смысловым содержанием.

Ее духовный характер и внешние материальные проявления.

Проявляя себя в произведениях музыкального искусства, музыкальная деятельность включает предметные результаты деятельности человека, а также его силы и способности, реализуемые в этой деятельности. Основываясь на том, что в центре музыкального произведения стоит не столько сам мир, сколько отношение человека к нему, музыкальную деятельность можно рассматривать как воспроизводящую явления жизни, события, отношения, чувства. В отличие от других искусств, содержание музыки «определяет не отношение человека к природе, а отношение человека к человеку, прямое общение людей» (М. С. Коган). Д. Б. Кабалевский подчеркивал, что музыка – это искусство, всецело связано с человеком. Оно создается человеком, о человеке и для человека.

В музыкальной деятельности человек и музыка находятся не в соподчинении, а на правах со-бытийности. Человек является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования музыкальной деятельности. Человек как деятель перевоссоздает абстрактно-нейтральное знание, взятое из сферы музыки, наделяя его личностным смыслом. Музыка, благодаря своей пространственно-временной материи, концентрирует в своем содержании пережитый исторический опыт человечества, т.е. смыслы, выработанные культурой, которые позволяют очертить и высказать собственное видение на ту или иную предметную область жизни человека.

В данном аспекте музыкальной деятельности пересекаются потребности, мотивы человека, его сложившиеся взгляды, убеждения и опыт человечества, создавая естественные условия выхода человека за пределы самого себя, в область «незнакомого себя». Благодаря этому раздвигаются границы творческого самоосуществления.

 

Учитывая, что любая деятельность, прежде всего, связана с потребностями как необходимостью в чем-либо, в качестве регулятора музыкальной деятельности выступают мотивы, цели, установки, вкусы, переживания. Переживания интегрируют в себе эффект влияния других регуляторов, поэтому им отводится роль координатора музыкальной деятельности. Выбор переживания в качестве координатора обусловлен самой чувственной природой музыкального искусства. Цементирующей составляющей переживаний являются эмоции. Через эмоции происходит переработка ценностей в смыслы деятельности. Эмоции представляют тот канал, благодаря которому происходит проникновение ценностей в смысловую сферу человека. Именно эмоциональное переживание проблематики музыкального искусства становится основой музыкальной деятельности.

По словам Г. С. Тарасова, «в условиях музыкальной деятельности мы имеем уникальный случай зависимости содержания предмета от меры его эмоциональной нацеленности, обращенности». Качественное изменение переживания, обусловленное ценностными ориентациями, мотивационными потребностями, определяет результат музыкальной деятельности, который заключается в изменении не просто сознания, а субъекта в целом. Переживание является не только условием, но и результатом музыкальной деятельности. Ценностно-смысловая основа музыкального искусства наделяет его эстетическим качеством. Эстетическая сущность музыкального переживания возникает в результате интуитивного осознания сложных структурных отношений элементов музыкальной формы в их гармоничной целостности. В результате эстетическая сущность музыкального переживания дает качественное изменение субъекта деятельности, что будет сказываться на широте его интересов, богатстве духовных запросов и влечений, общем интеллектуальном кругозоре, которые Л. Л. Бочкарев выделяет в качестве психологических параметров измерения музыкальной деятельности.

 

Духовный аспект музыкальной деятельности раскрывает ее как форму жизнедеятельности человека. Музыка как явление жизни человека сопровождает его на протяжении всей жизни. Музыкальная деятельность детерминирована законами протекания человеческой деятельности, что выражается в стремлении человека к пре-

образованию себя и окружающего мира, потребности в самовыражении. Исследования специфики человеческой деятельности дают основания для выявления особенностей музыкальной деятельности.

Эстетическое отношение как духовно-практическое освоение мира позволяет говорить о направленности музыкальной деятельности к абсолютным ценностям, смыслам человеческого существования, к поиску истины, личностного смысла социально значимых ценностей. Это связано с тем, что музыкальная деятельность предстает не как пассивное созерцание содержания музыкального искусства и его интерпретации, а как активная интеллектуально-эмоциональная переработка увиденного, услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением субъекта деятельности к объекту.

 

Индивидуально-личностный характер основных форм музыкальной деятельности и ее социальная детерминированность

Музыковед, композитор, исполнитель и слушатель не существуют все социума. Поэтому художественная коммуникация (общение) является одной из важных сторон системы музыкальной деятельности. Основными функциональными блоками в системе музыкальной культуры становятся Творчество, исполнительство и восприятие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.