Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целевой компонент выполняет ориентационную функцию.






 

Содержательный компонент отражает основные направления деятельности педагога и воспитанников (обучаемых), которые определяются на основе принципов, выступающих как теоретические основания организации и реализации педагогической деятельности.

В философских источниках данное понятие рассматривается как «основоположение, руководящая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей»

В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме принципов обучения, воспитания, целостного педагогического процесса, педагогические принципы определяются как система исходных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.

Основными характеристиками понятия «педагогический принцип» являются: объективность и отражение уже познанных закономерностей педагогического процесса.

В педагогической науке довольно обстоятельно разработаны вопросы, касающиеся принципов обучения (С.П.Баранов, М.Н.Скаткин, М.А.Данилов и др.). Проблеме принципов воспитания также посвящено немало исследований (Т.А.Ильина, Ю.П.Азаров, И.Ф.Харламов и др.), однако в современной науке наибольшее внимание уделяется комплексному анализу принципов обучения и воспитания, обоснованию принципов целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин и др.).

Ю.К.Бабанский выделяет следующие принципы целостного педагогического процесса:

Принципы педагогического процесса (Ю.К.Бабанский):

- целенаправленность пед. процесса;

- связь обучения и воспитания с жизнью;

- научность содержания воспитания и обучения;

- доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- системность и последовательность;

- сознательность, активность, самодеятельность, творчество обучаемых;

- связь обучения и воспитания с общественно полезным трудом;

- наглядность;

- коллективный характер обучения и воспитания;

- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- выбор оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания;

- комплексный подход к воспитанию.



 

Развитие данной точки зрения представлено в работах современных ученых (В.А.Сластенин, И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый и др.), считающих, что в контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководс­тва деятельностью воспитанников [Педагогика В.А.Сластенин].

К принципам организации педагогического процесса относятся принципы: гуманистической направленности педагогического процесса, связи педагогического процесса с производственной практикой, научности, принцип обучения и воспитания детей в коллективе, преемственности, последовательности и систематичности, наглядности, эстетизации всей жизни воспитанников.

Принципы управления деятельностью воспитанников включают: принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся; уважение к личности обучаемого в сочетании с разумной требовательностью к нему; согласованности требований школы, семьи и общественности; принцип сочетания прямых и параллельных педа­гогических действий; принцип доступности и посильности обучения; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития [14].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.