Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 

Оформление слайдов

Параметры Правила
Стиль Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от содержания самой презентации Вспомогательная информация (анимация) не должна преобладать над основной (текст, таблицы)
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один — для заголовка, один — для фона, один — для текста Для фона и текста используйте контрастные и визуально сочетающиеся цвета
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от информации на слайде

Представление информации

Параметры Правила
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий и прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана Если на слайде располагается картинка, то надпись должна находиться под ней
Шрифты Для заголовков — не менее 24 Для текста — не менее 18 Шрифты без рассечек легче читать с большого расстояния Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации нужно использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание Нельзя злоупотреблять прописными буквами, они читаются хуже строчных
Способы выделения информации Следует использовать: - рамки, границы, заливку - шириховку, стрелки - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации Не следует заполнять весь слайд слишком большим объемом информации: человек может запомнить единовременно не более 3 фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия нужно использовать разные виды слайдов: - с текстом - таблицами - рисунками

 

2. Подходы к созданию каталога психологических Интернет-ресурсов.

 

На сегодняшний день поиск информации является одной из сложных задач. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, количество источников и их надежность, во-вторых, колоссальный объем информации и постоянное ее изменение. Следовательно, приступая к информационному поиску в Интернете, следует помнить, что никакие средства навигации — каталоги или поисковые машины не охватывают всего текущего информационного массива Всемирной паутины. Большинство поисковых систем имеют внутренние ограничения на отражение материалов. Крупные сайты, имеющие свою систему поиска, позволяют использовать локальный поисковый механизм и детальное его изучение.

Осуществляя поисковую деятельность, следует придерживаться некоторых правил:

1) если тематика материала узкоспециализирована, то поиск информации следует начинать с соответствующих каталогов;

2) поиск по запросу рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой системе;

3) желательно пользоваться региональными или национальными поисковыми средствами, если интересует конкретная страна или язык;

4) используя механизм составления запроса, необходимо формулировать его максимально точно;

5) необходимо постоянно следить за изменением интересующей информации

Если поисковая система устарела, можно переходить на более эффективные и новые поисковые средства.

Психологические интернет-ресурсы можно представить в следующих разделах

1. Психологические организации, учебные заведения, издательства

2. Специалисты по психологии и смежным дисциплинам

3. Психологические общества

4. Психологические направления и школы

5. Психологические сети и серверы

6. Психологическое тестирование в Интернет

7. Консультирование в Интернет

8.Психологические издания и литература

Значительный интерес для российских психологов представляет европейский проект Open Access (OA), то есть открытый доступ (Velichkovsky, 2009). В его рамках предполагается обеспечить возможность бесплатного доступа и использования научной информации всем желающим где бы они ни находились. Двумя основными формами Access (OA) являются самоархивирование, называемое зеленой дорогой к Access (OA) и журналы свободного доступа, называемые золотой дорогой к Access (OA).

 

Вопросы для самопроверки

1. Определите основные задачи психопросвещения как вида деятельности психолога.

2. Какие возможности презентационного метода позволяют осуществлять эффективнее психологическое просвещение?

3. Назовите порядок и раскройте содержание подготовки презентации.

4. Какие требования предъявляют к презентации?

5. Раскройте подходы к созданию каталога психологических Интернет-ресурсов.

 

 

Тема 2.2 Информационные и коммуникационные технологии в психодиагностике. Компьютерная психодиагностика

План

1. Предпосылки информатизации психологической диагностики

2. Этапы психодиагностического обследования

3. Стадии подготовки компьютерной психодиагностики

4. Проведение компьютеризированного тестирования

5. Интерпретация компьютерных данных

6. Использования результатов компьютерной психодиагностики в решении практических задач

Литература:

Гарбер, И.Е. Метаподход к психологии: монография/И.Е. Гарбер. Саратов: издательство Саратовский источник, 2010. -266 с.

 

Психология не принадлежала к числу наук, первыми включивших компьютеры в свои исследования в качестве инструментария. Тем не менее потребность в проведении массовых психодиагностических обследований, обусловленная широким распространением профессий, связанных со значительными экологическими и социальными рисками, высокой ценой ошибок, усложнением межличностных контактов и ускорением темпа повседневной жизни, в сочетании с дефицитом высококвалифицированных психологов и широким распространением персональных компьютеров, стимулировали бурное развитие автоматизации психодиагностических процедур в нашей стране и за рубежом (Анастази, Урбина, 2001; Дюк, 1994; Тихомиров, 1972 и др.).

С другой стороны, работа психодиагноста носит в значительной степени рутинный, монотонный характер, состоит из повторения в фиксированной последовательности некоторых стандартных, традиционных действий (Анастази, 1982). Начальный этап компьютеризации психологических исследований показал, что обе перечисленные выше особенности: большой объем необходимой для принятия решения информации и стандартность процедур делают психодиагностику релевантным объектом для компьютеризации.

Теоретическое осмысление проблем основано на опыте разработки, внедрения и использования соответствующего программного обеспечения в течение ряда лет (1983-1993 гг.). В исследовании принимали участие автор и его сотрудники – Н. В. Тарновская (психолог) и Л. Г. Еременко (программист), работавшие в научно-исследовательской лаборатории компьютерной психодиагностики Саратовского филиала НПО «Агроприбор» (директор – Р. М. Долгопятов, главный инженер – В. Л. Баранов). Оно проходило в творческом сотрудничестве с ВНМЦ пограничной психиатрии (Л. Н. Собчик) и кафедрой общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (О. К. Тихомиров), психологами и программистами других научных центров, потребителями и заказчиками программного и аппаратного обеспечения. Разработанные программные и технические комплексы были внедрены в психофизиологической лаборатории ОВВК УВД Саратовской области, Институте социально-экономических проблем развития АПК РАН (г. Саратов), Санкт-Петербургском сельскохозяйственном институте (г. Пушкин), производственном объединении «Югтрансгаз» (г. Саратов), Рязанском областном Центре по трудоустройству, переобучению и профориентации, других организациях. Они описаны в журнале «Социологические исследования» (Гаврилов, 1989), газете «Известия» от 22 августа 1987 г. («ЭВМ для милиции»), местных саратовских изданиях. В эмпирическом исследовании принимали участие 71 психодиагност, 126 администраторов разного уровня управления, 45 программистов и электроников, а также свыше 900 обследованных с помощью компьютера. Были разработаны, внедрены и использованы компьютеризированные методики: СМИЛ (стандартизированная методика исследования личности, интерпретационная схема Л. Н. Собчик); ПНС (профессиональная направленность старшеклассников; другое название «МИР профессий»); профориентационный комплекс СМИЛ-ПНС; САН (самочувствие, активность, настроение); РДО-латерометрия (реакция на движущийся объект, модификация Е. И. Гарбера); СЛП-НДВ (структурно- логическая память в условиях нарастающего дефицита времени); МИСР (методика исследования стиля руководства; методика А. Л. Журавлева); РЕЙТИНГ; СПК (социально-психологический климат); MASTER–TESTER (проверка профессиональной подготовленности и тренажер для подготовки к тестированию), а также методы исследования психодиагностической деятельности в реальных условиях (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности, специальной литературы и документации, а также ошибочных действий, трудовой метод, сравнение различных форм психодиагностической деятельности).

 

2.Можно выделить следующие этапы психодиагностического обследования:

1) предварительная подготовка психодиагноста,

2) сбор данных в соответствии с задачей исследования,

3) анализ и интерпретация полученных данных,

4) вынесение заключения в виде психологического диагноза или/и психологического прогноза.

Авторы большинства известных тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон психодиагностического обследования, намечаются элементы рабочей картины личности, конкретизируемые с помощью тестовых процедур. Предварительная подготовка включает в себя также выбор психодиагностических методик на основе сведений об их валидности и надежности по отношению к цели и задачам исследования.

Hа втором этапе необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в систему «психодиагност – обследуемый»: ситуационных, цели обследования и задания, личности психолога и обследуемого. Этап завершается представлением полученных результатов в виде, который задается разработчиком методики: построением профиля личности, переводом «сырых» оценок в стены, расчетом коэффициента интеллекта и т. д.

Наиболее сложным в традиционной системе является третий этап. Как неоднократно отмечалось выше, исторически сформировалось два пути интерпретации данных: клинический и статистический.

1.Клинический подход ориентирован, прежде всего, на наблюдение, опыт исследователя, интуицию.

2.Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей и их статистическую обработку.

В литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических диагнозов и прогнозов (Meehl, 1996). Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая точность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. Для полноценности психодиагностического обследования необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, их взаимное дополнение, а не искусственное противопоставление.

Задача интерпретации полученных данных многократно усложняется в случае, когда в процессе обследования использовалась батарея тестов, разработанных в русле различных теоретических направлений. Необходимая интеграция полученных разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях.

На заключительном этапе, как правило, формулируется психологический диагноз, разрабатывается программа дальнейших действий, после чего итоги обследования представляются в той или иной форме в зависимости от цели исследования и того, кому они предназначены. В организации и проведении психодиагностических обследований существенную роль играют соблюдение этических принципов и юридических норм.

Однако, несмотря на аргументированную критику (в США в 1966 г. вопрос о полном запрете психологического тестирования обсуждался в сенате), на pяд нерешенных и дискуссионных проблем, объективные потребности зарождавшегося информационного общества привели к появлению новой, компьютерной технологии психодиагностики.

Этому способствовали внешние и внутренние по отношению к традиционной психодиагностике предпосылки.

К внешним факторам можно отнести необходимость профессионального отбора на должности, связанные со значительным социально-экономическим риском (операторы энергетических и других сложных систем, военнослужащие ракетных войск, руководители разных рангов, водители различных транспортных средств), требующие дорогостоящего обучения; усложнение межличностных коммуникаций, обусловленное информатизацией общества и т.д. К внутренним факторам, как уже отмечалось выше, можно отнести наличие в традиционной психодиагностике повторения в фиксированной последовательности некоторых стандартных действий, а также большой объем справочной информации, необходимый для оценки полученных результатов.

Компьютерная психодиагностика развивалась не по классической схеме «от простого к сложному». Напротив, как показывает изучение истории, она началась с самых сложных психодиагностических методик: MMPI, 16 PF, теста Роршаха (Деев, Ложкина, Спасенников, 1984; Дюк, 1994; Оганезов, Суменко, 1990; Fowler, 1966, 1969; Kleinmuntz, 1969, 1984 и др.). Одной из причин такого хода развития, вероятно, является то, что нередко психодиагносты-практики отказывались от более совершенных и, соответственно, более сложных методик, требующих значительных интеллектуальных усилий, в пользу упрощенных экспресс-методов.

Второй подход оказался более приемлемым для работы в организациях, при индивидуальном консультировании. Он состоял в том, что психологическая лаборатория использует специализированный комплекс для психофизиологического и психологического тестирования на базе мини-ЭВМ или персонального компьютера и дополнительного периферийного оборудования. В этом случае как сбор информации (в диалоговом режиме), так и ее обработка осуществляются компьютером. Преимущество второго подхода состоит в оперативности исследования. В результате компьютер становился гибким инструментом в руках психодиагноста, многократно увеличивая его профессиональные возможности.

 

3. Этап подготовки компьютерной психодиагностики для удобства анализа был разбит на следующие три стадии:

1) постановка психодиагностической задачи,

2) подбор методик,

3) составление формального алгоритма.

Наиболее сложной, как показало исследование, является третья стадия, включающая, в частности, формирование передаваемых компьютеру алгоритмов инструктирования обследуемого, предъявления ему тестовых заданий и обработку результатов.

1. Стадия постановки психодиагностической задачи. Слова Ч. Р. Миллса о том, что «прикрываясь ценностной нейтральностью своих методик, социолог-прикладник не обходит проблему, а фактически перекладывает ее решение на других» (Миллс, 2001, с. 93) применимы и к практическому психологу. На стадии постановки психодиагностической задачи глобальные цели компьютеризированного тестирования не изменились по сравнению с традиционными. По-прежнему психодиагностика применяется для получения информации в процессе профотбора, индивидуального консультирования, психокоррекционной работы и т. д.

2. Стадия подбора методик. Предварительное изучение стадии подбора методик в научно-практических массовых обследованиях, проводимых традиционными методами, позволило выделить и описать два феномена. Во-первых, психодиагносты-практики стараются не пользоваться сложными тестами, отдавая предпочтение упрощенным экспресс- методикам. Возможное объяснение такого поведения состоит в том, что анализ результатов сложных методик перегружает кратковременную и долговременную память психодиагноста, требует от него больших интеллектуальных усилий, что не всегда оправданно при проведении массовых обследований. Во-вторых, при анализе результатов традиционных массовых психодиагностических обследований (свыше 100 протоколов, выбранных случайным образом), нами был выявлен феномен «исчезновения методики». Он заключается в том, что итоговые заключения по существу пишутся на основании бесед с обследуемыми и не содержат существенных результатов тестовой методики. Отметим, что этот феномен наблюдался нами в условиях вынужденного использования психодиагностом сложной методики (MMPI).

3. Стадия составления формального алгоритма. На ней «первостепенное значение имеет внимательный анализ значения используемых слов, в частности, степени обобщенности понятий и логических связей между ними» (Миллс, 2001, с. 140). Составление формального алгоритма компьютеризации психодиагностики влияет на активизацию аналитических исследовательских действий психодиагностов, направленных на уточнение содержания и формы представления психологических знаний, используемых в алгоритмах, передаваемых компьютеру в виде программ. Применительно к алгоритмам инструктирования обследуемого это означало разделение мотивационной и операционной частей инструкции. Последняя, в свою очередь, имела полную и сокращенную формы. Такой подход, обусловленный спецификой предъявления компьютеризированных инструкций обследуемому (см. ниже), способствовал их унификации и одновременно повысил эргономические требования к разработке их содержания для достижения единообразия понимания, удобной для восприятия и запоминания формы представления на экране дисплея. Вместо традиционных форм предъявления заданий на отдельных карточках или в брошюре при формировании алгоритмов предъявления тестовых заданий-вопросов оправдал себя покадровый принцип, при котором обследуемому доступны в каждый момент времени только два задания-кадра: текущее и предыдущее (случай, если он захочет исправить свой ответ, предусмотрен и описан ниже). Однако наиболее сложные проблемы возникают в связи с обработкой и, особенно, интерпретацией полученных результатов.

Проведение психодиагностического исследования в традиционной системе включает инструктирование обследуемого, его работу с тестом, количественную обработку и интерпретацию тестовых данных, проведение уточняющей беседы с обследуемым, при необходимости дополнительное тестирование и вынесение заключений по тесту.

Различия в реагировании зависят от знаний психодиагностов и обследуемых, их опыта работы с соответствующими тестами в традиционной и в компьютеризированной системах, тяготения психодиагностов к определенному научному направлению. Неполное, избирательное принятие компьютерных операций может приводить к неиспользованию некоторых возможностей компьютера или их изменению в соответствии с потребностями психодиагностов, проводящих компьютеризированное исследование.

 

4.Проведение компьютеризированного тестирования

Этап проведения компьютеризированного тестирования для удобства анализа был разбит на следующие три стадии:

1) предъявление обследуемому инструкции,

2) предъявление тестовых заданий,

3) их выполнение.

Проведенное исследование показало, что инструкция к компьютерной версии традиционной методики может мало отличаться от обычной. В нее добавляются только указания на последовательность действий при ответе на тест применительно к клавиатуре компьютера. Отличие может состоять в использовании графических и звуковых средств дисплея (цвет, мерцание, движение, звуковые сигналы), что, как показало исследование, мало отражается на эффективности психодиагностической деятельности.

К позитивным последствиям компьютеризации для обеих групп методик можно отнести ослабление на стадии предъявления инструкции явления пристрастия психолога, названного Р. Розенталем «эффектом предубежденности экспериментатора» (Вопросы, 1984, с. 17-18).

2. Стадия предъявления тестовых заданий. Основное отличие компьютеризированного предъявления тестовых заданий от традиционного состоит в том, что тестирование осуществляется в форме диалога обследуемого с компьютером, причем последний выступает его активной стороной. Он инициирует диалог, демонстрирует задания, соответствующим образом реагирует на ответы человека, сообщая о приеме ответа, дает указания (например, сообщает об ошибке или просит проверить ответ). Включение в предъявление заданий коммуникативных реплик оживляет процесс взаимодействия и, как правило, снижает монотонность и назойливость отдельных заданий теста, повышает удовлетворенность обследуемого самим процессом тестирования. Респектабельность персонального компьютера как инструмента исследования также оказывает на стадии предъявления тестовых заданий определенное стимулирующее влияние на обследуемого. Компьютер выступает в качестве собеседника или партнера при демонстрации заданий, и процесс тестирования с помощью компьютеризированного вопросника можно рассматривать как этап на пути формализации беседы. При покадровом предъявлении заданий в верхней части экрана монитора постоянно экспонируется сокращенная форма операционной инструкции. Ниже, в первом кадре, изображается предыдущее задание теста вместе с принятым ответом. Наконец, во втором кадре демонстрируется текущее задание с вариантами ответов на него и возможностью возврата. Целесообразность такого способа подачи тестовых заданий, отличающегося от традиционного и не являющегося общепринятым, обосновывается в следующем пункте.

 

5. Этап интерпретации компьютерных данных

Этот этап в силу его исключительной важности для достижения эффективности психодиагностического процесса был разбит на следующие пять стадий:

1) количественная обработка,

2) анализ компьютерных данных,

3) беседа,

4) смысловой анализ данных об обследованном,

5) составление итогового заключения.

Компьютерная программа предусматривает два варианта интерпретации полученных результатов: для обследуемого и для психолога (защищенный от посторонних с помощью пароля). Естественным на данной стадии представляется и наличие третьего варианта – для администратора, однако эта возможность является дискуссионной по этическим соображениям.

Отметим, что в условиях компьютерной психодиагностики сокращается традиционный творческий компонент интерпретации данных, частично формализованный в алгоритмах и переданный компьютеру. За человеком формально остаются только функции оценки и коррекции конечного продукта. Как показало проведенное исследование психологических механизмов, регулирующих эффективность деятельности, компьютерная психодиагностика не только помогает в освоении больших объемов рутинной работы, но также создает надежное русло квалифицированного анализа данных, позволяющее менее опытным и начинающим психодиагностам избегать грубых ошибок и приучаться к определенному единообразию в подходе к интерпретации данных.

Успешно реализуя функции формально-логического мышления, самый совершенный компьютер, в отличие от самого плохого психодиагноста, не учитывает общее впечатление от поведения обследуемого, его внешности, типа телосложения. У него, далее, отсутствуют эмоции в их оценочной функции, образное мышление и интуиция, мышление по аналогии или на основании здравого смысла, предшествующего опыта. Стадия беседы позволяет психодиагносту реализовать эти, недоступные пока компьютеру, функции, а также собрать дополнительную информацию, уточнить степень понятности тестовых заданий обследуемому (Айламазян, 1999), предотвращая тем самым некритическое использование компьютерных данных.

Наибольшую трудность представляет случай рассогласования компьютерных данных с результатами наблюдения и беседы с обследуемым. Оно не всегда свидетельствует о недостатках интерпретационной схемы или программы и всегда является важным источником дополнительной информации для психодиагноста (Собчик, 1987).

При выявлении рассогласования между интерпретацией тестовых данных и выводами беседы желательно проведение дополнительного психодиагностического исследования с привлечением тестов, позволяющих дифференцировать рабочие гипотезы. В этом случае компьютер также может оказать существенную помощь, предоставляя возможность быстро вызвать необходимую процедуру и провести с ее помощью обследование. Вынесение же окончательного заключения по результатам тестирования в любом случае остается за психодиагностом.

Стадия составления итогового заключения. В традиционной системе заключения по тесту нередко играют лишь консультационную роль, используются лишь тогда, когда подтверждают сложившееся и без тестирования мнение, а иногда и совсем не используются. Официальное заключение по результатам психодиагностического обследования, краткое или развернутое, дается обычно в письменном виде. Опыт использования его компьютерной формы представления показал, что она повышает авторитетность заключения, основанного на синтезе компьютерных данных и результатов наблюдения и беседы.

Однако, по мнению многих опрошенных администраторов, пока не разработаны юридические основания использования заключений по тестированию в решении кадровых задач, эти данные не будут играть существенной роли. К этому можно добавить, что современное российское психологическое сообщество неспособно на практике утвердить релевантные нормы и этические требования, установить ответственность за их нарушение.

 

6. Этап использования результатов компьютерной психодиагностики в решении практических задач был разбит на четыре стадии: 1) использование психодиагностом компьютерных данных, 2) передача сведений для других специалистов, 3) сообщение информации испытуемому, 4) принятие практических решений.

В условиях компьютеризации при массовом распространении психодиагностического инструментария многократно усиливается тенденция его использования без помощи квалифицированного психодиагноста специалистами-смежниками, различными категориями пользователей компьютера. Известны случаи, когда по результатам теста Айзенка, предназначенного для диагностики экстраверсии-интроверсии, рабочих распределяли по сменам, муж на основании ответа на тот же тест сделал вывод о том, что его жена – ненормальная и т. д. Несмотря на курьезность примеров, они демонстрируют две основные причины неадекватного применения тестов: использование не по назначению и неверное использование.

Основными потребителями психодиагностической информации, помимо обследованных и их родственников, являются руководители разных рангов и специалисты-смежники (педагоги, врачи, тренеры). В условиях отсутствия строгой регламентации и контроля стадии передачи сведений для этих специалистов комплекс позитивных и негативных психологических последствий определяется, прежде всего, личностью психодиагноста, его тактом и пониманием других людей. Второе важное условие заключается в психологическом просвещении общества, в частности, специалистов, которым передается психодиагностическая информация.

Как уже отмечалось выше, в традиционной системе психодиагносты сообщают обследуемым о результатах тестирования, как правило, в устной форме. В процессе проведения компьютеризированного индивидуального консультирования в течение ряда лет обследуемым выдавались на руки твердые копии итоговых заключений, отредактированные психодиагностом. Позитивным следствием такого решения являлось то, что обследованный получал возможность снова и снова обращаться к итоговому заключению и вытекающим из него практическим рекомендациям.

Вследствие недостаточного участия психологов и их рекомендаций в принятии практических решений, позитивные и негативные последствия компьютеризации на этой стадии могут рассматриваться в настоящее время скорее как потенциальные даже в тех случаях, когда имеются юридические основания для применения психодиагностических данных. Наиболее заметны позитивные последствия компьютерного тестирования в случае индивидуального консультирования, а негативные последствия наблюдались в ситуации конкурсного отбора на престижные должности. Как правило, они возникали в результате отсутствия информирования претендентов о причинах отказа. Заслуживает особого внимания проблема влияния принимаемых на основе компьютеризированного тестирования практических решений на обследуемых. Она включает анализ таких вопросов, как мера ответственности психодиагноста или администратора за принятие ошибочного решения и нанесение тем самым вреда обследуемому; изменение отношения обследуемых к компьютеризированному тестированию при принятии хотя и верных, но нежелательных для них решений, что может привести со временем к формированию у населения негативного отношения к психодиагностике в целом, и нежеланию давать о себе доверительную информацию психологам.

Более обособленным в компьютеризированной системе является этап, на котором происходит включение результатов тестирования в решение практических задач. Отчужденный от пользователя продукт в виде компьютерной распечатки выступает документом, содержащим характеристику личности обследуемого и, тем самым, формирующим к нему то или иное отношение.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите и раскройте этапы психодиагностического обследования.

2. В чем состоят особенности подготовки компьютерной психодиагностики?

3. Как структурирован процесс проведения компьютеризированного тестирования?

4. В чем особенности интерпретации психодиагностом компьютерных данных?

5. Каким образом использовались результатов компьютерной психодиагностики?

 

 

Тема 2.3 Информационные и коммуникационные технологии в психологическом консультировании и психокоррекции. Интернет-консультирование.

План.

1. Приемы консультативной переписки.

2. Стадии интернет-консультирования.

3. Проблемы использования разных средств интернет-консультирования.

 

Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2007. – 178 с.

 

 

1.Классификация приемов консультативной переписки (В.Ю. Меновщиков)

Накопленный опыт переписки с клиентом позволил выделить несколько конкретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку.

1) Пересказ—цитирование того, что было написано клиентом.

2) Уточнение—обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: «Поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду». Могут быть следующие варианты: «Что Вам мешает рассердиться?», «Что случится, если Вы рассердитесь?»

3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника—письменное изложение подтекста, сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...».

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень огорчены (обижены, рассержены и т.д. и т.п.)».

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами...».

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».

 

2. Стадийность процесса психологического консультирования при использовании интернет-консультирования, как правило, растягивается не только в пространстве, но и во времени. Имеется в виду то, что прохождение стадий чаще занимает не один обмен письменными сообщениями, а пересылку ряда сообщений, что, естественно, может несколько усложнять и затруднять весь процесс психологического консультирования. В отдельных случаях переписка может прерваться уже на первой стадии. Рассмотрим особенности интернет-консультирования согласно общепринятым стадиям консультирования.

Стадия установления контакта с клиентом

Консультирование начинаются, как правило, еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре (психотерапевтической клинике) или конкретном консультанте.

В каком-то смысле, интернет-портал, предлагающий услуги по консультированию в сети сам играет роль средства массовой информации, сам себя представляет. Как правило, и зарубежные и отечественные сайты дают информацию о том, кто представляет данный проект, чем является помощь в киберпространстве (как консультации онлайн помогают, об истории проекта и \ или метода вообще, о том, как регистрироваться (если это предусмотрено на сайте), как написать письмо, как оплатить консультацию и т.п. Если сайт предусматривает наличие форума, то человек, впервые посещающий интернет-портал, может прочитать письма-запросы других посетителей сайта и ответы на них таких же, как он людей или профессиональных психологов. На многих зарубежных и отечественных сайтах можно получить конкретную информацию о психологе, консультирующем в сети, о его профессиональной подготовке, сертификатах, регалиях и т.п. То есть, по сути дела, в интернете действуют сходные факторы, только представленные иным соответствующим интернет пространству способом.

Перейдем теперь непосредственно к началу консультативного процесса, точнее, к началу встречи клиента и консультанта.

В некоторых формах интернет-консультирования (например, при использовании видеоконференций) все вышеописанное может протекать практически по тому же сюжету. Однако в большинстве случаев ведения консультативной переписки визуальный контакт полностью исключен.

Естественно, что пространственная организация консультирования в сети коренным образом отличается от очного консультирования. И большее значение здесь приобретают технические составляющие - тип компьютера, удобство печати, разрешающая способность монитора и т.п. Особое значение приобретают и чисто технические навыки – скорость печати, знание элементарных программ и т.д.

Соответственно, психологу, отвечающему на письмо клиента необходимо представиться, как-то позиционировать себя. Например, как правило, надо назвать свое имя (псевдоним) и обозначить в нескольких словах свою профессию и профессиональный опыт.

В ряде случаев уже в первом письме клиент достаточно подробно описывает то, что с ним происходит. Для многих клиентов это первое письмо, рассказ о своем страдании является сам по себе целительным и зачастую не требующим продолжения контакта с психологом. Другие же клиенты в первом письме лишь осторожно «пробуют воду», задавая вопросы типа: «А могу ли я вам задать вопрос? Сможете ли вы мне пояснить…?» и т.п.

Соответственно такому клиенту нужно помочь, дать ему возможность убедиться в том, что он не зря написал, мы с ним готовы работать, взаимодействовать, в нем заинтересованы и т.п.

Бедность невербальной составляющей, например, жесты открытые, показывающие положительное отношение к собеседнику необходимо корректировать вербальными, описательными средствами, а также возможностями письменных символов (выделением, большими буквами, смайликами и т.п.)..

В интернет-консультировании мы можем присоединяться к языку клиента, как и к его невербальному поведению в очном консультировании. И также как в той ситуации следует заметить, что искусственное копирование фраз партнера по диалогу может разрушить диалог.

Способствует контакту и в конечном итоге установлению «рабочего альянса» эмпатия. В письменном диалоге она также присутствует и может быть выражена!

В работах современных американских психологов, рабочий альянс (также называемый рабочими отношениями) определяется как чувство того, что оба участника процесса помощи работают один для другого, и что они могут и будут продуктивно двигаться по направлению к разделяемой обоими цели.

Соответственно рабочий альянс на ранней фазе консультирования должен включать 3 компонента:

1. Общая цель 2. Единые задачи 3. Развитие личной связи (bond) между клиентом и консультантом.

Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на 1-ой стадии консультирования, - это первичная психодиагностика, то, что Р.Мэй называет «чтение характера».

Естественно, что в случае е-консульировании по переписке, e-mail или на форуме, мы получаем готовый фрагмент текста, составленный без нашего участия и вмешательства. Мастерство психолога, например, в интернет-консультировании заключается в том, чтобы правильно понять суть написанного, не имея непосредственно наблюдаемых невербальных проявлений клиента, а также в том, чтобы суметь прояснить неясное, вызывающее сомнение. К тому же сделать это так, чтобы клиент не пропал неизвестно куда, а написал ответ. Правда, некоторые клиентские обращения и не требуют разворачивания длительной переписки. Возможно, достаточно и обмена всего лишь парой писем: вопрос клиента – ответ консультанта.

Далее приводим пример.

Елена, 25 лет:

Скажите, пожалуйста, почему некоторые люди стремятся выставить напоказ свою личную жизнь? Что ими может двигать? Естественно ли это для человека, или отрицательно характеризует его?

Психолог:

Добрый день, Елена, чтобы ответить на ваш вопрос нужно знать, что вами вкладывается в понятие «личная жизнь». Для одних людей - это сфера внутренних переживаний и интересов человека, для других – сфера самореализации и творческого самовыражения, для третьих – межличностная сфера, для четвертых – интимно-личностные отношения и т.д. Тем не менее, можно предположить, что вы имеете в виду человека определенного психологического склада. Одна из первых типологий личности, появившаяся в психологии разделяет людей на две группы по направленности.

Экстраверты направлены на внешний мир, обладают выраженной потребностью в общении, они более открыты и охотно делятся информацией о себе. Некоторые из них обладают такой чертой как демонстративность – любят быть в центре внимания и стараются любой ценой получать внимание окружающих. Люди другого типа внешне менее активны, их активность другого рода – они анализируют, размышляют, больше слушают других, чем говорят о себе. Свои мысли и переживания могут доверить только небольшому кругу близких друзей. Вы, наверное, догадались, что речь идет об интровертах. У интровертов и экстравертов разный межличностный стиль поведения, и если это поведение не связано с нарушением социальных и нравственных правил, то является вполне нормативным или естественным.

 

Стадия сбора информации и осознания желаемого результата

Р.Мэй называет эту стадию «исповедь и толкование», а Г.Хэмбли - «выслушивание и рефлексия».

Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию, какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета.

Проанализировав все письма клиентов по стандартной схеме, нам удалось выявить процентное соотношение встречаемости в письмах основных категорий: мы можем выделить два ведущих типа клиентов: это клиенты, просящие о психологической поддержке и клиенты, желающие получить конкретную информацию, справку информации (38, 5% от общего количества по данным Меновщикова).

Для сбора информации и прояснения проблемы клиента используются рассмотренные выше техники активного слушания: прояснение, перефразирование, отражение чувств, присоединение чувства к содержанию, а также открытые и закрытые вопросы.

Вторая фаза второй стадии консультирования может быть очень короткой, когда клиент в процессе «исповеди» сам выделяет проблемную ситуацию, четко формулирует запрос к консультанту, а у последнего данные высказывания не вызывают никаких сомнений.

Наконец, когда проблема и запрос сформулированы однозначно, наступает момент перехода к третьей стадии консультативного процесса - перебору вариантов решения проблемной ситуации.

 

Перебор гипотез (выработка альтернативных решений)

Решение (в психологии) - формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решения.

Разберем этап выдвижения и перебора гипотез на примере из консультативной практики:

Клиентка А., 20 лет. Формулирует проблемную ситуацию следующим образом: «Мы расстались, хочу с ним встретиться, но не могу».

Первоначальных альтернативных гипотез здесь две: 1) встретиться; 2) не встречаться.

В таком случае консультант, подведя итог (резюме), обобщив сказанное или написанное клиентом (например, «Насколько я понял, Вы хотите возобновить отношения с ним, но не знаете (сомневаетесь) стоит ли это делать?»), или может задать вопрос: «А что будет, если Вы встретитесь с ним? А если не встретитесь?».

В том случае, если первоначальные варианты решения проблемной ситуации не столь очевидны, можно предложить клиенту назвать возможные для него пути решения ситуации.

Другой пример: клиентка Б., 40 лет. Не устраивают взаимоотношения с мужем - груб, употребляет алкоголь, подозревается в супружеской неверности. Б. заявляет: «Хочу прекратить такую жизнь».

В данном случае закономерен вопрос психолога-консультанта: «Как Вы можете это сделать?».

И клиентка начинает размышлять, выдвигая возможные гипотетические варианты решения проблемы: развод; лечение мужа от алкоголизма; приглашение его на консультацию к психологу, чтобы тот научил его общаться с женой и т.п.

Консультирование в интернет сети может использовать абсолютно те же приемы, что и традиционное консультирование. Однако обсуждение гипотез из-за отдаленности и разорванности контакта может затягиваться. И, к сожалению, в некоторых случаях может прерваться.

 

Последней стадией является стадия обобщения результатов взаимодействия с клиентом и завершение контакта

Необходимые навыки психолога и характеристики клиента для эффективной коммуникации онлайн (В.Ю. Меновщиков):

ü Быстрая машинопись (печать «слепым методом»)

ü Комфортные отношения с интернет-методами и программами (например, форумом, скайпом, чатом, электронной почтой и т.п.)

ü Любопытство и храбрость, для того чтобы исследовать и изменять части компьютера (например, наладка конфигурации, добавление аппаратных средств и т.д.)

ü Способность отвечать стремительно, когда необходимо (не допускающая задержки между сообщениями)

ü Способность накапливать информацию, чтобы хранить и использовать соответствующую сеть (в т.ч. способность получить, хранить, и защищать коммуникативные сообщения)

ü Знание шифрования (использования паролей) и других технологий конфиденциальности

ü Выразительное письмо, использующее как языковые, так и другие доступные визуальные средства

ü Способность описывать собственные чувства и чувства других в тексте, использовать эмоциональные навыки

ü Комфортность нахождения в среде, где основное средство - текст

ü Способность провести эффективное воздействие, используя только текст

ü Понимание того, как клиент чувствует психолога онлайн или оффлайн

ü Навык разъяснения и точности коммуникации онлайн или оффлайн

ü Опыт отношений онлайн и оффлайн (синхронных и несинхронных коммуникаций)

ü Гибкость в подходе и осмыслении консультативных/психокоррекционных отношений (например, вера в возможность сформировать помогающие отношения без визуальных реплик или использования традиционных психодинамических структур, понятий, и методов)

ü Терпимость к компьютерным затруднениям

ü Способность перемещаться между различными методами в ответ на потребность клиента и обстоятельства

ü Способность управлять поведением и интенсивными эмоциями, выраженными в сообщениях клиента (в пределах от фрустрации и беспокойства до проекций, гнева, нарушения границ, проблем отказа и т.д.)

ü Необходимый комфорт во взаимодействии е-консультирования

ü Способность заключать контракт и поддерживать рабочие отношения в е-консультировании

ü Способность к ясной коммуникации в обоих направлениях

ü Мотивированность

 

Психологические приложения Интернета увеличиваются. Они различны по своей природе и начаты различными людьми и организациями, имеют дело с разнообразными проблемами и потребностями. Поскольку эта область относительно молода, преждевременно делать обобщения относительно воздействия, полезности, важности, эффектов, затрат, применимости и т.п.

 

Кажется, что психология как научная дисциплина находится по отношению к психологическому консультированию и психотерапии в киберпространстве в стадии наблюдения событий в этой области и некоторых общих сообщений, главным образом имеющих отношение к предосторожностям и рекомендациям. Очевидно, защита потенциальных пользователей, так же как и профессионалов, от опасных действий необходима, но недостаточна. Деятельность Международного Общества Психического Здоровья Онлайн (ISMHO) (см. https://www.ismho.org) посвящена непосредственно продвижению этих целей и занята интенсивными обсуждениями и принятием конструктивных решений в этой области.

В заключение хочется вспомнить частичку истории: когда появился кинематограф, все говорили, что театр уйдет в прошлое. Этого не произошло. Когда появился Интернет, все говорили, что библиотеки уйдут в прошлое. Не произошло и этого. Вряд ли консультирование и психотерапия (психокоррекция) в киберпространстве когда-либо заменят эти методы осуществляемые «лицом к лицу». Никогда не произойдет так, чтобы какое-то новое явление полностью заменило предыдущее. В то же время в современном мире уже невозможно изолироваться и отказаться от киберреальности, а также от возможностей психологического консультирования и психотерапии, которые она предлагает.

 

Так как консультирование и терапия в Интернет-сети является новым и зачастую, спорнам направлением в деятельности психолога, рассмотрим некоторые комментарии психологов.

Интересно, что в России даже мнения энтузиастов и первооткрывателей психологической помощи в интернете полярно отличаются. Например, в частной переписке с нами Борис Коробков (модератор сайта PsyOnline.ru) утверждает: «Собственно, заочно (в форуме) никакой терапии и нет! Есть только общие советы. А терапия возможна только очно и индивидуально». К нему присоединяется одна из активных участниц команды сайта PsyOnline.ru Ольга Михайлова: «…интернет-консультацию никак нельзя считать полноценной. Она носит характер общих рекомендаций, советов, мнения специалиста по данному вопросу, попытки помочь клиенту разобраться в его проблемах. Нужно отметить, что человек 50-55% информации воспринимает невербально (не словесно), то есть бессознательно улавливая мимику, позу, жесты, степень напряжения мышц, цвет кожи партнера, лишь 2-3% содержания речи несут в себе значимую информацию, остальное приходится на интонационные, эмоциональные характеристики голоса, такие как, громкость, темп, интонации, передающие настроение собеседника. Отсюда можно понять, какие ограничения, связанные с общением и пониманием партнера, будет накладывать специфика общения по Сети. Я уже не говорю о том, что клиент в Интернете при желании может Вас попросту дурачить, предлагая вымышленные проблемы, представляясь лицом другого пола и так далее. Хотя, у меня был всего лишь один такой случай, когда журналистка выдала себя за пациентку, задавая мне вопрос. Потом она написала мне письмо, в котором признавалась в том, что этот эксперимент ей был необходим для интервью.

Представьте себе, что к вам на конференцию в каком-нибудь чате попал суицидальный больной, который уже составил план своего самоубийства и спрашивает вас о том, что его может остановить. Что вы ему посоветуете в такой ситуации? Можно пытаться его от этого отговорить, но, находясь от него на расстоянии в несколько тысяч километров, вряд ли вам удастся контролировать все его реакции. Такие мощные эмоциональные всплески не всегда удается контролировать даже в клинике, хотя там есть специально подготовленный для этого персонал».

Иного мнения придерживается Елена Серегина (Рrof-consultant.ru): «Консультации психолога онлайн - еще один способ получения квалифицированной психологической помощи. Некоторым из нас намного легче общаться на расстоянии, чем в кабинете у психолога, тем более что расслабиться нам очень помогает привычная домашняя обстановка. Если в данный период жизни Вы переживаете стресс, неудовлетворенны сложившимися эмоциональными и сексуальными отношениями, Вы устали, запутались или не уверены в правильности своих решений, то наш психолог постарается помочь Вам разобраться в Ваших чувствах и обрести уверенность в себе. Путем бесед и обсуждения Вашей ситуации Мы вместе придем к способу решения Ваших проблем. Совет тех, кто от души желает нам помочь, часто бывает необъективен и лишь усугубляет и без того сложную ситуацию. Психолог не только услышит и поймет Вас. Не только даст почувствовать, что Вы не одиноки. Он поможет увидеть и открыть множество путей, которые окружают Вас. Свыше 90% людей, которые работали с психологом (психотерапевтом) on-line говорят, что это помогло им.
Некоторые психологи онлайн обеспечивают клиентов необходимой им психологической информацией, что - очевидно ценно. Другие обеспечивают эмоциональную поддержку, или обучают приемам самопомощи и самосовершенствования.

 

Б.Д. Карвасарский, Ю. В. Кузнецов считают что, к достоинствам психотерапии по электронной почте следует отнести:

- ее актуальность для России, так как значительная часть населения удалена от центров психотерапевтической помощи;

- стопроцентная возможность супервизии, поскольку переписка может сохраняться сколь угодно долго в полном объеме;

- беспрецедентный уровень анонимности обращающихся, т. к. Интернет позволяет открывать анонимные почтовые ящики с вымышленными псевдонимами, что ведет к максимальной открытости пациента;

- особое использование возможностей цитирования как терапевтического инструмента, связанного с автоматизацией этой функции при переписке;

- возможность взаимозаменяемой и коллективной работы психотерапевтов-операторов, экспертов различных направлений, связанных между собой не обязательно непосредственно, а при помощи компьютерной связи в любых точках мира;

- не исключается интеграция индивидуальной и групповой психотерапии, связьтолько обратившихся пациентов с уже прошедшими курс психотерапии, при необходимости привлечение различных компьютерных тестовых и тренинговых программ.


Вносят свою лепту в обсуждении терапии онлайн и клиенты. Многие люди, которые испытали глубинное и исцеляющее воздействие традиционной терапии, с подозрением относятся к такому виду психологической помощи, как консультации on-line. Они находят в таком консультировании некоторые проблемы. Психолог не может видеть Вас, и таким образом, не может интерпретировать Ваше выражение лица, оттенки речи и язык тела. Другие скептически оценивают эмоциональную глубину, которая может быть достигнута через письма. Они спрашивают: «Как может психолог создать эмоциональную связь с тем, кого он не видит, на основе слов, набранных на компьютере?»

Из-за этих доводов многие психологи, работающие on-line, ограничивают себя только обеспечением клиентов информацией, и не делают попытки устанавливать более глубокую связь из-за профессиональной ответственности, поскольку они считают, что невозможно установить достаточно глубокую связь через Интернет.
С другой стороны, опыт других психологов показывает довольно ясно, что эмоциональная связь может быть установлена on-line, и она формируется каждую минуту каждого дня. Общение on-line может иметь замечательную интенсивность и близость - очень реальные, а не воображаемые.

Один человек написал о своем опыте: «Я довольно хорошо осведомлен о психотерапии (для обывателя) и удачно работал с очень талантливым психотерапевтом в течение нескольких лет, испытывая полную глубину и богатство этого опыта. Я также имел опыт переписки по электронной почте с другим психотерапевтом в течение приблизительно шести месяцев. Я испытал глубокие эмоции, читая письма, мы исследовали некоторые очень глубокие проблемы - горе, беспокойство, радость, любовь, гнев. Этот опыт меня восстановил, и моя жизнь изменилась к «лучшему».

В недавнем опросе CSG участвовали более чем 400 клиентов онлайн. Из них больше чем 90 % ответили, что работа с терапевтом в Интернет помогла им.

В то же время, чтобы быть справедливым, надо отметить, что не все люди имеют склонность или способность, чтобы сформировать отношения с людьми, которых они не могут видеть. И психолог, и клиент должны иметь определенные качества и обязательства; и это не всем подходит. Но «для тех, для кого это действительно подходит, это работает очень глубоко».

По-нашему мнению «терапевтичность» (глубина) психологической работы в интернете варьирует в зависимости от формы контакта с клиентом.

В этом смысле наименее «терапевтичным» является форум, а наиболее глубокой - индивидуальная переписка с клиентом, к которой не имеет доступа никто другой.


Психоконсультативная работа онлайн не только возможна, но и предлагает уникальную " эластичность коммуникации", которая включает несколько факторов, типа гибкости местоположения и времени, переменные уровни синхронности, и гибкости в использовании различных каналов онлайн контакта. Терапия онлайн разрушила три из основных условий терапевтического взаимодействия, которое как считалось должно всегда, по определению, быть основанным на: видимом контакт-разговоре и синхронном (" реальном времени") взаимодействия

Психологи, часто работают с электронной почтой, но также часто используют другие каналы, чтобы общаться с их клиентами - мгновенная передача сообщений, чат, обращения по телефону, и в некоторых случаях встречи с глазу на глаз. Для некоторых клиентов, комбинируя различные методы коммуникации, можно выработать очень синергистическую стратегию.

Среди случаев, которые были представлены в течение 3-го года работы Группы ISMHO (2001-2002), были некоторые очень драматические и яркие примеры того, как терапевтические отношения могут охватить несколько методов и/или «каналов» опыта онлайн, типа объединения использования синхронных сессий чата с использованием между-сессионной электронной почты и/или использованием Доски для сообщений на основе сети (форума), чтобы разделить события с другими, ищущими информацию и поддержку общим и личным проблемам.

Комната для дискуссий (чат) - эффективный способ использовать известный принцип «здесь и теперь» онлайн, с ограниченным числом зафиксированных на экране участников, во главе с хорошо обученным консультантом, работающим согласно предустановленным правилам. Психологический чат - синхронное взаимодействие на основе текста, облегченное квалифицированным психологом, вмешательства которого разработаны, чтобы помочь движению клиента к целям терапии.

Другая функция форумов для сообщений должна предоставить место постоянным мыслям о группе между групповыми встречами, в то время как отдельные участники могут обсудить и развить такие мысли через использование почты.

Одно большое преимущество форума - очень легкое использование вложенных картин и связей. Это позволяет членам группы постоянно и легко рассматривать все накопленные сообщения и, что очень важное, использовать внутреннюю поисковую машину.

Использование только текста неадекватно, чтобы передать богатство человеческого опыта

Современные специалисты пытаются сделать беседы по электронной почте менее похожими на почтовые письма и более похожими на встречу лицом к лицу. Некоторые из этих стратегий включают использование emoticons, вводные выражения, которые передают язык тела или «sub вокальные» мысли и чувства (вздох), выделение голоса через использование ЗАГЛАВНЫХ БУКВ и *asterisks *, и трейлеров...., чтобы указать переход в мысли или речи. Использование смайликов («smileys») и других обычно используемых символов может передать не только выражение лица, но также и разнообразие эмоциональных нюансов. Цвет и шрифт могут использоваться и для воздействия и для того чтобы отделить слова одного автора от слов других.
Еще одной актуальной проблемой является оценка риска суицида и инициирование соответствующего вмешательства через Интернет. Эта область, которой не верят многие профессионалы сферы психического здоровья. Некоторые заключают это на основании неспособности видеть клиента лицом к лицу, чтобы использовать визуальные и другие признаки в оценке риска суицида и эмоционального состояния клиента. Без сомнения ранее подобная критика уже была, когда впервые появились телефонные горячие линии (телефоны доверия). И это те горячие линии, которые сегодня мы рассматриваем необходимой частью кризисного интервенционного континуума услуг особенно в работе с подростками, беглецами, насилием в семье, сексуальным насилием, и другими человеческими трагедиями. Инновационная программа в Израиле, например, была настолько успешна, что многие жизни были спасены. Теперь уже невозможно говорить, что такая работа «невозможна».
Интернет может использоваться в соединении с консультированием лицом к лицу или телефонными экстренными линиями множеством способов: от обращения людей к чтению необходимой информации онлайн, к обеспечению возможности написания письма и разделения их трудностей через электронные письма, к привлечению в сообщество онлайн, стремящееся помогать людям в подобном эмоциональном состоянии (группа поддержки онлайн).

Использование групп поддержки онлайн, как известно, имеет существенное воздействие на людей в различных типах кризиса, включая медицинские болезни, депрессию, проблемы отношений, или другие виды личных трудностей. Также, онлайн группы поддержки - легкий способ сблизиться, без угрозы установления идентичности - являются эффективными средствами кризисного вмешательства. В комбинации этих мер, SAHAR, израильское кризисное обслуживание онлайн (< http: // www.sahar.org.il>), доказало, что самоубийство может эффективно быть предотвращено и люди в кризисном и серьезном бедствии могут получать полноценную помощь через деятельность только онлайн. За 15 месяцев работы, SAHAR обеспечил онлайн поддержку тысячам израильтян, и помог в предотвращении смерти от самоубийства многих из них, в том числе иногда в обнаружении людей, которые отправили прощальное уведомление (о своей смерти). Поддержка на основе Интернета – без границ и асинхронна, что позволяет удобное взаимодействие на расстоянии.

Другим спорным вопросом является вопрос о том, что эффективное консультирование онлайн для серьезных расстройств не возможно. В работе с серьезными расстройствами личности, например в тех случаях, когда клиенты плохо контролируют свои импульсы и суждения, и становится трудно поддержать личностные границы.

С другой стороны, преимущество работы онлайн с тревожными клиентами состоит в том, что клиенты могут выбирать использовать ли им электронные письма, чат, или другие формы взаимодействия онлайн. Они могут репетировать, рассматривать, и укреплять сообщения путем, который может основывать, подтверждать, и увеличивать проверку действительности (эффективности помощи, доверия к терапевту и т.п.).

Работа с кем - то в полностью отличной культуре, часовом поясе и социальной системе может быть проблематичной, и это то что нужно учесть перед тем как согласиться с заключением, что " любой может практиковать по всему миру" при любых обстоятельствах. Асинхронное пользование электронной почтой - богатый, культурно разнообразный, неограниченный временем метод коммуникации. Это позволяет всем его участникам вносить вклад в их собственное время, и от их собственного культурного - географически - перспективного часового пояса.

В то время как есть очевидные барьеры коммуникации в синхронном " реальном времени" между двумя людьми в несоответствующих часовых поясах, можно эффективно использовать асинхронную коммуникацию, чтобы участвовать в продолжающемся обсуждении проблем.

Принципы терапии онлайн - те же что и принципы терапии оффлайн? Возникает много новых вопросов: Отношения существуют в режиме реального времени или в асинхронной структуре? Если это является асинхронным, что за эффекты появляются в связи с задержкой между обменами? Отношения или опыт вовлекают коммуникацию через текст, или визуальные изображения, или комбинации этих двух составляющих? Отношения или опыт вовлекают слуховую стимуляцию?

Как было и с более традиционным косультированием, онлайн работа призывает к уместному набору принципов – построению теории кибертерапии/киберконсультирования - которая ведет нас в понимании, когда, как, и для кого различные возможности такой работы являются действительно эффективными. Специалисты онлайн ищут принципы, которые сообщат нам о том, какие комбинации текста, вида, звука, и виртуального присутствия являются эффективными и для каких людей.

Практики онлайн должны понять непосредственную окружающую среду и опыт клиента, в то время, когда они пишут, им необходимо иметь точное восприятие «тона» и обстоятельств «там и тогда».

Кроме того, опыт в работе со специфическими проблемами, группами, или типами нарушений психолог должен с готовностью пользоваться способами, которые делают услуги самыми доступными и выгодными для клиента.

Фактически, новые возможности для безопасной и хорошо осведомленной поддержки и обработки теперь уже существуют. Например, люди, которые борются с проблемами изоляции, раскрытия тайны, гипербдительности, стыда, уязвимости, сексуальности, и интимности, могут считать более удобным вступление в контакт и привлечение специалиста онлайн. Для них, особенно для тех, кто живет в сельских районах или маленьких городах, получение доступа к помощи онлайн может быть спасительным.

В одном учебном модуле онлайн, студенты первоначально сотрудничают в поддержке друг друга, пока они привыкают к работе в интернете и компьютерной технологии.

Они собирают списки полезных вебсайтов, наряду с подсказками и уловками для того, чтобы иметь дело с их computer/ISP/Internet связью, и сравнивают опыт и свои записи относительно того, что работает/не работает.

Другая диалоговая программа обучения, представленная в Группе по изучению случая включает студентов, работающих над созданием Web-проект онлайн, используя разнообразие ресурсов онлайн в управляемых «поисках» самоисследования психосоциальной темы.

 

История он-лайн консультирования

С 1972 почти, как только появился Интернет, появилась идея психологического консультирования в сети. Одной из первых демонстраций Интернет-консультаций, стал сеанс психотерапии между университетом Stanford и Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе в течение Международной Конференции по компьютерной связи в октябре 1972.

Невозможно точно установить, когда психологи стали взаимодействовать с пациентами по e-mail. Может быть это произошло тогда, когда те консультанты которые, участвовали в группах поддержки и стали известными, получили запросы о помощи, и некоторые из них

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальная идея России | Общие сведения о шахтном поле и районе его местоположения




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.