Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Или взрослых и подростков).






а) Рассказывание известной всей группе сказки.

Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании (важно отметить, что такая форма работы может быть использована в работе с детьми от 5, 5-6 лет). Если рассказывание проводится в группе


Истоки волшебства

подростков или взрослых, ведущему полезнее не участвовать в процессе рассказывания, т.к. больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом рассказа и на основе этого проводя обсуждение. Для того чтобы достигнуть лучших результатов в работе, полезно использовать аудио- или видеозапись.

Вспоминается случай, который произошел на одном из семинаров по сказкотерапии в небольшом городке. Группа состояла, в основном, из женщин — методистов, 40—50-летнего возраста. Это были удивительные русские женщины: они " держали на себе" не только свою семью с многочисленными проблемами, но и имели огромную профессиональную нагрузку. Конечно, понятия " расслабление", " отдых" занимали в их жизни не столь значительное место. Надо сказать, что они и не ощущали необходимость этого. Они рассказывали по кругу любимую многими сказку " Золушка". Рассказ предусмотрительно записывался на магнитофон. Наверное, Вы уже догадались, что значительную часть рассказа занимали " трудовые подвиги" Золушки. Сколько же у нее было работы! И как только она освобождалась и могла бы поехать на бал, находился новый грязный угол, требующий уборки. Никаких помощников у Золушки не было, она все делала сама. Каждая рассказчица " оттягивала" появление Феи и приезд Золушки на бал. Наконец, когда рке всевозможные виды домашних работ были переделаны, появилась Фея (явно отрывая Золушку от дел), дала Золушке платье и строго предупредила, что к полуночи она должна быть дома. Бал и знакомство с Принцем заняли в рассказе самое незначительное место: " Вот Золушка приехала на бал, там все веселились и танцевали. К ней подошел Принц, они стали танцевать. Но часы начали бить полночь. Поэтому Золушка побежала домой и по дороге потеряла туфельку". Как видите, даже сцена радости и романтики окрашена потерей. Зато дома Золушка вернулась к своим делам. Конечно, наша сказка закончилась хорошо. Но когда участницы семинара прослушали аудиозапись своего рассказа, они были поражены. " Боже мой, до чего мы себя доведи! " — воскликнули многие из них. В процессе рассказывания им даже не пришло в голову,


Направления сказкотерапии _______________________ 61

что в их сказке сильно смещены акценты. Прослушивание рассказанной сказки стало для группы своего рода катарсисом. Психологическая " броня" была " пробита", и участницы группы захотели изменений в своей жизни. Если бы я как ведущая группы сказала бы им в самом начале, как важно давать себе возможность расслабляться, получать удовольствие, гибко перемежать активность с созерцанием, то, скорее всего, столкнулась бы с мощной волной сопротивления (ведь в Питере жизнь намного легче, по их мнению (!)). Так нехитрый сказочный прием помог участницам группы САМИМ понять причины своих затруднений. Ведущий в данном случае — организатор СРЕДЫ, КОНТЕКСТА терапии, мягко подводящий группу к ОСОЗНАНИЮ.

С детьми занятие можно начать так: «Вы стоите у ворот Волшебной страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако приказ Короля — закон. Я должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки, и доложить об этом Королю. Садитесь в крркок и расскажите мне сказку "..." (например, " Колобок"). Это любимая сказка нашего Короля. Рассказывать сказку будете таге. Ты — начинаешь, рассказываешь немного (лучше давать первое слово наиболее активному и раскрепощенному ребенку), а потом ты — (другой) продолжаешь. Так каждый из вас должен внимательно следить за тем, что рассказывают ваши друзья. И когда очередь дойдет до вас — вам нужно продолжить сказку. Последний — сказку заканчивает». Дети по очереди рассказывают по 2-3 фразы (по кругу). Если кто-то затрудняется, Страж тихонечко помогает ему. Когда сказка рассказана, Страж говорит: " Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну Рассказию. Заходите, вы можете сегодня немного погулять по ней, а в следующий раз кто-нибудь из наших жителей, а может и сам король, расскажет вам удивительные сказки". Дети могут " погулять" по Волшебной стране: послушать пение птиц, превращаться в животных, плескаться в " воде".


62

Истоки волшебства






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.