Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История менеджмента






План

1. Управленческие революции.

2. Школа научного менеджмента.

3. Теория человеческих отношений.

4. Поведенческая школа.

5. Школы менеджмента (подходы).

 

  1. Управленческие революции

В литературе существует 2 подхода.

Кабушкин выделяет 3 периода в развитии менеджмента:

  1. Древний период (9-7 тыс. до н.э. – XIII в.).
  2. Индустриальный период (XVIII-XIX вв.).
  3. Период систематизации (конец XIX-XX вв.)

Уткин выделяет 5 управленческих революций:

1) 7000 лет назад – религиозно-коммерческая революция. Менеджерами можно считать жрецов, т.к. они распределяли дары, которые приносились в жертву. Жрецы выполняли различные функции, побочным продуктом было появление письменности.

2) Светстко-административная революция (деятельность царя Хаммурапи – 1792-1750 гг. до н.э.). Хаммурапи разработал свод законов управления государством, ввел светский стиль управления, уделял большое внимание контролю и ответственности над выполнением работ. Он выработал собственный лидерский стиль управления – образ опекуна и защитника людей.

3) Производственно-строительная революция (царь Навуходоносор II – 605-562 гг. до н.э.). Навуходоносор - автор проектов некоторых из 7ми чудес света (Вавилонской башни, висячих садов Семирамиды), разработал систему производственного контроля на текстильных фабриках и зерно хранилищах – цветные ярлыки для каждой партии пряжи. Управленческие нововведения в Древнем Риме: система территориального управления римского императора Диоклетиана (243-316 гг.), административная организация Римской католической церкви (до сих пор это наиболее совершенная формальная организация в Западном мире, ее опят используется в управлении персоналом, в организации системы власти, в формировании авторитета, в специализации функций).

4) Революция, связанная с зарождением капитализма и профессионального управления. Мануфактуры переходят в фабрику, формируется акционерный капитал, растут масштабы производства, и возникает потребность в профессионале.

5) Бюрократическая революция. В основе ее лежит концепция рациональною бюрократии. Основные черты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов (норма времени, обслуживания, выработки, численности), формализация должностных обязанностей.

  1. Школа научного менеджмента

Основатель школы научного менеджмента – Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). Это «отец научного менеджмента». Он был инженер-практик и работал в 3 технологических компаниях. Он впервые ввел в практику менеджмента хронометраж, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя их продолжительность, с целью рационализации труда рабочих. Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих и широко понимал понятие «награда рабочему». Он написал 2 книги: «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления».

Тейлор выделил 5 основных принципов научного управления:

Научный набор рабочего (разработка тестов, например, на скоростную реакцию).

Научное изучение затрат времени и обучение рабочего.

Специализация работ.

Побудительные мотивы труда (премирование, награда).

Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими – кооперация труда и капитала.

Эта система принципов получила название «тейлоризм».

Идеи Тейлора были развиты супругами Фрэнком (1868-1925 гг.) и Лилиан (1878-1972 гг.) Гилбрет. Они занимались разработкой оптимальных способов выполнения работы. Они впервые применили фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений, разработали стандарты выполнения трудовых операций. После смерти Фрэнка его жена продолжает его идеи, но в новом направлении: она является первой женщиной в США, написавшей тезисы по психологии на степень доктора философии в США (первый доктор психологии). Это произошло в 1915 г.

Административная (классическая) школа управления. Если до этого была научная организация труда (НОУ), то были введены принципы менеджмента для администраторов. В этой области преуспел А. Файоль (1841-1925 гг.), он был 30 лет топ-менеджером. Он разработал теорию администрирования, которая изложена в его книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

Файоль разработал 14 принципов управления, применительные к высшему звену менеджмента:

ü разделение труда, т.е. специализация;

ü ответственность;

ü дисциплина;

ü единоначалие, т.е. одно лицо – один непосредственный начальник;

ü подчиненность личных интересов коллективным;

ü поощрение персонала;

ü скалярная цепь (цепь начальников – неразрывная цепь команд от высшего до низшего ранга, по которой идут потоки информации);

ü равенство и справедливость;

ü стабильность персонала;

ü инициатива;

ü корпоративный дух и др.

Идеи Файоля развивали Г. Эмерсон («12 принципов производительности»), Г. Форд. Фордизм – это дополнение к тейлоризму. Он отражен в книгах Г. Форда (1863-1947 гг.) «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».

  1. Теория человеческих отношений

Теория связана с именем М.П. Фоллет (1868-1933 гг.). Ее работы: «Новое государство», «Динамическая администрация». Это первый доктор социологии в США. Она сказала: «Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Фоллет выражала новую идею для своего времени естественного партнерства между трудом и капиталом при правильной мотивации и учете интересов сторон.

Ч. Барнард – отец системного подхода в менеджменте, который отражен в книге «Функции администратора» (1938 г.). 6 аспектов системного подхода организации:

субсистемы (подсистемы) организации;

синергия;

открытость системы;

границы;

потоки в организации (материальные, человеческие ресурсы);

обратная связь.

Х. Мюнстерберг – основатель психотехники – написал работу «Психологическая и промышленная эффективность» (1912 г.). В ней сформулированы основные принципы отбора людей на должности. Он создал первую в мире школу промышленных психологов.

В теорию человеческих отношений входит психоанализ в менеджменте. Энрикес развивал идеи Фрейда и рассматривал такие понятия как «желание», «либидо-любовь», «отец и дети», «другой». Отец всегда – это двойственная фигура, с одной стороны, это любящее существо, объединяющее своих детей, а с другой, это человек, который может отказать детям в своей любви, наказать, покарать их, разрушить что-то, угрожать. Присутствие отца в двух его противоположных функциях – это главное условие существования общности организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.