Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь






ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Методическое пособие

Иркутск 2001

 

Сергеева И.А., Копылова Г.В. Психология и педагогика. Терминологический словарь и краткий биографический справочник: Методическое пособие – Иркутск: ИрИИТ, 2001.-29 с.

 

В методическом пособии даются определения основных терминов и научных категорий психологи. Приводятся краткие сведения о выдающихся отечественных и зарубежных психологах и педагогах. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения, может быть также использовано в дистанционном обучении.

 

Библиогр.: 9 назв.

 

Рецензенты: канд. биол. наук, доц. К.В.Варыханова,

кафедра педагогической и возрастной

психологии ИГУ;

д-р филос. наук, проф. А.Е.Кащаев,

кафедра философии и социальных наук» ИрИИТа

 

ã Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта, 2001

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 4

 

Терминологический словарь 5

 

Краткий биографический справочник 24

 

Библиографический список 29

 

ВВЕДЕНИЕ

Методическое пособие предназначено для закрепления и углубления теоретических знаний студентов, полученных при изучении курса «Психология и педагогика».

В первой части пособия в краткой и доступной для понимания форме воспроизводятся определения основных терминов и научных категорий, излагаемых в курсе, что дает возможность студентам правильно использовать их на практических и семинарских занятиях, а также в повседневной жизни.

Вторая часть содержит сведения об отечественных и зарубежных авторах психологических концепций, создателях научных направлений, школ, теорий, методик.

Информация об известных психологах, философах, физиологах, педагогах, занимающихся психологическими проблемами, позволяет студентам расширить знания в области психологии и ориентирует их на самостоятельное изучение творчества выдающихся представителей мировой психологической науки.

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

 

АБУЛИЯ – патологическое состояние личности, связанное с нарушением мотивационной сферы личности, способности к деятельности, патологией воли.

АВТОМАТИЗМЫ – система двигательных реакций человека, осуществляемых автоматически, без сознательного или волевого контроля с его стороны.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлением их инициативы, ущемлением демократизма во всех отношениях с ними.

АГРАФИЯ – нарушение способности писать как результат различных расстройств речи при нарушении функций головного мозга.

АГРЕССИВНОСТЬ – качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремлении к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. А. может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления патопсихологических личностных процессов.

АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к внешним условиям. Различают физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую и социальную А.

АКМЕОЛОГИЯ – область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации.

АКТУАЛИЗАЦИЯ – процесс перевода определенных психических и физиологических явлений (зафиксированной в памяти информации, какой-либо потребности и т.д.) в структуру текущей деятельности.

АКЦЕКТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – чрезмерно сильное развитие, выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных.

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ – психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, действия путем извлечения из памяти модели предполагаемого результата в процессе принятия решения. Термин введен П.К.Анохиным.

АЛЬТРУИЗМ – черта характера человека, проявляющаяся в потребности делать добро для людей, оказывать им помощь, поддержку, причем бескорыстно, иногда в ущерб себе и собственным интересам.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Обычно носит характер внутриличностного конфликта.

АМНЕЗИЯ – патологическое состояние психики, связанное с провалами в памяти, вызванными различными локальными поражениями мозга.

АНАЛИЗ – логический метод исследования, состоящий в мысленном расчленении предмета, явления на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения). Каждый из которых рассматривается в отдельности: одна из основных операций мышления. Соединение вычлененных из целого элементов осуществляется с помощью синтеза.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – один из основных методов исследования психики личности, заключающийся в ее оценке на основе сделанного, ее социальной активности.

АНАЛИЗАТОР - орган ощущения (зрительный, слуховой А. и т.д.). А. состоит из периферического рецептора, проводящих нервных путей, центрального участка головного мозга, отвечающего за деятельность данного А.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – система взглядов швейцарского психолога К.Г.Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа З.Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако с его личной формой существования выделяется и «коллективное бессознательное» как автономное психическое явление, в котором особое место отводится «архетипам».

АНИМА – термин, используемый К.Г.Юнгом для обозначения «внутренней части личности», души.

АПАТИЯ – психологическое состояние эмоционального безразличия, равнодушие: отсутствие у человека интереса к себе и к окружающему миру. А. выступает как следствие физической или психологической усталости, стресса, фрустрации, может быть вызвана тяжелой, трудноизлечимой болезнью.

АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной деятельности, индивидуальных особенностей.

АРХЕТИП - центральная категория аналитической психологии, обозначающая способ связи определенных образов, алгоритм познания, модель поведения, переходящие из поколения в поколение. По мнению К.Г.Юнга, А. хранится в «коллективном бессознательном».

АСТЕНИЯ – болезненное состояние человека, проявляющееся в повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, в ослаблении самообладания, нарушении сна, резком падении работоспособности

АССОЦИАЦИЯ – связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

АТТРАКЦИЯ – социально-психологическое явление формирования восприятия одного человека другим, как привлекательного; эмоциональная привлекательность.

АУТИЗМ – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА – метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации.

АФАЗИЯ – расстройство речи, неспособность пользоваться словами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих.

АФФЕКТ – кратковременное, но достаточно сильное эмоциональное переживание, возникающее в результате неожиданного полного удовлетворения или неудовлетворения каких-либо важных потребностей человека.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (неуверенность в себе, тревога, страх, стыд, чувство вины), препятствующие человеку открыто проявлять свои чувства, высказывать мысли, применять способности, решать жизненные задачи.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – врожденное, инстинктивное реагирование организма на значимые изменения внутренней и внешней среды.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических явлений, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком. В сферу бессознательного входит большое количество различных психических явлений: надсознательное, неосознанные мотивы деятельности, установки, автоматизмы.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – методы исследования личности, групп людей, базирующиеся на анализе их жизненного пути, биографий.

БИХЕВИОРИЗМ – направление в психологии ХХ века. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Поведение же понимается как совокупность отношений «стимул-реакция» (S-R). Родоначальники Б. - Э.Торндайк, Дж. Уотсон.

БРЕД – идеи и суждения, не соответствующие действительности, доминирующие в сознании и не поддающиеся коррекции.

БРЕЙНСТОРМИНГ – метод практической организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение качества и продуктивности их деятельности, особенно при решении сложных творческих задач. Б. предполагает четкое распределение обязанностей между участниками группы, введение и строгое соблюдение правил взаимодействия в ходе совместной работы.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА – критерий, характеризующий точность измерения исследуемого свойства. В. показывает насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

ВДОХНОВЕНИЕ – состояние общего душевного подъема, сопровождающееся хорошим настроением, желанием активно работать и интенсивно общаться с людьми.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека.

ВЕРБАЛЬНЫЙ – термин для обозначения информации, выраженной словесной, языковой системой (относящийся к звуковой человеческой речи).

ВИЗУАЛЬНЫЙ – производимый с помощью зрения, как невооруженным взглядом, так и с помощью каких-либо приспособлений.

ВЛЕЧЕНИЕ – внутреннее побуждение человека к действию, сопровождаемое желанием сблизиться с объектом В.

ВЛИЯНИЕ – процесс и результат изменения одним субъектом поведения психики другого субъекта.

ВНИМАНИЕ – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. К числу характеристик В. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, избирательность, колебание. Выделяют три вида В.: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

ВНУШЕНИЕ – воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека.

ВОЗБУЖДЕННОСТЬ – особое эмоционально-психологическое состояние, характеризующееся повышенной физической или психологической активностью человека.

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

ВОЛЯ – способность человека сознательно регулировать свое поведение и деятельность, достигать субъективно поставленной цели, преодолевая препятствия.

ВООБРАЖЕНИЕ – психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта. Виды В.: воссоздающее и творческое.

ВОСПИТАНИЕ – процесс передачи опыта одним поколением другим, обеспечивающий развитие человека.

ВОСПРИЯТИЕ – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека предметов и явлений окружающей действительности. Свойства В.: целостность, константность, предметность, структурность, обобщенность, осмысленность, избирательность.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – процесс актуализации конкретного содержания памяти, появление в сознании образа, представления, воспринятого ранее объекта, процесса в той или иной знаковой форме.

ВЫТЕСНЕНИЕ – процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний. В. – один их психологических защитных механизмов личности, рассматриваемый в психоанализе.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – фантастические, нереальные видения, образы, возникающие у человека в результате нарушения нормальной работы головного мозга.

ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явления. Различают фило- и онтогенез психики.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – учение, разработанное школой Ж.Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высший уровень развития способностей человека, высшая степень подъема его творческих сил, проявляющаяся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного или культурного развития в конкретный исторический период.

ГЕНОТИП – совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком от своих родителей.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений в зарубежной психологии в ХХ в., выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание Г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см. Инсайт). Представители этого направления – нем. психологи М.Вертгеймер, В.Келлер, К. Коффка.

ГИПНОЗ – сноподобное психическое состояние человека, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований в результате оказываемого на человека гипнотического внушения.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ – часть центральной нервной системы, состоящая из большого мозга, мозжечка, варолиева моста и продолговатого мозга.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ряд психологических теорий, придающих решающее значение в поведении человека неосознаваемым им самим потребностям, влечениям, побуждениям, установкам, комплексам, чертам характера. К направлениям Г.п. относят, например, учения З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера и их последователей.

ГОМЕОСТАЗ – подвижное равновесное состояние какой-либо системы.

ГРУППА – понятие для обозначения общности людей, объединенных по каким-либо социально-демографическим или психологическим признакам.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, ищущую смыслов и ценностей, творческое духовное начало. Родоначальники К.Роджерс, А.Маслоу.

ДЕБИЛЬНОСТЬ – относительно легкая степень врожденной умственной неполноценности.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды Д.п. – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение.

ДЕМЕНЦИЯ – приобретенное слабоумие, глубокий, малообратимый дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, утрате ранее приобретенных знаний и др. В отличие от олигофрении, являющейся врожденной, Д. – результат изменений мозга вследствие различных заболеваний.

ДЕПРЕССИЯ – аффективное состояние личности, заключающееся в подавленности, состоянии безысходности и общей пассивности поведения.

ДЕПРИВАЦИЯ – сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (к изучению психики) – конкретно-научная методология, предполагающая при изучении психики исходным, определяющим анализ ее развития и функционирования в процессе деятельности субъекта – носителя психического. Д.п. как бы вбирает в себя требования принципов единства психики и деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений, принцип строения внутренней и внешней деятельности и др.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности.

ДИДАКТИКА – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения, его цели, содержание, принципы, методы, средства и формы.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах.

ДОМИНАНТА – очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающий поведению определенную направленность. Термин введен А.А.Ухтомским. Д. рассматривается как общий принцип работы головного мозга.

ДУША – внутренний мир человека. Как научная категория почти не употребляется, но сохраняет свое значение как образное понятие.

ЗАДАТКИ – врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей.

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (охранительное) ТОРМОЖЕНИЕ – второй этап коркового безусловного торможения, заключающийся в резком снижении активности нервных клеток, вызванное чрезмерным возбуждением корковых структур и обеспечивающее тем самым реальную возможность сохранения или восстановления работоспособности. Термин введен И.П.Павловым.

ЗАРАЖЕНИЕ - процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне первой сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).

ЗАМЕЩЕНИЕ – один из психологических защитных механизмов, представляющий собой бессознательную замену одного, достаточно привлекательного, но не достижимого объекта, другим, менее привлекательным, но доступным.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – отождествление.

ИДЕОМОТОРИКА – связь, существующая между мыслями, представлениями человека и совершаемыми им движениями.

ИЛЛЮЗИЯ – неадекватное отражение объекта и его свойства.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ – выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрениии.

ИМПРИТИНГ (запечатление) – специальная форма научения, процесс фиксации определенной информации в памяти; врожденная фиксация в памяти животных отличительных признаков объектов, некоторых поведенческих актов. Термин введен К.Лоренцом.

ИНДИВИД – 1. Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих личность уникальной, неповторимой.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А.Адлером и исходящее из концепции наличия у человека комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

ИНЕРТНОСТЬ – низкая активность, бездеятельность, неподвижность.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль современной психологии, занимающаяся исследованием закономерностей функционирования системы «человек-машина».

ИНСАЙТ – внезапное, логически выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом, решение проблемы. Понятие И. введено гештальтпсихологией.

ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность общих умственных способностей.

ИНТЕНЦИЯ – цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет, форма проявления познавательной потребности личности.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ – направление в западной социальной психологии (Дж.Мид и др.), исследующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе которого реализуется способность человека «принимать роль другого», и на этой основе осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход из внешнего во внутренний план действия. Л.С.Выготский рассматривал образование форм речевого общения с последующим их обращением на себя и далее про себя, как процесс формирования высших психических функций.

ИНТЕРОРЕЦЕПТОРЫ – рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях и воспринимающие раздражения их внутренней среды организма.

ИНТРОВЕРТ – тип личности, активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Черты И.: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к профессиям, не связанным с общением, с работой с людьми.

ИНТРОСПЕКЦИЯ – самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни.

ИНТУИЦИЯ – специфическая способность человека постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли – истина.

ИНФАНТИЛИЗМ – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому возрасту.

ИРРАДИАЦИЯ – способность нервного процесса возбуждения или торможения распространяться в центральной нервной системе от одного элемента к другим.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – находящееся за пределами разума, не соизмеримое с рациональным мышлением, не поддающееся логическому объяснению, пониманию.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (киностезические) ощущения – ощущения положения и движения органов тела.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – термин концепции К.Юнга, введенный им для обозначения бессознательных психических явлений (архетипов), в которых запечатлен исторический опыт человечества.

КОММУНИКАЦИЯ – сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ (социально-психологическая) – ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.

КОМПЛЕС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – аномальные черты характера, выражающиеся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных отношений.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при изменении условий его восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения и т.д.).

КОНФОРМНОСТЬ – подверженность индивида групповому влиянию, проявляющемуся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии первоначально не разделявшейся им позиции большинства.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – качество, свойство внимания, заключающееся в способности человека сосредоточиться на главном, отвлекаясь от всего второстепенного.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА – слой серого вещества (нервных клеток – нейронов) толщиной 1-5 мм, покрывающий полушария головного мозга, играющий исключительно важную роль в осуществлении психической, или высшей нервной деятельности. У человека К.б.п.г.м. составляет в среднем 44% от объема полушарий.

КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙкризис психологический, возникающий при переходе из одного возраста психологического в другой, связанный с существенными изменениями образа жизни, психологии и поведения.

КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – состояние душевного расстройства, не имеющее патологического характера и проявляющееся в неудовлетворенности человека сложившимся положением дел, жизнью, собой.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (IQ) – количественный показатель уровня умственного развития, получаемый на основе применения психологических тестов интеллекта.

ЛАБИЛЬНОСТЬ – одно из свойств нервной системы, характеризующее подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД – скрытый период в психическом и физиологическом отражении, время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции.

ЛИБИДО (в психоанализе) – сексуальное влечение, в более широком смысле – влечение к жизни (Эрос).

ЛИДЕР - член группы с наивысшим социометрическим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности.

ЛИЧНОСТЬ – 1. Социальная сторона, социальное качество в человеке. 2. Конкретный человек, представитель определенных социальных общностей, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ – психофизиологическая концепция, обосновывающая соотнесение психических функций с определенными участками головного мозга.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – склонность индивида приписывать успешность результатов своей деятельность тем или иным внешним воздействиям (экстернальный), либо самому себе (интернальный).

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути личности и на основе этого делать определенные выводы.

МАЗОХИЗМ – самобичевание, наказание себя; склонность человека к совершению действий, причиняющих вред ему самому, получение удовольствия от таких действий..

МАКСИМАЛЬНЫЙ (верхний) ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ – максимальная величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется.

МАЛАЯ ГРУППА – общность людей (от 2 до 15 человек) с непосредственными контактами между ее членами, сложившимися эмоциональными отношениями, симпатиями и антипатиями, групповыми ценностями, правилами поведения.

МЕЛАНХОЛИК – человек, обладающий меланхолическим типом темперамента, для которого характерно преобладание процессов торможения над процессами возбуждения (см. Возбужденность).

МИНИМАЛЬНЫЙ (нижний) ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ – минимальный по величине раздражитель, ощущаемый человеком.

МНЕМОНИКА – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования ассоциаций.

МОТИВ – субъективная причина - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и поведения.

МОТИВАЦИЯ – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.

МЫШЛЕНИЕ – процесс обобщенного и опосредованного отражения в человеческом сознании предметов и явлений действительности.

НАБЛЮДЕНИЕ – метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций.

НАВЫК – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.

НАГЛЯДНО - ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, связанный с непосредственным включением его в практическую деятельность.

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА – характеристика теста, показывающая, в какой степени стабильны результаты теста при неоднократном обследовании.

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – психическая активность личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций, не поддающаяся сознательно-волевому контролю и формально-логическому осмыслению хода этого решения со стороны самой личности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

НАСТРОЕНИЕ – устойчивое, относительно длительное психическое состояние личности, создающее общий фон протекания всех психических процессов.

НАУЧЕНИЕ – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений, навыков.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – разнообразные средства общения, кроме языка и речи (например, жесты, мимика, пантомимика и т.д.).

НЕВРОЗЫ – группа нервно-психических расстройств, обусловленных психотравмирующими воздействиями, в основе которых лежит невротический конфликт. Н. характеризуются, как правило, обратимыми нервно-психическими расстройствами. Различают формы Н.: неврастении, истерии, невроз навязчивых состояний.

НЕВРОТИЗМ – психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, снижением самооценки, вегетативными расстройствами (не следует отождествлять с неврозом, так как невротизм может быть свойственен здоровому человеку).

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая мозговые, нервные механизмы высших психических функций, их связь с отдельными системами головного мозга. Основоположник Н. – А.Р.Лурия.

НЕОФРЕЙДИЗМ – учение последователей З.Фрейда (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен и др.), которые стремились преодолеть биологизм классического фрейдизма и социологизировать его основные постулаты.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – один из видов внимания, заключающийся в отражении предмета, явления без волевого усилия.

НОНКОНФОРМИЗМ – черта личности, характеризующаяся стремлением к несогласию с мнением других во что бы то ни стало; антоним конформизма.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ – одно из направлений в современной практической психологии, психотерапии и психокоррекции. В Н.п. особая роль отводится прямому воздействию на речь человека и через нее – на его психологию и поведение.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – принятые в данной группе людей или в обществе в целом правила поведения, которым следует большинство.

ОБОБЩЕНИЕ – форма отражения общих признаков и свойств явлений действительности в сознании человека.

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, связанный с оперированием образами и сочетающий в себе чувственные и логические компоненты.

ОБРАЗОВАНИЕ – специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

ОБУЧАЕМОСТЬ – индивидуальная способность, выражающаяся в скорости и качестве усвоения человеком определенных знаний, навыков, умений в процессе обучения.

ОБУЧЕНИЕ – процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.

ОБРАЗ «Я» - представление человека о самом себе, о том, какими качествами он обладает.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, предметом которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

ОБЩЕНИЕ – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности.

ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ – максимальное количество объектов или предметов, которое может быть воспринято при кратковременной экспозиции, не допускающей движения глаз при пересечении предметов.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ – количество однородных предметов, воспринимаемых одновременно: при этом допускается движение глаз для пересечения предметов. О.в. у большинства людей колеблется от 3 до 12 единиц воспринимаемых объектов, чаще от 4 до 6.

ОДАРЕННОСТЬ – наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию многих способностей с детства.

ОНО (Ид) – один из компонентов личности в психоанализе. Представляет собой неосознаваемое человеком сосредоточение инстинктивных (сексуальных, агрессивных) побуждений, влечений, влияющих на поведение личности.

ОНТОГЕНЕЗ – развитие организма от момента рождения до смерти.

ОЛИГОФРЕНИЯ – слабоумие, нижний уровень развития умственных способностей.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ (ООД) – система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

ПАМЯТЬ – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении информации.

ПЕДАГОГИКА – наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психические явления и закономерности обучения и воспитания.

ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие.

ПОДРАЖАНИЕ – сознательное или бессознательное воспроизведение, повторение человеком того, что делают другие люди.

ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательное) – термин, нередко употребляющийся как синоним бессознательного, неосознанного.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – психические явления, обеспечивающие познание как процесс и результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления; высший уровень обобщения, характерный для вербально-логического мышления.

ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

ПРИВЫЧКА – сложное, механически выпоняемое автоматизированное действие.

ПРИТЯЗАНИЕ – стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности.

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ – качественная характеристика объема памяти, быстроты запоминания, точности воспроизведения.

ПРОЕКЦИЯ – один из механизмов психологической защиты, который заключается в приписывании человеком собственных психологических качеств, каких-либо чувств другому человеку или неодушевленному объекту.

ПРОПРИОРЕЦЕПТОРЫ – специализированные чувствительные нервные окончания, воспринимающие информацию о положении и движении тела. П. обеспечивают кинестетические ощущения.

ПРОСТРАЦИЯ – состояние полной физической и нервно-психической истощенности человека, наступающее в результате нервных потрясений типа стресса, фрустрации, аффекта, а также после тяжелых заболеваний, депрессии.

ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи мозга человека отражать окружающий мир.

ПСИХОАНАЛИЗ – учение, разработанное З.Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – изменение психофизиологического состояния организма под воздействием психоделиков (галлюциногенов).

ПСИХОЗЫ – различные по своим проявлениям нарушения психики человека, не носящие характера серьезных хронических психических заболеваний.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях, особенностях и функционировании психики.

ПСИХОМОТОРИКА – взаимодействие психических явлений и движений человека.

ПСИХОПАТИЯ – нарушение нормальной психической деятельности, проявляющееся в заметных патологических изменениях характера человека.

ПСИХОТЕРАПИЯ – система психических вербальных и невербальных воздействий на психику человека с целью его лечения или содействия ему в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАв широком смысле: вопрос о значении психических явлений в мире физической природы; в более узком: о соотношении между психическим и физиологическим.

РАЗВИТИЕ – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

РАЗДРАЖИМОСТЬ (возбудимость) – свойство клеток, тканей и органов реагировать изменением структур и функций на действие факторов внутренней и внешней среды.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ – одно из качеств внимания, проявляющееся в способности личности концентрировать сознание на одновременном восприятии нескольких объектов, явлений (обычно до 6-10).

РАССЕЯННОСТЬ – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности, концентрации внимания на конкретном виде деятельности.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯзащитный механизм сокрытия субъектом от своего сознания (путем самооправдания, придумывания искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обеспечения состояния психического комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего «Я».

РЕГРЕССИЯ – форма психической зашиты, выражающаяся в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения. Р. проявляется в стрессовых ситуациях.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ – устойчивость к чему-либо, сопротивляемость.

РЕЛАКСАЦИЯ - процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижения состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – воспроизведение давно усвоенного и забытого материала, отсроченное припоминание информации с более поздними наслоениями.

РЕТРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ – частичное или полное забывание прошлых событий в результате травмы или заболевания головного мозга.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА – реальная или условная группа, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются личностью как свои внутренние, как эталон для подражания.

РЕФЛЕКС – ответная реакция организма на внешние и внутренние воздействия.

РЕФЛЕКСИЯ – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

РЕЧЬ – одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.

РИГИДНОСТЬ - трудность переключения психики на отражение новых условий, сопротивляемость изменениям; неспособность субъекта изменить намеченную им программу действий в изменившихся условиях.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ – тип личности, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуации.

САМОСОЗНАНИЕ – высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие «С.» активно развивается в рамках «Я»-концепции..

САНГВИНИК – один из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активность, работоспособностью.

СВЕРХ-Я (Супер-Эго) – один из компонентов структуры личности в психоанализе; система моральных чувств и требований к поведению, к поступкам и решениям, предъявляемым к «Я» (Эго) субъекта.

СЕНЗИТИВНОСТЬ – характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя.

СЕНСОРНЫЙ – связанный с работой органов чувств.

СИНЕСТЕЗИИ – возникновение под влиянием одного раздражителя ощущения, характерного для другого.

СИНТЕЗ – мысленное соединение частей предмета, явления, расчлененного в результате анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явления как единого целого.

СКЛОННОСТЬ – одна из конкретных форм направленности индивида, проявления потребностно-мотивационной сферы личности, выражающаяся в эмоциональном предпочтении той или иной деятельности.

СМЫСЛ – воспринятое личностью значение какого-либо явления, предмета, знака; идеальное содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо.

СОЗНАНИЕ – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживание человеком тех же чувств, которые одновременно с ним испытывают другие люди (см. Эмпатия).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качестве личности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль науки, исследующая психические явления, возникающие в группах людей, различных социальных общностях: класс, нация, социальная группа и др.

СОЦИОМЕТРИЯ – метод социальной психологии (предложен Дж.Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

СПОСОБНОСТИ – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ – положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений.

СТЕНИЧНОСТЬ – качество личности, заключающееся в преобладании положительных эмоций, чувств, в ее повышенной активности, работоспособности. Противоположностью С. является астеничность.

СТРАХ – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств – тревоги, беспокойства и др. в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида.

СТРЕСС – состояние сильного эмоционального напряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения. С. отрицательно действует на здоровье человека.

СУБЛИМАЦИЯ – один из психологических защитных механизмов, суть которого состоит в переключении внимания и энергии человека с неудовлетворенных потребностей и недоступных объектов на другие, более доступные объекты и потребности, чаще на цели социальной деятельности и культурного творчества.

СУГГЕСТИЯ – синоним внушения.

ТЕМПЕРАМЕНТ – психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Основные типы Т.: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

ТЕСТ – стандартизированное задание, проба, испытание с заранее определенной надежностью и валидностью, позволяющее измерить развитие определенного качества (свойства) личности.

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ – совокупность субтестов (тестовых заданий), направленных на диагностику относительно однородных психических явлений, процессов, объединенных в один тест, который измеряет различные стороны психики.

ТОРМОЖЕНИЕ – активный нервный и поведенческий процесс, противоположный возбуждению и приводящий к снижению или полному прекращению видимой нервной или поведенческой активности.

ТРАНСАКЦИЯ – взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга; единица общения.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – недоступный познанию, выходящий за границы человеческого опыта, лежащий за пределами разума.

ТРЕВОЖНОСТЬ – склонность индивида к переживанию тревоги – психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора.

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего умственного развития.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – свойство нервной системы, проявляющееся в соотношении процессов возбуждения и торможения.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.

УСТАНОВКА – неосознанная готовность человека к определенному поведению или деятельности.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ – свойство внимания сохраняться по силе и концентрации на постоянном уровне в течение длительного времени.

ФЕНОМЕН – факт, явление, относящееся к внутреннему, психологическому содержанию человеческого сознания.

ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ – процесс возникновения и исторического развития, эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

ФЛЕГМАТИК – человек, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов и отличающийся спокойствием, невозмутимостью, устойчивостью интересов и стремлений.

ФОБИИ – навязчивые состояния страха при некоторых формах психозов.

ФРЕЙДИЗМ – общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции.

ФРУСТРАЦИЯ – психическое состояние, вызываемое непреодолимыми трудностями, препятствиями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи.

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

ХОЛЕРИК – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психологическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ – достаточно устойчивое психологическое свойство человека как личности. Ч.л. формируются в процессе жизни и определяют индивидуальные особенности психики и поведения человека.

ЧУВСТВО – высшая человеческая эмоция, связанная с теми людьми, предметами, которые для данного человека являются значимыми.

ЭГО – «Я» человека, его внутренний психологический мир, самосознание. Термин широко используется в психоанализе, в других направлениях глубинной психологии.

ЭГОЦЕНТРИЗМ – система взглядов, ставящих в центр мироздания и мироощущения собственное «Я» человека. Э. – крайняя форма индивидуализма и эгоизма, превращенная в образ жизни, в позицию человека, выражающуюся в исключительной направленности мыслей и интересов человека на себя в ущерб интересам других людей.

ЭДИПОВ КОПМЛЕКС – возникающий в раннем детстве преимущественно бессознательный комплекс привязанности сына к матери и ревности к отцу; его следствием являются чувство вины и эмоционального конфликта в сфере бессознательного.

ЭЙДЕТИЗМ – своеобразная разновидность образной памяти, проявляющаяся в возможности некоторых людей ярко, живо видеть образ предмета и после прекращения его воздействия на органы чувств.

ЭЙФОРИЯ – психическое состояние, характеризуемое беспричинным, радостным, блаженным настроением, не соответствующее сложившимся обстоятельствам.

ЭКЗАЛЬТАЦИЯ – болезненная оживленность, чрезмерно возбужденное, восторженное состояние (см. также Эйфория).

ЭКСТАЗ – состояние крайнего восторга, доходящего до исступления.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной.

ЭКСТРАВЕРСИЯ – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

ЭМОЦИИ – класс психологических состояний, представляющих собой переживания, отражающие потребности организма и активизирующие (стенические) или тормозящие (астенические) деятельность.

ЭМПАТИЯ – сопереживание, сочувствие, понимание состояний людей и умение учитывать их в общении.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК – явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются его незавершенные действия.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ – явление из сферы восприятия и оценивания человека человеком, при котором основное впечатление на людей оказывает та информация о воспринимаемых ими других людей, которая поступила последней по времени, т.е. оказалась новой.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ – явление из сферы восприятия и оценивания человека человеком, в соответствии с которым при встрече незнакомых людей большее влияние на впечатление друг о друге и оценку друг друга оказывает информация, поступившая первой по порядку.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.

«Я» – понятие, используемое для обозначения личностного начала человеческой психики.

«Я»-КОНЦЕПЦИЯ – согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «Я»-образы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.