Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы организации педагогического процесса






Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. - ведущий принцип образования, выражающий необходимость со­четания целей общества и личности. Реализация этого принципа тре­бует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания об­разования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует системати­ческого ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соот­ветствии с ним воспитанники должны активно включаться в общест­венно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источни­ком познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометри­ческих зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недос­тупных объектов.



Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и прак­тикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обу­чения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно свя­занный с предыдущим принципом организации педагогического процес­са. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личност­но-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, вклю­ченность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

Принцип научности. является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагоги­ческое взаимодействие должно быть направлено на развитие познава­тельной активности учащихся, на формирование у них умений и навы­ков научного поиска, на ознакомление их со способами научной ор­ганизации учебного труда. Этому способствует широкое использова­ние проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбо­ра, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использо­вать научную литературу и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются два диалекти­ческих противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно дово­дить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных воп­росов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание воз­никает, формируется и проявляется в деятельности. Однако, как со­вокупность понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направ­ляет поступки и действия человека и одновременно само складывает­ся под влиянием поведения и деятельности. То есть реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирова­ние в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истин­ности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогичес­кого процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического про­цесса.

Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид дея­тельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление - источ­ник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает коллек­тив как высшая форма социальной организации, основанная на общ­ности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и вза­имной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, кол­лективизма, товарищеская взаимопомощь и

Другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглащает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармо­нического развития.

Сама природа педагогического процесса с его задачной струк­турой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их после­довательное развитие и совершенствование.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее прово­дившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднима­ет воспитанника на более высокий уровень развития. Учебно-воспи­тательный процесс всегда обращен к целостной личности. Но в каж­дый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогичес­кую задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают пере­ход учащихся от простых к более сложным формам поведения и дея­тельности, их последовательное обогащение и развитие.

Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные за­дачи не могут быть решены в короткий срок. Систематичность и пос­ледовательность позволяют за меньшее время достичь больших ре­зультатов. К. Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разум­ная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями».

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны, необходимость фор­мирования системы знаний, умений и навыков по предметам, а с дру­гой - необходимость формирования целостного мировоззрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и учебников предметного преподавания при обязательном установлении межпредметных и внут­рипредметных связей. В настоящее время применяется преимуществен­но линейный принцип построения учебных программ, реже концентри­ческий. Уменьшение доли концентризма связано с тем, что учебные программы все более тесно связываются между собой.

На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изуче­ния отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систе­му уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражне­ния, как правило, следовали бы за изучением теории.

Важнейшим организующим положением не только процесса обуче­ния, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Я. А. Коменский, обосновавший «золотое правило дидактики», согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств, писал: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной нагляд­ности».

Наглядность в педагогическом процессе основана на закономер­ностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних эта­пах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Одна­ко научные понятия и абстрактные положения легче доходят до уча­щихся, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается приме­нением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-прак­тических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет примене­ние наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т.п. Нагляд­ность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности виды наглядности принято под­разделять следующим образом: естественная (предметы объективной реальности); экспериментальная (опыты, эксперименты); объемная (макеты, фигуры и т.п.); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звукоизобразительная (кино, телевидение); звуковая (магнитофон); символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы); внутренняя (образы, создаваемые речью педагога) (по Т. И. Ильиной).

Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в сознании воспитанников не запечатлял­ся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некото­рые учащиеся испытывают большие затруднения в доказательствах те­орем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоу­гольного треугольника и т.п.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формиро­вание у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эсте­тических идеалов. Предметы естественно-математического цикла по­могают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показы­вают эстетическую картину человеческих отношений. Художествен­но-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам созда­ния, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эсте­тизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.