Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция выпускной квалификационной работы бакалавра






Выпускная квалификационная работабакалавраимеет трехчленную структуру и состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении, которое обычно занимает в среднем до десяти процентов от всего объема работы,

- обосновывается выбор темы, ее актуальность;

- характеризуется степень разработанности темы в отечественной и мировой науке и новизна исследования;

- формулируется проблема;

- определяются объект и предмет исследования, основная цель и задачи работы;

- характеризуется материал исследования;

- определяется методологическая база;

- перечисляются методы исследования;

- указываются композиционные особенности основной части и формулируется краткое содержание ее разделов (глав) и подразделов (параграфов) – при их выделении;

- характеризуется практическая (а иногда и теоретическая) значимость исследования;

- может быть сказано об апробации работы (указания на апробацию обязательны только для магистерской диссертации, хотя приветствуются в выпускных квалификационных работах всех видов).

Начало исследования обозначенной в ВКР проблемой предваряется:

1. Сбором научных источников (монографий, статей, учебников) по проблеме.



2. Анализом источников на предмет изученного объема и аспектов проблемы.

3. Формулировкой цели и задач собственного научного исследования (ВКР).

Объект исследования – это проблема, обозначенная в теме дипломного исследования.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном.

Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление; построение классификаций; разработка методик и их реализация и т.д.), решается конкретная исследовательская проблема.

Основная часть имеет, как правило, не менее двух разделов (двух глав), каждый из которых в свою очередь делится на подразделы (параграфы), хотя в зависимости от темы исследования, его цели и объема (нижний предел объема ВКР бакалавра – 30 страниц) допускается выделение разделов без разбиения их на подразделы. Однако в целом выделение подразделов расценивается как достоинство, ибо делает более отчетливой логику исследования. Если подразделы выделяются, это следует делать в каждом разделе. При этом таких подразделов в каждом разделе должно быть не менее двух.

Первый раздел обычно носит теоретико-методологический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях.

Назначение и содержание второго раздела носит опытно-экспериментальный характер. И представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации.

Если материал работы (ее эмпирическая база) рассматривается в различных аспектах, то каждому аспекту может быть посвящен новый раздел. Таким образом, общее количество разделов основной части ВКР бакалавра, где материал рассматривается в двух аспектах, равно трем (вспомним: первый раздел – теоретический), а в работе, где анализ материала идет в трех направлениях, – четырем.

С учетом того, что объем текста ВКР бакалавра без учета списков использованных источников и приложений обычно не превышает 50 страниц, выделение более трех разделов нецелесообразно.

Каждый раздел основной части должен заканчиваться Выводами, демонстрирующими решение задач, которые ставились в рамках раздела.

В Заключении, которое занимает обычно от пяти до десяти процентов всего объема работы, автору необходимо сообщить читателю о том, что поставленная в работе цель достигнута. Здесь даются краткие выводы по теории вопроса, по проведенному анализу, предложения по проделанной работе. Следует помнить, что текст Заключения, аккумулируя выводы по разделам (главам), не может дословно повторять их. В Заключении также могут быть обозначены перспективы решения проблемы и дальнейших исследований в данной сфере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.