Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как ценностно-нормативная система






Общество, социальная структура (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Понятие “культура” чрезвычайно многозначно. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты или предметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы. Культура – это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры:

1) гуманистическая; 2)гносеологическая; 3) информационная; 4) коммуникативная;

5) ценностно-ориентационная; 6) нормативно-регулирующая (управленческая).

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной часть общества или по ее заказу профессионалами. Понятие массовой культуры отражает такие существенные сдвиги в механизме современной культуры, как: 1) развитие средств массовой коммуникации;

2) становление индустриально-коммерческого типа производства; 3) распространение стандартизированных духовныхблаг.

Народная культура- это совокупность произведений народного творчества(фольклор), которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Круг ее потребителей- малоимущие люди.

Доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;

Субкультура- часть общей культуры; система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями;

Контркультура- это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.