Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры в сказкотерапии






Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и

ограниченные возможности жизнедеятельности....................... 100

1. Игры с пуговицами........................................................ 101

2. Рыбалка........................................................................ 103

3. Аквариум...................................................................... 103

4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104

5. Пуговичное лото............................................................ 105

Игры со спичками.............................................................................. 111

1. Знакомая незнакомка..................................................... 111

2. История одной спички................................................... 112

3. Спичечный узор............................................................ 113

Коммуникативные игры.................................................................... 115

1. Обыкновенное чудо........................................................ 115

2. Камень и веревка........................................................... 118

3. Волшебные руки............................................................ 120

4. Глина и скульптор......................................................... 121

5. Групповая скульптура....................................................122

6. Чудесные пироги........................................................... 123

7. Моя ладонь................................................................... 124

8. Ладонь друга................................................................. 125

Игры в песочнице............................................................................... 128

Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................130

1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141

2. Серия игр «Песочная грамота».......................................175

3. Познавательные игры.....................................................199

4. История России в играх на песке.....................................202

5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

ИГРЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ

Материал этой книги уже видел свет в «Практикуме по креативной терапии». Данное издание — новая жизнь игр ска­зочной страны.

Несколько слов об игре

Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непос­тижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психо­логи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объе­диненных Наций провозгласила игру универсальным и неотъем­лемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех эта­пов — детства, взрослости и старости. Издавна в русской куль­туре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмя­тежности. Детство — это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой — играть», «Молод с иг­рушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Иг­рушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», — говаривали русские люди.

Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ре­бенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это

сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно гово­рят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов пока­зывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психичес­ки, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

Воистину — «играть — значит жить!» «Вся жизнь — игра!» — эта фраза из «Пиковой Дамы» А. С. Пушкина сопро­вождает нас уже второе столетие. Но «...Жизнь дается нам один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — и эти слова Николая Остро­вского прочно укрепились в сознании людей советской эпохи. Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни — одно из главных положений русской народной педагогики. Однако, многим современным родителям и педагогам оно кажется устаревшим и неактуаль­ным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные — на­пример: восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где о» должен занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха меж­ду делами, которыми так важно занять ребенка.

Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ей внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педаго­гам и психологам, раскрытие тайн детских игр? Ответ на этот вопрос мы будем искать в трудах мыслителей разных эпох.

В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимоло­гически близко к понятию воспитание, что и использует в сво­их рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы снис­кать к себе благосклонность богов и прожить согласно свой­ствам своей природы. Он пишет: «...любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что моло­дые люди то прыгают, то скачут, находят удовольствие в пляс­ках и играх. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чув­ство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием...» 1. Итак, по Платону, игра — источник удовольствия.

Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил ее за развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду. По его словам «...в идеальном государстве люди спо­собны предаваться прекраснейшим играм...».

И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Шиллер, боготворив­ший красоту во всех ее проявлениях, считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре. По мнению Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне чело­веком тогда, когда играет...», и «игра — свободное самостоя­тельное раскрытие всех сил человека, его сущности»2.

Э. Геккель и С. Холл в труде «Инстинкты и чувства в юно­шеском возрасте»3 выдвигали тезис о том, что в силу биогене­тического закона в детских играх проявляются родовые при­знаки охоты, рыболовства, кочевничества, земледелия, собиратель-

1 Платон. Собрание сочинений в 3-х томах.

2 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании.

3 Работа вышла в Петрограде в 1920 году.

ства. Таким образом, считали эти ученые, игра не что иное, как «своеобразный атавизм биологических и культурных предков». Русский педагог начала XX века Н. В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная лич­ность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользу­ющийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человечес­кой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слиш­ком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...»4.

Так значит, игра и призвана помочь ребенку накопить душев­ный материал, сформировать и уточнить представления о жиз­ненно важных действиях, поступках, ценностях.

А что же по этому поводу говорил американский психолог и психиатр Э. Берн? «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определен­ным и предсказуемым исходом..., но обладающими скрытой моти­вацией, короче говоря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку, какой-то подвох». Вывод Э. Берна о значении игры прост и актуа­лен: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обу­чение тому, в какие игры следует играть, и как в них играть»5.

В своей книге «Человек играющий» Й. Хейзинг приходит к важнейшему выводу, что игра — это необходимый способ соци­альной жизни, объективная основа нашего существования.

Блестящий российский психолог, исследователь игры, Д. Б. Эль-конин полагает, что игра организует с помощью культовых симво­лов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях куль­туры, помогает использовать их соответствующим образом. Д. Эль-конин трактует игру как деятельность, возникающую на

4 Шелгунов Н. В. Соч. Т. 1. СПб., 1904 г.

6 Берн Э. Игры, в которые играют люди. С. 46.

определенном этапе онтогенеза, как одну из форм развития пси­хических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Что может быть прекраснее детской игры? И что может быть более важным, чем детская игра? Игра — это прежде всего ра­бота фантазии, «...а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить по­знавательному мышлению; так как в последнем материале вос­приятия перерабатываются мысли, в которых нами усваивается истина, а в работе фантазии материал нашего эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвоения идеа­лов...»в. По словам В. Зеньковского, «игры, в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благо­приятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач. Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесно­го и психического выражения чувства, тому изменению реаль­ности, которое непременно имеет место при игре, и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение ре­ального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта нет и игры...».

Конечно же, большинство игр служат прежде всего интере­сам чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные дет­ские игры). Именно благодаря этому игры становятся важней­шим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жиз­ненным перипетиям. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность, и «психический простор», «психическую свобо­ду», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души функции.

6 Зенъковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, «Деловая книга», 1995.

Как отмечает О. С. Газман7, «игра всегда выступает одновре­менно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем; с одной стороны, она дарит сиюминутную радость и служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, а с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней модели­руются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необ­ходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма».

Детская игра «...оказывает важное воздействие на оптимис­тическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем», — делает вы­вод исследователь детской игры С. А. Шмаков 8.

Интересна и важна позиция академика И. С. Кона: «Что та­кое игра, мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного закон­ченного определения, которое исчерпывало бы весь объем по­нятия, все мои интуитивные представления об игре. Почему бы, действительно, не представить ее... механизмом самоорганиза­ции и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не случайно такой тон­кий психолог, как Д. Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют " самость", собира­ние ребенком своего " Я"».

Итак, игра — наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самооду­шевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

7 Газман О. С. «Каникулы. Игра. Воспитание». М., 1988.

8 Шмаков С. А. «Игры учащихся — феномен культуры». М., 1994.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.