Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад М.В.Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России






 

У М.В.Ломоносова нет специальных психологических трактатов. В то же время, однако, его вклад в развитие психологической науки в России является общепризнанным. Во всех своих научных трудах, публичных выступлениях, а также в письмах, заметках, «репортах» (отчетах о работе в Академии), деловых записках он развивает психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека - от самых элементарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей и в совокупности складываются в достаточно целостную систему. Собственные психологические идеи развиваются в контексте созданной им научно-философской концепции, а также в соотношении и с опорой на авторитеты своего времени – философско-психологические учения Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница, Хр.Вольфа, учителя Ломоносова, благодарное отношение к которому он пронес через всю свою жизнь.

В основу объяснения ощущений Ломоносовым было положено созданное им научно-философское учение о природе, развиваемое в естественнонаучных трудах, главным образом, по физике и химии. Ощущения рассматривались как продукт воздействия объектов физического мира на человека. Воздействие осуществляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, неуловимых органами чувств частиц материи внешних тел (воздействующего объекта) с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возникающие в нервных окончаниях движения по механическим законам передаются по всему нерву до самого мозга. Описываются ощущения различных модальностей – обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые, зрительные, которые объясняются этим единым для всех них механизмом; указывается на факт связи различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т.п.. На основе наблюдений и многочисленных опытов, а также многолетних теоретических исследований Ломоносов разработал теорию света и выдвинул трехкомпонентную теорию цвета. На ее основании он дал объяснение физиологических механизмов цветовых явлений. По мысли Ломоносова, цвета вызываются действием трех родов эфира и трех видов цветоощущающей материи, составляющей дно глаза. С трехкомпонентной теорией цвета и цветового зрения Ломоносов выступил в 1756 г. Она выдержала проверку историей научного познания. В 1807 г. английский физик Т.Юнг, немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц во второй половине XIX в. развивали трехкомпонентную теорию зрения.

Исключительно богаты психологическим содержанием сочинения Ломоносова по грамматике и риторике. В них он переходит от объяснения психических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища натуры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушевленному существу. В сочинениях по риторике он перечисляет следующие психические образования и процессы, составляющие жизненные свойства человека: представления (идеи, в терминологии Ломоносова) памяти и воображения, работу творческого воображения, рассуждение, волю, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования («благородие, счастие, богатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание). В связи с задачами развития русского литературного языка в его значении для развития национального самосознания большое место занимают вопросы языка, особо подчеркивается красота, великолепие, сила и богатство российского языка, дается психологический анализ речи, анализируются ее функции как важнейшего средства духовного развития человека и необходимого условия существования и функционирования общества.

Особый интерес представляет учение Ломоносова о страстях и их выражении в речи. Оно излагается в его сочинениях по риторике, поскольку, по мысли Ломоносова, убедительность речи достигается не только ее содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвращение. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Страсть определяется как сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, причем всегда бывает услаждение или скука. Таким образом в страстях выделяются три компонента: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови). Дается тщательное описание отдельных страстей. К ним он относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, любовь, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Выделяются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Страсть и разум рассматриваются в их взаимовлияниях, на этой основе устанавливаются правила «утоления» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. Холодные доводы ума призваны показать отрицательные стороны предмета нежелательной страсти, направить все силы человека на развенчание объекта и тем самым устранить направленность на него.

В своих психологических рассуждениях Ломоносов подходит к целостному пониманию личности, таких ее свойств (признаков) как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. В его работах, как научных трактатах, так и в различных деловых записках содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, которые они предъявляют к человеку. Эти идеи высоко оценены специалистами и квалифицируются как профессиологическая концепция, поучительная и для современных психологов. Причина обращения Ломоносова к этим вопросам коренится в общей направленности его научных исканий на решение жизненно важный проблем для человека и общества в целом..

В письмах, официальных записках и отчетах по вопросам работы Академии и гимназии он дает яркие характеристики ученых, общественных деятелей, с которыми взаимодействовал и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступает глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе, и собственной. За текстами его трудов зримо выступает нравственный облик самого их автора, гениального мыслителя и великого человека. Поэтому справедливо отмечено специалистами, что его труды являются материалом к личности Ломоносова, запечатленной им самим.

В настоящее время труды М.В.Ломоносова сохраняют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержанием, конкретными описаниями психических явлений и трактовкой их механизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед научным исследованием душевного мира человека. Именно гуманистическая направленность его психологической мысли как важнейший компонент наших научных традиций особенно важна и актуальна для современной науки.

 

Список литературы

  1. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755 – 1855. – М., 2001.
  2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2-х т. - М., 1986.
  3. Ломоносов М.В. Избранная проза – М., 1986.
  4. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XX. Работы разных лет. – М., 1996.

 

21.10.2011






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.