Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линия главного героя






В процессе сочинения сказки происходит естественная идентификация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации можно выделить ряд моментов:

— отношение главного героя к себе

— мотивы поступков героя

— способы преодоления главным героем трудностей

— восприятие окружающего мира и отношение к нему

— способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.

Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно целостную картину отношения автора к окрркаю-щему миру и самому себе, моделей его поведения в различных ситуациях, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления.

Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важно установить с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя — адекватность его поведения происходя-


Направления сказкотератш _______________________ 79

щему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его " Я".

Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании главного героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Например, Вы можете встретить такое начало сказки: " На болоте жила Лягушка, у нее не было друзей, потому что она была некрасивая и скользкая. Даже другие лягушки не дружили с ней, потому что она была какой-то странной и неудачливой..." В процессе сказки с героиней могут происходить всевозможные трансформации, однако первое знакомство с ней наталкивает на мысль, что автор, бессознательно идентифицируя себя с лягушкой, имеет недостаточно позитивное отношение к себе и старается решать эту проблему. А вот прямо противоположное начало сказки: " В одной Сказочной стране жил прекрасный Принц. Все его очень любили. Был он сильный, красивый и храбрый..."

Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так и потенциальную или скрытую. Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя через определенные ситуации, он изменяет свое отношение к происходящему и ценностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие толчком для изменения героя, могут символически отражать важные, поворотные моменты жизни самого автора. Даже герои известных сказок уезжают из дома по разным мотивам: " Мир посмотреть — себя показать" (мотив самоутверждения, познания мира) или привести больному отцу молодильные яблоки (мотив спасения) и пр.

Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость, прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от трудностей (избегание), может демонстрировать тенденцию к разрешению проблем чужими руками (например, все блага приносит Волк или кто-то другой) и многое другое. В случае работы с детьми и подростками важно, чтобы у наших пациентов было как можно больше альтернатив поведения. Если мы видим, что из сказки в сказку разные герои решают проблемы только


80

Истоки волшебства

при помогли хитрости или агрессии, это нам сигнал к тому, чтобы показать ребенку неиспользуемые им альтернативы. Для этого мы можем придумать психокоррекционную или психотерапевтическую сказку, в которой будут происходить события, похожие на ситуации в сказке ребенка, но с альтернативными способами преодоления трудностей.

Восприятие окрркающего мира и отношение к нему автора. Есть сказки, в которых на героя просто " сыпятся" неприятности. Не успел он выйти из одной " передряги", как попадает в другую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем пытается справляться сам. В этом случае, огфркающий мир выступает как источник опасностей и проблем. Если Вы держите в руках такую сказку, то можете предположить, что автор ее глубоко страдает, не ощущая доверия и поддержки окрркающих. Ему необходимы эмоциональное тепло и участие, сопереживание, даже если он " не допускает до себя". Не исключено, что Вы имеете дело с человеком, проблемы которого проистекают из самого раннего детства, из травматического опыта прохождения стадии " базового доверия". Зачастую, таким людям помогают сначала только те-лесноориентированные упражнения. Показателем достаточно гармоничного отношения к окружающему миру будет комбинирование героем сказки собственной активности и поддержки других героев. Если Вы встретили сказку, в которой герою все приносят другие, а сам он выступает только потребителем, это, безусловно, может заставить нас задуматься.

Особенно важным является индивидуальный образ УСПЕХА для героя сказки: что он получает в результате всех приключений, к чему на самом деле стремится. В этом заключена уникальная информация о системе ценностей автора и его образе успешного поведения. Собственно, совершенно не обязательно, чтобы у нас с пациентом были одинаковые ОБРАЗЫ УСПЕХА. Чтобы специалист не привнес пациенту свой образ успеха, он должен знать, что считает успешным пациент. Ибо немало ситуаций, когда пациент полностью обесценивает психотерапевтический процесс из-за того, что образ " светлого будущего", который ему рисовал педагог, родитель или психолог, не соответствовал его образу успешности.


Направления сказкотерапии _______________________ 81






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.