Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий биографический справочник






 

 

АДЛЕР АЛЬФРЕД (1870-1937), австрийский психолог, представитель аналитического направления в психологии. Создатель «индивидуальной психологии» («Практика и теория индивидуальной психологии», 1929).

АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН (р.1916), английский психолог (родился в Германии), психолог-диагност, один из основателей клинико-психологического направления. Разработал систему тестов, направленных на изучение личности и интеллекта («Проверьте свои интеллектуальные способности», 1972, «Моудслейский личностный опросник», 1956).

АМТХАУЭР РУДОЛЬФ (р.1920), немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной диагностики.

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972), отечественный психолог. Создатель единой концепции человекознания как комплексной дисциплины («О проблемах современного человекознания», 1975). Выделил иерархические соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Занимался разработкой проблемы индивидуальности. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.), древнегреческий философ, создатель психологической системы, принципы и основные понятия которой изложены в трактате «О душе». Основоположник естественнонаучного направления в психологии..

БЕРН ЭРИК (1902-1970), американский психолог и психиатр. Разработал «трансактный анализ» – оригинальное направление как в теоретической психологии, так и в практической психотерапии.

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1857-1927), выдающийся русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885). Основатель рефлексологии.

ВОЛЬФ ХРИСТИАН (1679-1754), немецкий философ. Впервые ввел в философский язык термин «психология». В. был представителем рационализма и систематизатор идей Лейбница, иностранный член Петербургской Академии наук.

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента.Создал в 1879 г. в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию.

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896-1934), выдающийся отечественный психолог. Разработал культуро-историческую теорию формирования высших психических функций. Исследовал значение знака и сопряженным с ним содержанием. Выдвинул положение о «зоне ближайшего развития».

ГАННУШКИН ПЕТР БОРИСОВИЧ (1875-1933), русский психиатр. Исследовал психологические расстройства, пограничные между нормой и патологией. Предложил классификацию психопатических личностей.

ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1902-1988), российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий.

ГИППОКРАТ (460-377 гг. до н.э.), древнегреческий врач и мыслитель. Разработал учение о четырех типах темперамента, объяснявшее индивидуальные различия между людьми «смешением» основных гуморальных компонентов – «соков» организма (кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь).

ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ (1842-1910), американский психолог и философ, создатель первой американской психологической лаборатории (1875). Д. принадлежит идея о «потоке сознания».

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1977), известный педагог, психолог, дефектолог. Создатель системы развивающего обучения («Обучение и развитие», 1975)

КОФФКА КУРТ (1886-1941), немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии, давший фундаментальный анализ и изложение этого направления в книге «Принципы гештальтпсихологии», 1935).

КРЕЧМЕР ЭРНСТ (1888-1964), немецкий психолог и психиатр. Основоположник теорий, соотносящих психические свойства человека с конституцией его организма («Строение тела и характер», 1925).

ЛАЗУРСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ (1874-1917), русский врач и психолог.Разработал «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909).

ЛЕВИН КУРТ (1890-1947), немецко-американский психолог. Разработал концепцию динамической системы поведения (на основе «теории поля»). Исследовал проблемы лидерства, конфликта и других социально-психологических проблем, возникающих в группе.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903-1979), выдающийся отечественный психолог. Разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии («Деятельность. Сознание. Личность», 1975).

ЛОКК ДЖОН (1632-1704), английский философ. Родоначальник эмпирической психологии. В язык психологии ввел понятие «ассоциации». Ввел в психологию принцип развития.

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977), выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии. Исследовал проблемы локализации высших психических функций и их нарушений при локальном повреждении мозга.

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888-1939), известный российский педагог. Разработал концепцию формирования личности в коллективе.

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД (1908-1970), американский психолог. Один из лидеров гуманистической психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высшей сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей и др. Создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность», 1954).

МЕРЛИН ВОЛЬФ СОЛОМОНОВИЧ (1892-1982), видный отечественный психолог, создатель концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964).

МЯСИЩЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1892-1973), видный отечественный психолог. Разработал концепцию отношений личности, ядром которой является система отношений человека к внешнему миру и к самому себе («Личность и неврозы», 1960).

ОЛПОРТ ГОРДОН (1897-1967), американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности («Личность: психологическая интерпретация», 1937).

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849-1936), великий русский ученый-физиолог. Разработал учение о высшей нервной деятельности. Ввел термин «условный рефлекс». Выдвинул учение о двух сигнальных системах человека и животных. Лауреат Нобелевской премии (1904).

ПИАЖЕ ЖАН (1896-1980), швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики («Психология интеллекта», 1946).

РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОН (1902-1987), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Автор одной из теорий личности, фундаментальным структурным компонентом которой считал Я-концепцию. Разработал систему психотерапии, получившей название индерективной, центрированной на клиенте.

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889-1960), выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике. Разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.

САЛЛИВЕН ГАРРИ (1892-1949), американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма. Произвел социологическую модификацию классического психоанализа, выдвинув «межличностную теорию психотерапии».

СЕЛЬЕ ГАНС (1907-1982), канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе. Развил понятие «психологический стресс» («Стресс без дистресса», М., 1979).

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1825-1905), великий русский физиолог и психолог. Основоположник отечественной научной психологии. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга», 1863).

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (р. 1904), американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения. Выступил с утопическими проектами переустройства общества на основе оперантного управления человеческим поведением.

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965), выдающийся отечественный психолог. Занимался проблемами индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей («Способности и одаренность», 1941).

ТИТЧЕНЕР ЭДВАРД (1867-1927), американский психолог. Основатель и лидер структурной психологии, в основе которой лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений, которая выявляется интроспекцией.

ТОРНДАЙК ЭДВАРД (1874-1949), американский психолог и педагог. Исследовал проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности» и др. Отрицал качественное различие между навыками животных и человека. Своими исследованиями подготовил возникновение бихевиоризма.

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886-1950), выдающийся грузинский психолог. Основатель теории установки как общепсихологической концепции («Экспериментальные основы психологии установки», 1949).

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС (1878-1958), американский психолог, основоположник бихевиоризма, науки о поведении.

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1824-1870), великий русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Развивал систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения («Человек как предмет воспитания», 1869).

ФРАНКЛ ВИКТОР ЭМИЛЬ ( р.1905), австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии. Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых, даже критических жизненных обстоятельствах («Человек в поисках смысла», 1979).

ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939), австрийский психиатр, психолог. Основатель психоанализа. Придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, которое образуется мощными влечениями, прежде всего - сексуальными (либидо). Выдвинул основные положения психоанализа или концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств («Лекции по введению в психоанализ», 1916-1917, «Толкование сновидений», 1900).

ФРОММ ЭРИХ (1900-1980), немецко-американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе - с другим человеком и самим собой.

ХОРНИ КАРЕН (1885-1952), немецко-американский психолог, одна из представителей неофрейдизма. Ввела понятие «Образ Я». Считала, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии и либидо, а чувство тревоги – физиологической либо психологической, причем последняя при неадекватности «образа Я» может привести к невротизации личности («Невроз и развитие человека», 1950).

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862-1936), видный русский психолог и философ. Создал в России психологический институт (1912). Занимался проблемами экспериментальной психологии («Введение в экспериментальную психологию», 1915).

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ (1904-1984), выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития («Детская психология», 1960).

ЭРИКСОН ЭРИК (1902-1993), американский психолог, представитель эго-психологии. Автор эпигенетической теории периодизации личности.

ЮНГ КАРЛ-ГУСТАВ (1875-1961), швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии. Разработал сложную структуру личности, ввел понятие о так называемом «коллективном бессознательном» и «архетипах». Разработал одну из методик ассоциативного эксперимента, ввел понятие «комплексы». Предложил типологию характеров в соответствии с преобладанием функций (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и направленности личности на внешний или внутренний мир («Психологические типы», 1921).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.