Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2.






ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (оратория)

1. Структура публичного выступления.

Принципы выбора и расположения материала.

Общие принципы выбора и расположения материала

1. Продолжительность речи. В многовековой риторической практике установлено, что трудно удержать внимание слушателей дольше, чем три четверти часа, даже при использовании специальных риторических средств. Называют и ещё одну временную величину – 5-10 минут – естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь. Именно поэтому ровно 45 минут продолжается так называемый «академический час».

2. Если ваше время ограничено по сравнению с обилием проблем, которые вы хотели бы рассмотреть, и если в вашу задачу не входит именно перечисление (как можно более полное) этих проблем, то тактически гораздо выгоднее не стараться «втиснуть» в выступление всё многообразие вопросов, а выбрать один из них, но зато уж его проанализировать глубоко и всесторонне, а другие назвать, связав с избранным.

3. Все части речи лучше всего подчинить одной конкретной цели. Оратора, как мы заметили, принято сравнивать с полководцем. Это значит, что структурно речь должна быть организована, как войско, способное сражаться и победить. Конкретную цель речи оратор должен определить для себя с самого начала подготовки к выступлению.

4. Структура речи и её цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям; очевиден должен быть порядок частей, их отдельность и их взаимосвязанность. Дело оратора – постоянно держать слушателей «в курсе» своих «планов».

5. На каждой отдельной смысловой позиции в речи нужно «закрепиться» - обосновать её и подчеркнуть её важность.

6. При дедуктивном принципе с самого начала даётся сформулированный тезис, который затем и доказывается в ходе всей речи. Индуктивный путь обратный: от примеров, наблюдений, частных обоснований – к общему выводу – тезису.

Дедуктивный, так называемый «аристотелевский», хорош при положительном отношении аудитории к оратору (или к его тезису). Если же аудитория настроена недоброжелательно, то тогда рекомендуют прибегать к индуктивному, «сократовскому», пути рассуждений.

 

Части речи, их функции и задачи оратора.

В соответствии с оправданной веками античной традицией речь состоит из четырёх или пяти главных частей. Аристотелевский образец четырёхчастенпредисловие, изложение, доказательство, заключение. Пятичленная речь (Квинтилиан, Цицерон) включает ещё возражения, которые рассматриваются перед заключением.

1. Вступление (введение, начало, или, по Сократу/Платону, «голова речи»).

Основные задачи оратора на этом важнейшем этапе:

А) установить контакт со слушателями, вызвать их расположение и доверие;

Б) привлечь их внимание к своей теме, заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих и лично для каждого.

Относительный объём введения не может при этом быть большим – не более 1/8 всей речи.

Введение при подготовке речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе своё выступление.

Рекомендации по исполнению введения.

2. Не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!

3. Обратитесь к важности темы для слушателей.

4. Задайте хороший риторический вопрос, это привлекает внимание, активизирует мысль.

5. Используйте цитату – остроумную, уместную – или пословицу, это помогает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету.

6. Опытный оратор может позволить себе начать с анекдота или случая из своей жизни. Помните при этом о том, что это должно быть сказано кратко и в связи с темой!

1. Основная часть (середина, «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора могут не выдержать). Это связано с механизмами запоминания: известно, что память человека может удержать одновременно не более 7±2 единиц хранения.

2. Заключение (или. По Сократу, «ноги» речи)

Основные задачи:

А) дать возможность слушателям припомнить, о чём и что вы говорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причём с усилением);

Б)закруглить речь, активизировать аудиторию. Косвенный итог всего выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего, что было сказано.

Никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении звучать не должно. Очень плохо, если слушатели уже настроились на конец, а вместо этого слышат: Да, ещё необходимо упомянуть о том-то и том-то.

Особенно важно, чтобы заключение заканчивалось бодро, внушало слушателю надежду и оптимизм, даже если речь посвящена тяжёлым, «трудным» вопросам. «Последняя нота» речи всегда должна быть высокой и жизнеутверждающей.

Переходы межу частями. Речь должна быть не только ладно скроена, но и крепко сшита. Это правило отражает необходимость переходов между частями речи. Они нужны для того, чтобы слушающий мог почувствовать и осознать, «куда и как» его ведёт говорящий, увидеть конец речи и пути движения к нему, следить за этим движением.

2. Структурно-логическая схема содержания устного выступления.

Схема: «Структура выступления».

1. Вступление - показ значения темы, ее важности для слушателей:

а) один-два примера по теме выступления из жизни (экономики, медицины и т.п.), свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении (лекции, докладе и т.д.);

б) ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления, распоряжения, предписывающие определенный порядок деятельности людей, но требующие популярного разъяснения людям (аудитории).

2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.

а) что это такое (определение понятия)? Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты)?

б) краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние) и какова тенденция его развития (прогресс-регресс).

3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления:

а) структурный анализ объекта (из каких компонентов он состоит и что собой представляет каждый их них?);

б) функциональный анализ объекта: какую роль играет в объективном жизненном процессе, какие функции (естественные, социально-исторические, политические, экономические, правовые и т.д.) выполняет;

анализ и оценка каждого из компонентов или функций рассматриваемого объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей.

4. Заключение:

а) какие теоретические выводы вытекают из изложенного?

б) какие напрашиваются практические выводы для деятельности слушателей?

в) каковы конкретные задачи слушателей в свете этих выводов?

3.Структурно-логическая схема действий и операций по подготовке устного выступления (доклада, лекции).

Схема: «Подготовка выступления».

1. Определение значения темы и постановка цели выступления:

а) каковы интересы и запросы слушателей (обучаемых, если это лекция)?

б) для чего им нужно выступление по данной теме?

в) какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать (чему должно научить, если это учебная лекция)?

2. Составление плана выступления:

продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты:

а) вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?);

б) основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение;

в) заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей (обучаемых).

3. Отбор (подбор) материала для выступления:

а) поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того научного содержания, которое отвечает цели выступления;

б) изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности;

в) подбор знакомых слушателям примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов;

г) подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования.

4. Написание текста выступления:

а) подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним);

б) распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий и ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.);

в) написание подробного текста (если это нужно).

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:

а) выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени;

б) выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоение которых непременно нужно добиваться;

в) распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения

(дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.