Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи.






 

К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь:

читать по слогам короткие тексты;

слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки;

по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём прочитали или слушали.

 

Учащиеся должны знать:

наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.

 

I четверть

Основные цели и задачи:

1. Воспроизвести в памяти детей знания о названии букв.

2. Развивать умение правильно читать слоги и слова с мягкими – твёрдыми согласными, со стечением согласных.

3. Формировать навык выразительного чтения.

4. Учить подбирать близкие и противоположные по смыслу слова.

5. Развивать устную речь, умение слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; рассказывать по вопросам.

6. Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок, ребусов, кроссвордов.

Дата Часы Тема урока Словарная работа Индивидуальная работа Предполагаемый результат Формы контроля
Знать: Уметь:
    Знакомство с учебником. Мы учимся читать. Учебник.   Значение учебника. Бережно обращаться с учебником.  
    Чтение слов по слогам. Подбор слов к данной букве.     Знать буквы. Подбирать картинки к данной букве.  
    Чтение слогов и слов с мягкими согласными.     Гласные, указывающие на мягкость согласных. Читать слоги, слова с мягкими согласными.  
    Читаем вместе. В. Безбородов.     Знать гласные. Следить за читающим, коллективно прочитывать маленькие фразы.  
    Чтение слов по слогам и слитно.     Признаки твёрдости – мягкости согласных. Читать по слогам с переходом к чтению слитно.  
    Вн. чт. Чтение стихов о буквах, азбуке.     Наизусть короткие стихи.    
    Алфавит. Алфавит.   Что такое алфавит. Рассказывать алфавит наизусть.  
    Алфавит. Алфавит.   Что такое алфавит. Рассказывать алфавит наизусть.  
    Беспокойные соседки. А. Шибаев.       Находить слова на определённую букву.  
    Кошка и мышка.     Чем питаются кошка и мышка. Отвечать на вопросы.  
    В лесу.     Видимые признаки леса. Отвечать на вопросы предложениями из текста.  
    Ёж и ёлка. Т.Сапгир. Недотрога.     Находить признаки сходства и различия.  
    Кошка и птичка. Опасно.     Определять смысл прочитанного.  
    Вн. чтение. Русские народные песенки.     Наизусть короткие песенки.    
    Наш сад.     Узнавать деревья. Выразительно читать.  
    Заяц и ворона. Дразнит.   ППризнаки птиц, животных. Читать по ролям  
    Баю-баюшки-баю. В. Безбородов. Наутёк.     Некоторые слова читать слитно.  
    Колыбельная «Мальчику». Звёзды мигают.   Наизусть. Соотносить текст с картинкой.  
    Дождик. Е Благинина.     Признаки дождливой погоды. Оказывать помощь старшим.  
    Догадайся сам, загадай друзьям.     Простые загадки. Составлять загадки.  
    Ау! Л. Пантелеев. Сложить буквы.     Выражать своё отношение к прочитанному.  
    Вн. чтение. Русские народные загадки.       Составлять загадки.  
    Ау! Л. Пантелеев.       Отвечать на вопросы.  
    Песенка дождя. А. Введенский. Глянь грянь   Каким может быть дождь. Описать настроение дождя.  
    На хоря напала хворь. В. Суслов. Хворь.   Внешний вид, условия жизни хоря. Соотносить текст с картинкой.  
    Как поросёнок научился говорить. Л. Пантелеев.     Внешний вид, условия жизни поросёнка. Объяснять смысл прочитанного. Читать по ролям.  
    Вн. чтение. Русские народные сказки.     Названия народных сказок, их героев. Подбирать слова, характеризующие героев.  
    Буква «Я» шагает гордо. А. Шибаев. Буква шагает.     Придумывать слова на заданную букву.  
    Рыбка.       Выражать своё отношение к прочитанному.  
    Яма. О. Григорьев.       Читать по ролям.  
    Дразнилка. И. Демьянов. Дразнилки.   Признаки дразнилки. Выразительно читать.  

II четверть

Основные цели и задачи:

1. Развивать умение при чтении дифференцировать звуки, правильно их произносить.

2. Продолжить работу над слитным чтением слов из 2 слогов.

3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

4. Развивать устную речь, умение читать небольшой текст по ролям.

5. Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок, ребусов, кроссвордов.

 

Дата Часы Тема урока Словарная работа Индивидуальная работа Предполагаемый результат Формы контроля
Знать: Уметь:
    Стихотворение «Ы». Дом одно- и многоэтажный   Игру «один – много» Придумывать слова на букву «ы».  
    Эхо. Е. Трутнева. Повторы.     Изменять слова по образцу.  
    Мамочка. У. Раджаб Вопросительные предложения.   Имя, отчество мамы, место работы. Читать с интонацией вопросительные предложения.  
    Лучше всех. Восклицательные предложения.     Рассказывать про маму по данным вопросам.  
    Мила и мыло. Шутка.   Другие скороговорки. Выучить наизусть.  
    Муравей. По В. Бианки. «Чуть жив от страха»     Слитно читать слова из 2 слогов.  
    Лиса и Тетерев. (Сказка) Указ добыла, гулять так гулять.   Птица тетерев. Отвечать на вопросы по содержанию.  
    Вн. чтение.       Внимательно слушать  
    Лиса и Тетерев. (Сказка) Тетерев.   Повадки лисы, тетерева Читать по ролям.  
    По грибы. Поблагодарила.     Устанавливать причинно-следственные связи  
    Белка. Съедобные и ядовитые грибы.   Жизнь белки. Выразительно читать.  
    Слоны. Е. Благинина.       Дифференцировать «ц»-«с» при чтении  
    Цапля объясняет.     О ком читаешь. Выучить наизусть.  
    Внеклассное чтение.          
    Гроза. А.Шибаев. Повторы.   Что такое гроза. Описывать признаки грозы.  
    Шишки у Мишки. Е.Петрищева.       Правильно произносить «ш»  
    Кто что заслужил. Заслуга, заслужил.   Почему так назван рассказ При чтении дифференцировать «ж»-«ш»  
    Три сестры. Осколки.   Какую помощь могут оказать дети Объяснять причинно-следственные связи  
    Заяц и Белка. Н Сладков. Новость.     Читать по ролям.  
    Вн. чтение.          
    Ёж. А. Толстой. Победил, храбрость, хвастовство   Диких, домашних животных. Находить ответы в тексте.  
    Зайчонок и осень. (Сказка) Перелётные птицы, времена года.   Признаки осени. Находить ответы в тексте.  
    Жалко птичек. Пичуги.   Признаки зимы. Составлять рассказ по рисунку.  

 

 

III четверть

Основные цели и задачи:

1. Развивать умение читать по слогам и целыми словами.

2. Расширять словарный запас учащихся.

3. Развивать умение составлять предложения по картинкам.

4. Развивать устную речь, уметь отвечать на вопросы к тексту.

5. Развивать память через упражнения по заучиванию наизусть стихов, загадок, поговорок.

 

Дата Часы Тема урока Словарная работа Индивидуальная работа Предполагаемый результат Формы контроля
Знать: Уметь:
    Внеклассное чтение. Загадки о зиме.     Признаки зимы. Находить признаки зимы, описанные с загадках. Опрос выученных загадок.
    Добрые слова. О. Дриз. Вежливые слова.   Вежливые слова. Использовать по назначению вежливые слова.  
    Доброго пути. А. Кондратьев. В добрый путь.   Вежливые слова. Использовать по назначению вежливые слова.  
    А что ещё? А. Шибаев.       Работать с картинкой.  
    Два хвостика. А. Шибаев.     Различие букв «и» - «й». На вопросы отвечать словами из текста. Читать по ролям.  
    Одна буква. А. Шибаев.     Роль буквы в слове. Правильно читать, без искажений.  
    Внеклассное чтение. Чтение произведений о детях. Поступок.        
    Буква заблудилась. А. Шибаев.     Восклицательные, вопросительные предложения. Находить различие в словах. Выразительно читать.  
    Отец и мать. Г. Юдин. Заботливые родители.   Чтение слов с «ь» знаком. Пересказывать сказку.  
    Ласточка примчалась. А. Майков. Весенние месяцы.   Признаки весны. Находить признаки весны, описанные в стих-и.  
    Крошка-воин. Шутка. Рассказ-шутка.     Отвечать на вопросы к тексту.  
    Шутка.     Наизусть. Читать слова с «ъ» знаком. Наизусть
    Первая рыбка. Е Пермяк. Котелок, дружная семья, навар.     Отвечать на вопросы к тексту. Составлять рассказ по картинке.  
    Внеклассное чтение. Чтение произведений о матерях.     Наизусть стих. о маме Составлять рассказ о маме Наизусть
    Ветхая избушка. А. Блок. Ветхая избушка, резвая игра.   Признаки весны. Находить признаки весны на картинке.  
    Кошкин щенок. В. Берестов. Приёмный сын, чистоплотное.   Жизнь домашних животных. Читать по слогам и целыми словами.  
    Зайчик Н. Горелова. Трусливый, смелый, солнечный.   Наизусть. Объяснять значения слов.  
    Кот-мечтатель. Мечтатель.     Составлять рассказ о коте.  
    Почему кот моется после еды. Сказка. Позавтракаю, рассердился, простодушный.   Жизнь, повадки птиц и домашних животных. Подбирать прилагательные к данному существительному.  
    Внеклассное чтение. Стихи о весне. Весенние месяцы.   Признаки весны.    
    Жеребёнок. С. Чёрный. Названия детёнышей.   Животных и их детёнышей. Описывать животное.  
    Как малышу маму нашли. В. Орлов. Названия детёнышей.   Животных и их детёнышей. Отвечать словами текста.  
    Белка и Медведь. Н. Сладков.     Жизнь и повадки диких животных. Читать по ролям.  
    Тошкины сны. Е. Чарушин. Клички животных.   Жизнь, повадки домашних животных. Соотносить существительные и прилагательные.  
    Внеклассное чтение. Чтение произведений о честности.          
    Кто первый. Первый – последний.   Первый – последний.    

 

IV четверть

Основные цели и задачи:

1. Развивать умение читать по слогам, переходя к чтению целыми словами.

2. Развивать умение внимательно слушать небольшие тексты и отвечать на вопросы по содержанию.

3. Продолжить работу по развитию речи: умению строить красивые предложения.

4. Воспитывать интерес к чтению, любознательность.

 

Дата Часы Тема урока Словарная работа Индивидуальная работа Предполагаемый результат Формы контроля
Знать: Уметь:
    Как Маша стала большой. Е. Пермяк. Перепробывала, подшучивали, примеряла.     Отвечать на вопросы по содержанию. Понимать смысл подтекста.    
    Сила – не право. К. Ушинский. Выхватил, поскакал, показалось. Право.   Права и обязанности учащихся. Объяснять главную мысль рассказа.  
    Пузырь, Соломинка и Лапоть. (Сказка) Переплывем, перетянемся, переломилась.     Объяснять, что изображено на картинке.  
    Внеклассное чтение. «Всё наоборот» Забавные стихи.          
    Про нос и язык. По Е. Пермяку. Внученька, курносый.     Читать по ролям.  
    Гусь и журавль. К. Ушинский. Разговаривает, удивительная, послушал.   Название нескольких птиц. Объяснять пословицу.  
    Инсценирование сказки «Гусь и журавль»     Внешний вид птиц. Выражать своё отношение к героям сказки.  
    Жадина. Я. Аким. Жадина, приглашу, приятель, не назовёшь.     Выразительно читать стих.    
    Дразнилка. Замарашка, ссадины, ладошки, картошка, морковь, взойдёт.     Выразительно читать стих.    
    Медвежата. Г. Снегирёв. Медвежата, родились, берлога, вылезли, увидели, солнышко, медведица.   Жизнь животных весной. Находить признаки весны, описанные в тексте. Отвечать на вопросы по содержанию  
    Апрельский дождь. С. Погореловский. Дождик, дорожки, калитка, деревья.   Весенние месяцы. Выучить наизусть. Наизусть.
    Внеклассное чтение. «Хочу попрыгать, поиграть» Рассказы о играх и игрушках.          
    Кораблик. В. Сутеев. Купаться, прыгнул, засмеялся, не захлебнулся, скорлупку, столкнули.   Особенности жизни животных. Работать с картинкой, отвечать на вопросы, внимательно читать.  
    Для чего руки нужны. Дедушка, разговаривали, правильно, держится.   Профессии людей.    
    Серёжа и гвозди. В.Берестов. Покраснев, гвозди, извиваются, издеваются, не вбиваются.   Правила обращения с острыми предметами. Устанавливать причинно-следственные связи.  
    Нужный гвоздь. С. Баруздин. Пожалуйста, собралась, по очереди, понабивал, кастрюлька.   Названия инструментов. Отвечать на вопросы по содержанию.  
    Внеклассное чтение. Рассказы о детях.          
    Нужный гвоздь. С. Баруздин.     Полезные поступки. Кратно передавать содержание, выразительно читать.  
    Торопливый ножик. Е Пермяк. Строгал, некрасивая, терпение, осторожно, слушаться.     Передавать смысл своими словами.  
    Что такое хорошо и что такое плохо. В. Маяковский. Крошка, секрет, прогулка, рожица, поступает, радостный.   Поступки. Выучить отрывок наизусть. Наизусть.
    Внеклассное чтение. «Что читать летом»          

 

 

Тематическое планирование по развитию устной речи

2 класс (VIII вид)

1 час в неделю

Программа специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида.

Москва. «Просвещение» 2006

Под редакцией В.В. Воронковой

 

2010- 2011 уч. год

Учитель: Л.Е. Лебедева

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2006. Под редакцией В.В. Воронковой.

Количество часов по программе С(К)ОУ VIII вида соответствует количеству часов в учебном плане.

Учебник: Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.