Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материя как реальность






Категория материи — одна из центральных в философии. К ней так или иначе обращались все крупные мыслители прошлого. Она находится в фокусе и современных научных дискуссий.

Проблема материи в древнегреческой философии стояла как вопрос о том, из чего все состоит, к каким первоэлементам можно свести все многообразие мира. То есть материя отождествлялась здесь с материалом, в качестве которого, как мы уже знаем, выступали вода, воздух, огонь и т. д. Величайшее достижение античной философии в рассматриваемом плане — атомистическая гипотеза, представленная такими именами, как Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций.

Все Средние века прошли под знаком Аристотеля, для которого материя — инертная и пассивная масса, потенциальная возможность предметного разнообразия мира. Только через связь с идеальной формой эта возможность становится действительностью.

В Новое время знаком материи являются первичные механические качества всех вещей: протяженность, плотность, постоянная масса и т. д. Вещи же по традиции считаются состоящими из неделимых атомов.

На рубеже XIX - XX веков в связи с открытием радиоактивности, электрона и других диковинных вещей разразился самый настоящий мировоззренческо-методологический кризис. Впрочем, его можно назвать и научной революцией. Некоторые ученые и философы стали говорить о дематериализации, или исчезновении, материи, о замене ее энергией, электричеством, даже математическими формулами. Логика их рассуждений была по-своему стройной. Ее можно реконструировать следующим образом (один из напрашивающихся вариантов).

Материя — это вещество.

Вещество состоит из атомов.

Атомы, оказывается, состоят из электронов.

Электроны, как тогда представлялось, суть “атомы электричества”.

Электричество — не вещество.

Следовательно, материя “состоит” из не-вещества, т. е. из не-материи.

Вот такой получался силлогизм. На его убедительность работало еще одно обстоятельство: структура материи была твердо завязана на неделимости атома, а тут он раскололся на электроны. Более двух тысяч лет, что называется, молчал, и вдруг заговорил — это поражало и ошеломляло, казалось, почва уходит из-под ног. Начало ломки устоявшейся традиции (понимания атома) всегда воспринимается как трагедия. Со временем физики, конечно, разобрались. У электрона “появилась” масса (а это явный признак материи), он оформился и стал корпускулой. Все поставил на свои места эксперимент. У философов экспериментов, во всяком случае физических, нет. Работает абстракция, интуиция, методологическое обобщение. И появляются нетривиальные результаты. Так было и на этот раз. Философы предложили свой выход из возникшего кризиса — материя перестала падать в бездну дематериализации. Это был, разумеется, коллективный выход, вобравший в себя множество индивидуальных решений и подходов.

В их числе приметно, а нам и ближе всего, решение, предложенное В.И. Лениным. Отвлекаясь, скажу, что к этой фигуре отношение сегодня неоднозначное, скорее (хотя, видимо, и в целом) отрицательное, чем положительное. Но в науку нельзя переносить политико-идеологические и моральные оценки. Доминирующая установка или ориентация здесь — на идеи, истины, а не на личности. Так вот, Ленин показал, что исчезает не материя, — исчезает тот предел, до которого мы ее знали раньше. К тому же нельзя отождествлять философское, мировоззренческое понятие материи с естественнонаучными данными и представлениями о ее строении. По Ленину, “материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Опираясь на марксистскую литературу, раскроем это определение.

Материя, как видим, освобождается от “мелких” характеристик, за ней остается только одно качество — быть объективной реальностью. “Объективной” — значит, существующей вне и независимо от сознания. Какого сознания? Естественно, не индивидуального. Сознание другого человека по отношению к моему существует “вне и независимо”, но от этого оно не становится материей. Объективным, но не материальным является и общественное сознание по отношению к сознанию индивидуальному. В рассматриваемом случае поэтому под сознанием имеется в виду сознание вообще, как таковое, сознание человечества. Предполагать же существование каких-то иных сознаний у нас нет оснований. Ну а если есть, существуют внеземные цивилизации, то их сознание наверняка в чем-то сходно с нашим.

Материя как объективная реальность включает в себя не только вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном), но и физические поля (электромагнитное, гравитационное, мезонное и т. д.), а также их свойства, отношения, продукты взаимодействия. Входит в нее и антивещество (совокупность античастиц: позитрон, или антиэлектрон, антипротон, антинейтрон), недавно открытое наукой. Антивещество ни в коем случае не антиматерия. Антиматерии вообще быть не может. Дальше “не” (нематерии) отрицание здесь не идет.

Мир доступной человеку объективной реальности постоянно расширяется. Современная наука выделяет в нем три структурных уровня: мегамир (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики); микромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; микромир (молекулы, атомы, элементарные частицы). На микроскопическом уровне физика занимается изучением процессов, разыгрывающихся на длинах порядка 10 в минус пятнадцатой степени см. за время порядка 10 в минус двадцать второй степени. В мегамире ученые с помощью приборов фиксируют процессы, происходящие за время порядка 10 в десятой степени (возраст Вселенной).

Обратимся теперь к анализу того, как объективная реальность “дана человеку в ощущениях его”. В простых случаях, конечно, — непосредственно, через “живое созерцание” (работа пяти органов чувств). В более сложных ситуациях — опосредованно, через технические средства и системы, которые являются искусственным продолжением и усилением естественных органов чувств человека. Нашим ушам, к примеру, недоступны радиоволны. Но, вооружившись соответствующими техническими устройствами, тем же радиоприемником, мы их спокойно улавливаем. С помощью телескопа мы видим звезды, удаленные от нас на миллиарды километров — счет идет здесь на световые годы. Синхрофазотроны позволяют нам видеть субэлементарные частицы. Приборно опосредован для нас в своей данности весь микро- и (почти весь) мегамир. Учитывая, что мир бесконечен, человеку, как существу конечному, всегда дано ничтожно мало. Понятие же материи претендует на универсальность, т. е. бесконечность. Нет ли здесь противоречия? Нет, ибо оно представляет не только актуальную, безусловно ограниченную, но и потенциальную, действительно бесконечную, данность. Важна принципиальная открытость объективной реальности человеку, ее бытийная предрасположенность быть воспринятой, так или иначе зафиксированной нашими органами чувств.

Как объективная реальность материя должна рассматриваться не только в плане ее противопоставленности сознанию человека, но и в своей дифференцированности на субстанцию и атрибуты. Атрибуты — объективные, универсальные и неотъемлемые свойства материи. Под субстанцией в данном случае понимается предельная или глубинная основа, носитель этих свойств. Материя обладает такими атрибутами, как движение, пространство, время.

Движение как способ существования материи многообразно. Объективно выделяются его различные формы и виды. С философской точки зрения, движение — это изменение вообще, изменение как таковое. Данное определение поднимает исследуемый предмет — движение, на уровень подлинной всеобщности, ставя заслон на пути редукционистской его интерпретации, т. е. сведения всего многообразия движения к какой-то одной его форме, скажем механической. Идет поезд, растет цветок, жестикулирует оратор — все это какое-то изменение, а значит, движение. Можно ли говорить о развитии, а тем более о прогрессе применительно к материи? Развитие предполагает появление новых качественных состояний, а прогресс, дополнительно, — и реализацию какой-то цели. На ограниченных участках, в отдельных сферах такие изменения, конечно, возможны. Но применительно к материи в целом о развитии и прогрессе говорить не приходится. Тут вечный круговорот, вечное “дрожание”; перерасти саму себя материя не может. У природы действительно нет плохой погоды, камень и человек для нее равнозначны.

Движение и материя органически и нерасторжимо связаны друг с другом: нет движения без материи, как нет и материи без движения. Покой лишь относителен, он — диалектически исчезающий момент в молохе изменений.

Движущаяся материя существует в двух своих основных формах — в пространстве и во времени. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и сосуществования материальных систем. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Следует различать философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Собственно философский подход представлен здесь четырьмя концепциями пространства и времени: субстанциальной и реляционной, статической и динамической.

Субстанциальная концепция: пространство и время — абсолютные, самостоятельно существующие образования, независимые от конкретных материальных систем и процессов, их фактическое вместилище. Нечто вроде космической комнаты, в которую можно внести или, наоборот, из которой можно вынести материю. Такой взгляд получил наиболее отчетливую формулировку в труде И. Ньютона “Математические начала натуральной философии”.

В противоположность субстанциальной реляционная концепция строится на том, что пространство и время существуют только в связи с конкретными материальными системами и посредством их. Естественнонаучным доказательством реляционной концепции пространства и времени стала теория относительности. Ее создатель А. Эйнштейн писал в частности: “Пустое пространство, т. е. пространство без поля, не существует. Пространство-время существует не само по себе, но только как структурное свойство поля”.

В соответствии со статической концепцией, пространство и время имеют неизменные и единообразные характеристики на всех структурных уровнях материи. Пространство в этой перспективе описывается одной — евклидовой геометрией, а время выглядит линейным. Динамическая концепция, напротив, ориентирована на то, что конкретные свойства пространства и времени находятся и меняются в зависимости от уровня структурной организации материи. В микромире они — одни, в мегамире — другие, в макромире — третьи. Современная наука признает в качестве истинной динамическую концепцию пространства и времени. Для микро и мегамира адекватными оказываются неевклидовы геометрии и нелинейные трактовки времени.

Пространство и время — две взаимосвязанные формы существования материи. Нет пространства вне времени, как и наоборот. Единство движения, пространства и времени, на котором настаивает философия, доказывается всем современным естествознанием. Так, теория относительности вскрыла органическую связь между пространством, временем (пространственно-временное многообразие, “четырехмерное пространство”) и движущейся материей (размерность пространства-времени задается распределением тяготеющих масс).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.