Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы и декор рубах.






Для изготовления мужских рубах употребляли преимущественно льняной и конопляный холст, известный как наиболее древний вид материала для рубах. Значительное применение в деревне XIX в., особенно для рабочей одежды, имела пестрядь – клетчатая, полосатая пеньковая или льняная ткань. Мужские рубахи из пестряди, вытеснившие 6oлее старинные холщовые, называли пеструхами. В XVIII веке – начале XIX века применялась в быту узорная крашеная холщовая ткань – набойка, преобладающей была синяя (кубовая) ткань с белым узором. Со второй половины XIX века все шире стали использоваться покупные фабричные ткани. Традиционное использование в качестве материала для мужских рубах холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, предполагало орнаментирование. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества. Они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась лишь в конце XIX века – начале XX века в местах, где было достаточно сильно влияние города. В древние времена людипередавали видимый мир, свои представления о нем, свои взаимосвязи с ним условным изобразительным языком. В творчестве древних сосуществовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический. Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела – шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегомгорловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традициями расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений праздничная мужская рубаха иногда не уступала женской.

 

Лекция

Конструкция и композиция элементов мужского русского народного костюма: порты (штаны), шаровары.

 

Порты (так в крестьянской среде называли штаны) как один из основных элементов мужского костюма характерны для одежды всех восточных славян, в том числе и русских, с глубокой древности. Слово " порты " упоминается еще в летописях и других ранних письменных памятниках для обозначения, как полотна, так и мужской одежды.

 

Порты.

Порты выкраивались и изготовлялись обычно неширокими (русский покрой). Такой покрой портов был стабилен и широко бытовал на всей территории Древней Руси. Эта традиция восходит к скифской культуре середины I в. до н.э. На скифских вазах и других предметах встречаются изображения людей в нешироких штанах, которые являются первыми известными нам изображениями штанов подобного типа. Крестьянские порты в XVIII – XIX веках были узкие и укороченные, изготовлялись они из домотканой белой, а иногда пестрядинной (чаще синей – в полоску или елочку) или набивной ткани. Порты на талии (чаще – на бедрах) удерживал гашник (пояс) из шнурка или веревки. Конструктивно порты состояли из двух так называемых колош, образующих неширокий шаг. Каждая колоша получалась из перегнутого по основе прямого полотнища ткани; полотнища соеди­нялись вставкой-ширинкой. Низ портов, как правило, закреплялся у голени онучами, которыми обертывали ноги почти до коле­ней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.