Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпуск 10. Ката: цуки-но-кaтa, сантин-но-ката, тэнсё






1. Принципы выполнения ката Кёкусинкай (резюме)

Ката – явление богатое и многоплановое. Это «форма», в которую «отливается» техника каратэ, уникальное средство обучения и передачи традиций, лицо стиля, одна из основ любой традиционной школы[1].

В Кёкусинкай выполнение «бесконтактных» ката должно отражать реальный характер контактного стиля. Помимо стилевых требований оно должно быть «прозрачно» для стороннего наблюдателя по смыслу применяемой техники и убедительно в отношении ее реальной эффективности. Уровень выполнения ката является безошибочным показателем технического мастерства и духовной зрелости каратиста. Ката разной степени сложности подобны ступеням, по которым ученик восходит к вершинам боевого искусства.

В Кёкусинкай для овладения ката применяются разные методы. Помимо выполнения ката в основном темпе и характерном ритме с необходимой концентрацией и Киай (выкриком) в строго определенных местах используются, например: замедленное и плавное выполнение ката без концентрации или, наоборот, с предельной концентрацией; в разных режимах двигательно-дыхательной координации (где движения на основе ритма дыхания делятся на фазы или, напротив, объединяются в связки); быстро, с концентрацией и Киай на каждом движении и т.п. Чаще всего такие модификации производятся с простейшими ката. Кроме того, простейшие ката, при сохранении схемы перемещений, усложняются за счет введения новых технических элементов и более сложных комбинаций, что отчасти можно рассматривать как форму усложненного кихона или как образование промежуточного типа (Кихон-ката). В качестве особых тестов используется также выполнение ката с элементами мысленной тренировки (все комбинации выполняются практически не сходя с исходного места), в обычном режиме, но с закрытыми глазами, на скользком полу (политом водой) и т.п. Один из силовых тестов состоит в том, что один партнер садится на плечи другому и они вместе выполняют какую-нибудь простейшую ката. Один партнер перемещается, а другой выполняет синхронно соответствующие движения ногами. Потом партнеры меняются ролями.

Наряду с данными требованиями, которые должны обеспечить эффективность процесса обучения, существенным является единый подход в методике описания структуры ката, в конкретных способах группировки элементов и комбинаций. С этой целью в настоящих выпусках дано систематизированное краткое описание элементов и комбинаций с их группировкой для учебного выполнения на 20 счетов.

Кроме основных элементов, выполняемых при разучивании ката на счет, все комплексы имеют общие начальные и заключительные элементы. Они «обрамляют» каждое ката и выполняют функции сосредоточения, перехода к состоянию готовности (в начале) и выхода из воображаемой борьбы с восстановлением психического баланса (в конце). Все ката начинаются и заканчиваются в положении готовности – фудо-дати. Однако в остальном начальные и заключительные элементы имеют отличие в двух больших группах ката.

Первую группу по данному признаку образуют Кихон-ката 1 и 2, Тайкёку 1, 2 и 3 и Пинан 1, 2, 3, 4 и 5, а также ката Ура-Тайкёку и Ура-Пинан, включенные в настоящее пособие. Начальные элементы; фото 1-3; заключительные элементы: фото 4-5.

 

 

Вторую группу образуют все остальные ката, где в начале и в конце вводится короткая медитация в мусуби-дата. Начальные элементы: фото 6-10; заключительные элементы фото 11-13.

 

В каждой группе ката названные «обрамляющие» элементы являются общими и не включены в описание[2]. Они имеют дополнительный характер и не нарушают примятого порядка нумерации основных технических действий. Исходная и завершающая фронтальная позиция фудо-дати (в иллюстрациях опущена), находится в одной точке. Взгляд из нее прямо-вперед как бы задает основной ориентир – «центральную ось» ката (НО), по отношению к которой происходит смена направлений движения

Для сокращения описания технических элементов, как и в других выпусках серии, использованы японские термины, принятые в международном обиходе. В аннотациях, предшествующих описанию текста ката отмечаются, и по необходимости иллюстрируются, наиболее важные фазы движения и технические действия.

В настоящий выпуск включены ката двух типов. Это Цуки-но-ката – очень характерный для Кёкусинкай комплекс, аналогов которому нет в других школах, и два силовых дыхательных комплекса, выполняемых с Ибуки, которые также являются «визитной карточкой» стиля. Все эти ката (и последующие более сложные комплексы) «обрамляются» начальными и заключительными элементами, включающими короткую медитацию в мусуби-дати (фото 14).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.