Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и мировоззрение М.В.Ломоносова






По точному определению А.С.Пушкина, «Ломоносов был великий человек», «Уважаю в нем великого человека». Поражает его всепоглащающая страсть к знанию. В детстве, вспоминал М.В.Ломоносов в письме к И.И.Шувалову от 31 мая 1753 г., «имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока и ушел в Спасские школы» (М.Ломоносов, 1986, с.31). Несказанную бедность испытал он в годы учебы в Славяно- греко- латинской академии: «имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» (М.Ломоносов, 1986, с.31). В годы обучения в Германии он вместе с другими студентами из России терпел нужду и лишения вследствие длительного непоступления назначенной стипендии, а также столкновений с химиком Генкелем, у которого он учился химии и горному делу во Фрейберге. Вся жизнь М.В.Ломоносова была наполнена «ревностной и беспорочной службой для приращения наук в отечестве» (Ломоносов. Избр… т.2, 1986, с.442). Незадолго до смерти, в наброске «План беседы с Екатериной II» он писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» (Ломоносов, 1986, с.154). Величие личности М.В.Ломоносова проистекает из величия целей, которым он посвятил всю свою деятельную жизнь. Мыслитель, гениальный ученый-энциклопедист, поэт – «Петром Великим русской литературы» называл его В.Г.Белинский, художник, просветитель и общественный деятель, организатор науки - создатель первого русского университета, он способствовал становлению в России науки европейского уровня. «Ломоносов был первый русский, который заговорил с ученой Европой на ее языке и заставил слушать себя со вниманием. Если Петр Великий быстрым усвоением средств образования и военными успехами заставил европейские государства с уважением отнестись к России, посторониться и дать ей почетное место среди себя, то Ломоносов принятием деятельного участия в решении важных вопросов, занимавших европейскую науку, заставил западных ученых с уважением отнестись к представителю русской мысли и знания и прекратить толки о возможности для России возвратиться в среду государств, чуждых европейской образованности2 (Соловьев, 1996, с.546). Его открытия были высоко оценены уже современниками: Л.Эйлер, Хр.Вольф отмечали, что своими трудами Ломоносов принес великую честь своему народу.

По справедливому замечанию В.И.Вернадского, Ломоносов «кажется нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию» (цит. по: Ломоносов,, 1986, т.1, с.5). Он заложил основы подлинно научного мировоззрения как «надежные основания и правила, на чем бы утвердиться непоколебимо» (Ломоносов, 1986, т.1, с.393)). Важнейшие из этих оснований следующие.

1. Корпускулярная теория строения материи, в которой он возродил атомистическое учение. Согласно корпускулярной теории, все тела состоят из мельчайших частиц – корпускул. Их движения подчиняются законам механики. Теория позволила научно объяснить физические явления природы – тепловые, электрические, магнетизм, горение – без привлечения вымышленных таинственных загадочных флюидов – теплорода, невесомой электрической и магнитной жидкости, флогистона.

2. Впервые в письме к Л.Эйлеру М.В.Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (1748): «все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавляется, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-нибудь телу, столько же теряется у другого, сколько я затрачиваю на сон, столько же я отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому» (Ломоносов, 1986, т.1, с.113). Это положение, которое М.В.Ломоносов назвал «всеобщим естественным законом» (там же, с.261), позже подтвердил собственными лабораторными опытами. Полное изложение закона он представил в докладе «Рассуждение о твердости и жидкости тел», с которым выступил в публичном собрании императорской академии наук 6 сентября 1760 г.

3. Утверждал единство теории, опыта и эксперимента. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (Ломоносов, 1986, т.1, с. 33).

4. В творчестве М.В.Ломоносова научное наблюдение неотделимо от эстетического любования природой и от религиозных размышлений В одах «Утреннее размышление о Божием Величестве» (1743) и «Вечернее размышление при случае великого северного сияния»(1743) в поэтической форме и в то же время как ученый-естествоиспытатель он описывает явления природы – восход солнца и сопровождает их вызванными этой картиной своими рассуждениями о процессах, происходящих на солнце. Он пытается понять и научно объяснить природу северного сияния, высказывает мнение о его происхождении из движений эфира. При этом для подкрепления своих догадок и мнений за последними ответами на свои вопросы он обращается к Божиему Величеству, которого называет Творцом. Признавая, что «промысел Высшего господствует во всем», он в то же время считал, что приращению наук вредны рассуждения, в которых вместо исследования «выучивают наизусть три слова «Бог так сотворил» и сие дают в ответ вместо всех причин» (Ломоносов, 1986, т.1, с.394). В творчестве М.В.Ломоносова наука и религия в известном смысле автономны, это разные силы духа, они не мешают друг другу. «Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины» (Ломоносов, 1986, т.1, с.119). «При сем христианская вера стоит непреложна» (Ломоносов, 1986, т.1, с.336). «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой – свою волю. Первая – видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество… Вторая книга – священное писание. В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в…книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учителя. Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре можно научиться астрономии или химии» (Ломоносов, 1986, с.336) - эти слова М.В.Ломоносова точно воссоздают его научно-философскую позицию, в которой свободное изыскание истины не стесняется верой и религиозным чувством, но и невозможно без них. В соответствии с этим в структуру университета не был включен богословский факультет («богословский оставляю синодальным училищам». – писал М.В.Ломоносов (Ломоносов, 1986, с.158).

5. Историзм как важнейшая особенность методологии М.В.Ломоносова. В самом начале своих рассуждений о надежных правилах научного познания он требовал «твердо помнить, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены…Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано, будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому-де не надобно исследовать причин…. Таковы рассуждения весьма вредны приращению всех наук» (Ломоносов, 1986, т.1, с.394).

6. Достигнув причин, научное знание должно получить «полезное в жизни употребление…наука…служит к великому облегчению трудов наших» (Ломоносов, 1986, т.1, с.426). Вместе с тем утилитарные задачи должны подчиняться главной цели научного познания - «строгому и правильному разысканию истины» (Ломоносов, 1986, т.1, с.217). Составляя проект регламента Академии наук, М.В.Ломоносов определил права и обязанности ученого, важнейшим качеством ученого считал его стремление больше к приумножению знания, «нежели для своего прокормления» (Ломоносов, 1986, т.2, с.358). Бедой называл М.В.Ломоносов злоупотребление ученым свободы, когда он превращает свой труд в ремесло и орудие для заработка, тогда как цель науки – расширение света истины.

7. Для научного творчества необходима четкая гражданская позиция ученого, его умение связать свои научные исследования с государственными интересами. С этим связан подлинный патриотизм М.В.Ломоносова как человека науки, испытываемое им чувство национальной гордости. С.М.Соловьев назвал М.В.Ломоносова «великим деятелем в истории народа», «великим глашатаем народной мысли, выразителем народного сознания» (Соловьев, 1996, с.547). «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» (Ломоносов, 1986, т.2, с.358). Свою позицию М.В.Ломоносов выразил в письме к одному из руководителей Петербургской академии наук Г.И.Теплову. Здесь он писал; «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю…я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял на них смолода, на старость не покину» (Ломоносов, 1986, т.2, с.331 – 332.

8. Пропаганда науки, ее значения для человека составляет важнейшую задачу ученого. В философско-просветительской поэме «О пользе стекла» М.В.Ломоносов не только изложил достоинства, которых у простого стекла не меньше, чем у минералов и золота, но и раскрыл его пользу для человека. Из чистого стекла мы пьем вино и пиво, в секле храним и составляем лекарства, видим себя в зеркале, из стекла сделаны очки, Кеплер и Ньютон познали законы преломления световых лучей в стекле, в «зрительных трубах» стекло являет нам небесное пространство, микроскоп открыл тайны невидимых глазом частиц и мн. др.

9. Важнейшей составной частью мировоззрения является понимание человека. М.В.Ломоносов следовал демократическим принципам, утверждал несословную ценность человека. Не принадлежность к знатному роду, а личные заслуги и природные дарования определяют ценность человека. В первом параграфе составленного М.В.Ломоносовым «Проекта регламента московских гимназий» (1755) провозглашалось: право поступления должно быть предоставлено всем сословиям без каких-либо ограничений, в том числе и детям крепостных крестьян, при условии, если «помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в Университете свободным наукам» (Ломоносов, 1986, с.167. Много претерпев из-за своего невысокого происхождения, М.В.Ломоносов обогатил российскую науку, так что его по праву называют отцом русской науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.