Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Олимпийские боги
na("Источник: Античная литература\n 8F8CB188AD8EA0906248400A69666A7DFF795F6E5F649EA57E414C53419BAB2462BE6978036B8AA557685844504E534976AD632C76654FA41B604B6B5E5D454F57596F7FAE7D77238271956E1C69545F424E4E93BE406A616A6C5225416D586F068B45434143797B6467BB714C7B453E50A549581257555DA16E69BC6C694D7C596C5A3882434C540E55B6A97B76786F4F7D506E9C624B0D4241829123647D71B2AC4D6856694D79474B87C1485A6960E2B5A5658F6C5B6D4B66475E47454D1573AB6A752E7A4473516153755E4888") Значение слова " Олимп" не ясно, поскольку греки заимствовали его у пеласгов. Негреческими являются взятые оттуда же названия песен, славящих богов (гимн, дифирамб, пеан), и наименования инструментов, аккомпонирующих им (кифара, форминга, сиринга). Имя только одного олимпийского бога Зевса действительно греческое. Хотя имена других богов заимствованы из эгейской мифологии или пришли из других мест, их функции были трансформированы, и в олимпийской мифологии господствует индоевропейское начало. na("Источник: Античная литература\n A28B7A6B44A35B5240574B136F65A27C326D566D536750A75D4F455F8E7E6E2B76B2B66300774875436F858E5C855E4D6B7F6239617E5566146883768F434F555B55A8B761767028496A5EA1156A448E50804D4D7E7F737D7661852F5EA756730B4A525F8A54A7637B6A7563456844E5516B5658004F594C7DA86B796D6255BE51A15F224342858509497FA96C78B872526F477E4E725ACE4F48425B2D777DBC7F624A6E4EAF9D4B858A68014B5579682071616A4AA153A5657C5D9E856751D3AC436078326656A04E765C62404C405F504BA7") Бог светлого дневного неба Зевс, который, в соответствии с мифом, поделил мир с братьями по жребию и которому достались земля и небо, все же является главным богом. Т. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов утверждают, что Зевс перенял функции обоих старших индоевропейских богов (Бога неба и Перкунаса) [42, II, 796]. Он владыка мира, главный хранитель гармонии космоса. Зевс стережет границы государств и собственности людей, опекает гостей и обычай гостеприимства. Как младший брат, спасший старших, он похож на третьего брата в сказках многих народов. Его эпитет " земной" и рассказы о его рождении на острове Крит напоминают о связях с мифологией Эгейского мира, элементы которой сохранились рядом с этим вполне индоевропейским владыкой, называемым отцом богов и людей. na("Источник: Античная литература\n A28B6E6B557C8A53554B4C06AC63A2743163596855A44F75505A5C5A4D57AB28697D76A91DA54A685665415B9E4754447E6F602261AF56760C6056AB8F41434C55536AB77F76613D426F5D7305A25E40504C424CBE6362AEBA6B4D24586B5EAFCE465F815B4F6B6C7EB87A688B655222956A49460E5D599D73786969A17B5A76596592264C4F41481794BA78797C697F40644A7B9C47550B4E4E4750E049736C706352AE82465DB944445B1E43556761EB7BA56147715EA5487342404B415BDD64AB69663B6D5DA04C6F5B634F58") Хотя громы и молнии старшего бога у многих вызывают страх, однако сохранить космос он, видимо, не сумел бы без помощи трех триад богинь, субстрата Древней Европы. За порядком в мире природы и людей следят три юные и прекрасные богини оры. Они смотрят, чтобы после зимы пришла весна, чтобы осень и лето не поменялись местами, охраняют основные законы человеческого рода. Это показывают их имена: греч. Дике — справедливость; Эвномия – законность; Эйрине – мир; Ора – время года, промежуток времени. Три изящные хариты заботятся о красоте и радости вселенной - от ‘харис' – красота, милость, благодарность. Их имена: Аглая – блеск; Талия — цветение, веселье; Эвфросина — радость. Три богини судьбы старые мойры (доля, часть) предусматривают, что должно случиться, и следят, чтобы это случилось. Вечная прядильщица Клото (пряха) неустанно прядет для людей нити судьбы. Лахесис (лахос – жребий, судьба) их распределяет, и одним достается более тонкая, другим более толстая, одним — более длинная, другим — более короткая нить. Когда неумолимая Атропос эту нить обрывает или перерезает, человек умирает. Оры и хариты были оттеснены в сторону, оказались в тени Зевса, но для мойр (или одной мойры) в греческой мифологии сохранилось важное место. Другие боги (и сам Зевс) могут знать судьбу, но чаще всего не могут ее изменить, потому что над всем господствуют могущественные мойры. С богинями и смертными женщинами Зевс имеет множество потомков, больше всего сыновей, которые помогают ему править, борются с проявлениями религии пеласгов и существование которых показывает, что все происходит от него, отца богов и людей. na("Источник: Античная литература\n A28B6A6E4961449034494E0D6919A2B8FD7A546B5D754F67928A4C544699A93B6775767B1C6584A55B764C4456898F4D72686234776249A8DC67436F435E55435B5B647C66B867ED4D675E6108615A4C8D805F9D74637D6C6A7250E042675A650B8B5741594B6F627D6967B35A76472B5D775B8A0A4A415D606364BC69A94575596352355E8C4445CB55727CA6BD7563906556789C6F4B1E494A82762E7D74757A6244A0407058B4594A4109875A6E69236BA56241A1576B577D8A5D45854A13617477B4FF675A71576A557B5A5988") Слово ‘море’ " таласса" или " талатта" греки, очевидно, заимствовали у пеласгов, у которых также научились строить корабли и плавать на них, но бог морей Посейдон все-таки ездит по морю на конях, поскольку, видимо, развевающиеся лошадиные гривы казались грекам похожими на гребни волн, а пластический образ волны напоминал коня. Имя Посейдона пришло из эгейской мифологии, но вообще Посейдон — типично индоевропейский бог: мощный, сильный владыка морей, возбуждающий трезубцем бури или землетрясения. Греки оставили в море некогда важную среброногую Фетиду и другие божества, однако большого значения они не имели. Даже супруга Посейдона Амфитрита в их мифологии незначительная богиня. Синекудрый Посейдон имеет дворец в море, но принадлежит и Олимпу. Другой брат Зевса, владыка подземного мира Тартара Аид, на Олимпе никогда не показывается, чтобы не запачкать бессмертных богов пылью небытия. na("Источник: Античная литература\n A28B7362876C4A41574D80377C656F762E68944758664FA75251545D4E52AB21A76C666C1BA5576049744C5E84856C46747F6822BFAF6361106551775C8F4F81765C7464A0B85B2353695065147D4B8E50524C567EAD696777674CE0776252720E859A644F9C6F656AB4BB7E4B665235586B4286C04954556C6C6279637944715C68432D4C4987852355686C7A7869605EA45D7852A34B0F565C53543F6963BC7D7C496C4E614F71418A7A04575D6164EBB1CCDB8F6395A54AAD8A4D8B8C8CDD7F79607D2F6E5060437D566E9C") Из пасти Кроноса Зевс вырвал и трех сестер: Гестию, Деметру и Геру. Последняя стала женой Зевса. Ее имя, наверное, неиндоевропейское. Интересно его объясняет грамматик Сервий (IV в. н. э.), утверждающий, что слово " Гера" (видимо, на языке пеласгов) означает " земля", а " герои" — дети земли (Serv. Verg. Buc. IV 35). Греческая Гера – покровительница женщин, всех их дел, брака и семьи. С древних времен рядом с ней осталась кукушка. Однако она, хотя и является главной богиней, обычно оказывается в тени Зевса, и в греческой мифологии Гере чаще всего достается только роль ревнивой жены. na("Источник: Античная литература\n A28B7A6B446B474F85414E116C736F7D3C6694689D6A5F7E555B565D4B5466276470B6671965456598454C5F4C4D5083756864367DAF546B126C4B6A4F4A55504A9966B765706628526247720967988E4C4E8C5FBE676F647E6749E054695C66CE415A474E476EA9717D766F8B615EE55A754F470E555956697970BC676C5A6C42AD9227824E89460548746D6A68B87C426A477054A34A005D415D4025617C677BAC4C69826F5F794056461A429F6BAD3F7775614AA14B6B556D47545E855113627B717E3A655C7F91") Богиня домашнего и общественного очага Гестия редко упоминается в литературе, но в каждом доме каждый день ей приносились жерты, а в городах стояли посвященные ей овальные в форме ротонды сооружения, толы, пришедшие из доиндоевропейской культуры, в учреждениях самоуправления — пританеях — зажигались алтари Гестии. Имя Гестии также пришло из Древней Европы. Один орфический гимн называет Мать Богов Гестией (26, 9). Хотя у домашнего очага во все времена хозяйничала кормилица семьи мать, в Греции общественным (а может быть, и домашним) культом Гестии занимались мужчины (29, 427). na("Источник: Античная литература\n A28B7F604B66584045854F187C6E6F67346894744E695471584284734E4B6E396FBE516C026E4EA99861494F5057505A60647123B36146A40F704D614F4A89817050A4767573B4224C73577E0067598E4E504C5A7A606768BA5D40315C69446D1E43538D8A5EA7637B6A75634568973642655658024A535D6A60AC6E6F62567457A155274E5F4F48035DBA6F6F7061655D7F96BB716D520357468257217C6E7865AC54724C6253B9445A4B06435261672BB5A5674F6B9B6D876C4441475A59186166797DFF75466E54") Деметра переняла функции Матери Земли, заботящейся об урожае. Ей был посвящен праздник Фесмофорий, в котором участвовали только замужние женщины. Ночные обряды этого праздника, как и посвященные этой богине Элевсинские мистерии, почитали богиню как дарующую плодородие, как покровительницу вечного круга жизни. Ее дочь Персефону, ставшую владычицей подземного мира, начали почитать вместо дающей всем приют Земли — Матери Умерших. Живущая то на Олимпе, то в Тартаре, она соединяет озаренный солнцем мир с царством теней, бытие с небытием. na("Источник: Античная литература\n A28B69654D6B46904340800C6E74656B21715C6C9D635C625D44489F425C6D2D74BE7D770A794A6D986E894A4D5D4F4F6DAD732D7D605F6C09A05C65445042534446A4546B68782853AE956017619443444E4D46746061607F64482E59A75B6D0C4154505854A761B5707C71457459375E6D454411565993A14661BC6E79447C57675222508C4D561350BA7A66786875587198799C75451E5D514057E04C79787EA0896F4C6B4D77494259044C43787F296A607F8F70546B57715B5C40484011A0AB70762F6B5A624B6452AB") Таким же связующим звеном между людьми и душами усопших является Гермес, бог необыкновенной ловкости и изворотливости. Он провожает души умерших в царство Аида, покровительствует спортсменам, торговцам, путешественникам, возможно, даже ворам. Чтобы не заблудиться в горах, греки сооружали указатели дороги — холмики из камней, называемые гермами. Эти гермы и общение с душами усопших — хтонические реликты, но они не мешают Гермесу быть типичным индоевропейским богом, " Аргоубийцей", погубившим подчиненного Гере стража Аргоса. Древние времена немного напоминает и козлоногий сын Гермеса Пан, миксантропическое существо, стирающее границу между людьми и животными. na("Источник: Античная литература\n A28B7572426E56904A4B8D15616F6C7D2F665B655475546F90485F5C45466F2175BE567D066846A9986C475C50554F5CA569603A76AF4A61DC684F624A5D874D554B616766A2B4234F62957117665C454151509D766AAF6174624B224BA777660C5A5A8D8A52756D70737371536C4639956B558A0D415253A1626C76A168447D516C4DE74E5F4D5505496861A4BD5B7D556E50BB58634E068C464B992A627E607BAC41A05B694FB58B474B05425461AD337260618F699B6149724555504D8CDD7D6F67733F635CA07F6A567555415852464F6E20A9") Очень по-индоеропейски выглядит Афина, которая даже не имеет матери: она родилась из головы Зевса, отделившись от него как богиня мудрости. Греки дали ей копье и щит, надели шлем и доспехи, сделали Воительницей. Афина не безумная кровопийца (недаром она — богиня мудрости), она покровительствует военному искусству, науке, защищает город Афины (победив в войнах с персами (V в. до н. э.), афиняне поставили Афине Воительнице огромную статую на Акрополе), из-за которого она когда-то состязалась с Посейдоном. Тогда она вонзила в землю копье, тотчас же превратившееся в вечнозеленое оливковое дерево, а Посейдон, ударив своим трезубцем о скалу, открыл " море" — соленый источник. Боги решили, что дар Афины лучше, поскольку море есть и в другом месте, а плодов оливы, столь необходимых людям, еще никто не знал. Дерево Афины — олива — стало деревом мира, так как оно растет долго, и поэтому нужно, чтобы не было войны, поскольку деревья, посаженные на месте вырубленных врагом, нескоро начинают давать плоды. Оливковое дерево и эпитет " совоокая" напоминают те древние времена, когда Афина была Богиней Птицей и Богиней Змеей. В одном орфическом гимне она названа змеей (22, 11). Уже не помня о тех временах, афиняне постоянно в каждое новолуние приносили в жертву находящейся на Акрополе змее медовые лепешки и однажды пришли в ужас, когда жрица объявила, что жертва осталась не тронутой, а следовательно, богиня оставила Афины (Hdt. VIII 41). na("Источник: Античная литература\n A28B7B714F6E4A904845530A646062B83476506554A451774F5B564382997923676C6AA5CE61436E5874558E56428F406E656D27B36049750F6450AB8F5E55515B51766BAE7C7A2142AE956B1772544F4A488C55BE697F71796149E040625C661F405A4D869C696D7878717D8B6E4422586050470E41914D6464696D6A678A765564573582425B410E536664647E76AD5F6A526B52614D1C49485D9957AC52796A69587242AF9D5C48448B094B40A9602E7A756858644A6F49668690484B80136DAB677B31A84073506E486F4F5F") Афина научила людей прясть, ткать, делать из глины посуду, строить дома, корабли и другим ремеслам, однако кузнечное ремесло имеет отдельного покровителя — Гефеста. Его имя негреческое, но об его функциях в верованиях Древней Европы можно только догадываться, потому что в греческих мифах он появляется как индоевропейский бог, который может быть отождествлен с кузнецом, выковавшим солнце, известным в фольклоре других народов. Поздняя античность придала ему черты творца вселенной, демиурга. В ранней молодости, когда его опекали хтонические богини Фетида и Эвринома (Hom. Il. XVIII 400—405), он ковал украшения, позднее — оружие богам и героям. Есть версия мифа, сообщающая, что Гера родила Гефеста сама, без Зевса (Hes. Theog. 729 etc.; Hom. hymn. 2, 138—140). Но грекам казалось, что такое дитя не может быть удачным, и они рассказывали, что он родился некрасивым, хромым, и сама Гера с отвращением сбросила его с Олимпа вниз. Другая версия сообщает, что Гефест защитил мать перед Зевсом, и тот, рассердившись, забросил его на остров Лемнос (Hom. Il. VI 135; Apollod. I 3, 5). na("Источник: Античная литература\n A28B756458644A5D484B510F64AB63763C60597C9D595D62595B4E514D57AB256F6E76A9016B4C755664415C5B4E5352776F6E3E737D5BA40C6E4562424751415995A4797B6874205D7049A11D6A5E5D5F80434D767D616669A94A2540625D7C054B9A615A4E62657D7C7BBF8B6559265D68588A0D415346717B6D7C6465516B99715C3E8E8C44401A527A71627F78685C7F4DBB577046004E8D82783368626B76AC4BA04D715361404447C14C4C646D3B746B648F6055664F6E4F5989854E106CAB60B83C7851775875546F45") Обязанности богинь Эгейского мира покровительствовать роженицам, охранять дикую природу переняла Артемида, богиня невырубаемых рощ, нескашиваемых лугов. Будучи в прошлом лунарной богиней, она в греческих мифах отождествляется с Селеной (Луной), Персефоной и Гекатой, покровительствующей гаданиям и магии. Весьма значительную метаморфозу претерпел ее брат-близнец Аполлон, пока не стал типичным индоевропейским богом. Некогда это был покровитель пастухов и стад, сам, как утверждает миф, служивший пастухом у Лаомедонта и Адмета, стада которых в то время увеличились вдвое. Но функция Аполлона как покровителя животных очень незначительна и почти забыта греками. В Греции Аполлон — бог света, одолевший в Дельфах Пифона и перенявший оракул Геи. Утвердившись в Дельфах, он погубил и нимфу Тельфусу (Hom. hymn. 2, 66— 209). Поскольку свет освещает, рассеивает тьму и настоящего, и будущего, кроме Дельф, в Греции были и еще несколько других мест с оракулами Аполлона. Позднее его отождествили с богом солнца, хотя культа Гелиоса он полностью не вытеснил. Будучи пастухом, он играл на флейте, поэтому иногда считается ее изобретателем (Plut. De mus. XIV 1136b), но любимым его инструментом была кифара, обычно отождествляемая с лирой. Аполлон покровительствует всем искусствам и предводительствует хору муз. Музы — это древние хтонические богини. Тогда их, скорее всего, было три (Paus. IX 29; Plut. Quaest conviv. XIV 3), а может быть, три триады, позднее слившиеся в одну группу. Аполлон часто противопоставляется Дионису. Некоторая противоположность между ними на самом деле существует. Дионис остался на земле, он не принадлежит Олимпу, заботится о виноградниках, вине, его повозку тянут тигры, сопровождают львы, сатиры (наполовину люди, наполовину козлы), безумствующие менады. Такой его мифологический образ иногда смешивается с действительными картинами греческих Дионисий. Дионисии были веселые праздники вина, на которых участники шествий несли фаллос как символ Диониса — бога плодородия, но о каких-либо особых оргиях или вакханалиях в исторические времена сведений нет [26, 103]. Долгое время считалось, что культ Диониса пришел в Грецию в VII в. до н. э., но после прочтения микенских табличек стало ясно, что этот бог был известен уже в крито-микенские времена, когда он, видимо, почитался как умирающий и возрождающийся каждый год бог растительности, как бог года [12, 197—200]. В Греции еще сохранился миф, что растерзанного титанами Диониса оживили Афина, Деметра, Аполлон или что он возродился сам (Paus. VIII 37, 5; Hyg. Fab. 167). Об Аполлоне также вспоминают как о таком же умирающем и возрождающемся боге (Plut. De def. or. 21). Видимо, Аполлон и Дионис — это две стороны того же самого бога, о которых греки не забыли и подняв Аполлона на Олимп. Вдохновленную Аполлоном дельфийскую пророчицу пифию охватывает экстаз, как и менад Диониса. Аполлон имеет эпитеты Виноградный, Вакхический, он часто отождествляется с Дионисом (Paus. X 32, 7; Soph. Trach. 205—221; Eurip. Ion. 125; Macr. Sat. I 18, 6]. Когда зимой Аполлон отбывает из Дельф к гипербореям (в подземный мир?), то в Дельфах три месяца властвует Дионис, имеющий здесь не меньшее значение, чем Аполлон (Plut. De Depph. 9e). Греки не почитали Лина, бога льна Древней Европы, но печальные погребальные плачи называли линами, помня талантливого певца Лина, с которым состязался и которого убил Аполлон (Paus. IV 29, 6—9), или убитого Гераклом учителя музыки. Этого бога напоминает и Адонис, превращенный мифами из бога в юношу, убитого вепрем и воскрешенного из мертвых Афродитой, возлюбленным которой он был. Связь с Адонисом лучше всего раскрывает хтоническую сторону сладко улыбающейся богини чар любви и прелести. Дело в том, что другим возлюбленным Афродиты греки сделали происходившего, видимо, из Фракии бога войны Ареса, наслаждающегося буйством избиения, крови и насилия. Их сыновья Деймос (Ужас) и Фобос (Страх) стали спутниками Ареса, третий сын Эрот остался при матери, а дочь Гармонию взял в жены основатель Фив Кадм. В Афинах женщинам запрещалось посещать храм Ареса и участвовать в празднествах этого бога. Олимпийских богов представляют как прекрасных, вечно юных и бессмертных владык мира. Хотя в разных местностях Греции их функции не всегда одинаково важны, не везде совпадают, вообще они отвечали за различные сферы жизни. Греки поселили их в поднебесье на высокой горе Олимп, вершину которого почти всегда скрывали от человеческих глаз облака. Правда, все божества убрать с земли греки не решились, оставив на ней низших богов. В реках еще плавали речные боги, повсюду мелькали обычно дружелюбные к людям нимфы: через камни гор с ветерком прыгали ореады, в море плескались синеглазые нереиды, блестели серебром речек и источников зеленоволосые наяды, а жизнь деревьев охраняли дриады. Боги относятся к вечной сфере бытия, а бедствующие на земле люди, их окружение и работы временны в этом мире: прожив назначенный срок, они попадают в подземное царство как души усопших. Сферы вечного бытия, временного бытия и небытия связаны между собой, однако это разные миры. Хотя в культе Деметры, видимо, были некоторые реликты идеи вечного круга жизни, греческая мифология этого не подчеркивает: в ней нет бога, возвращающего души из подземного царства. Теория метемпсихоза (переселения душ) появилась поздно: из Египта или восточных стран она пришла в VI в. до н. э. не в мифологию, а в литературу и философию. Таким образом устроенный мир казался грекам стройным и прекрасным, они называли его космосом. Представляя такую модель мира, греки, как всегда, соблюдали меру и, как мы уже упоминали, не канонизировали ни мифологии, ни религиозных обрядов. Поэтому их литература могла черпать из мифов материал и идеи до бесконечности. Гомер na("Источник: Античная литература\n 878FB54E4B284D474D495B57637FEB7B6B62576C4EA3850B464051438A4F7B7EEB6B7E7C587557AD4E215A974E4B4D5D6FB62D716EAD48674F6F5E2D8852415B44526E7F3A736D64876D517057E46B594F4E5A9DA3DF93B967A3876651AD48EA884A8D8B8282A201EBCFCCC4EEA25DA3852046974E858A40A5B6E3A6ACAD8EAE9F6C4E244B5952414153667B25B96B6947725A60483F41974245495D677EEB76606F427493AD4A3446474D418A55AB7A387D756851AC9F424B20455F4F4B41557A6AEB71A57D47654F7E5D24435F5257") Гомеровский вопрос. Почти три тысячи лет назад жил первый европейский поэт Гомер (IX в. до н. э. (?)— VIII в. до н. э. (?)), благосклонно одаренный богами певец, пророк и мудрец. Поднимались и разрушались города, гремели войны, вырастали и умирали человеческие поколения, а он был и остается мерой и показателем культуры эпох, первый и непревзойденный, ибо в длинной цепи столетий есть только несколько равных ему. За долгие годы стерлись факты его биографии, исчезли мелочи, и уже давно никто не может сказать ни откуда он родом, ни кто его родители, ни когда он жил. Сохранилось 9 античных биографий Гомера, но они составлены очень поздно и считаются недостоверными. (См.: Allen Th. W. Lives of Homer. The Origins and the Transmission, Oxford, 1969, 11—50). na("Источник: Античная литература\n 878FB540402E4654474B8A4C6E7A37B96663576C5B6347E459595259555A6B7D236879AD40629F6255244A5983464A5A70742B6B797C58A24F63412C45594A8B695367733B79A9AD4A6C9F624B355A524C4E475065B63A766B7D876D517F4034575C835A46467A7DE7B96A6356685166592E5B974C4E48587DB63A6B6566876D5170572A4497415A4F54AB553B7C73654FAE9F6D852B465047464F58AB01EB71A56F56675C6385334D5C4D494F4A6E67397B65A3874C4E7F452F40465F8B5853606A2177A5654B7D") Некогда семь городов состязались за право называться родиной Гомера, но постепенно спор потерял смысл, поскольку певец стал поэтом всей Греции, а позднее — и всего человечества. Остались только имя и образ незрячего любимца муз. Античность произносила это имя с уважением, так как Гомера считали не только первым поэтом, но и первым учителем, философом, и без колебания добавляли к его имени эпитет " божественный". Считается, что в VI в. до н. э. был по возможности составлен канон текстов поэм. Аристотель (Poet. 24—25) считал поэмы Гомера совершенным образцом эпического творчества. С появлением филологической науки (III—II вв. до н. э.) Зенодот Эфесский, Аристарх Самофракийский, Аристофан Византийский и другие издавали комментарии к сочинениям Гомера, объясняя реалии, устаревшие слова, мифологические вопросы, исправляя появившиеся в результате многочисленных переписываний ошибки, указывая на отдельные случаи непоследовательности. В соответствии с числом букв греческого алфавита каждую поэму они разделили на двадцать четыре песни. В то время и позднее появлялись аллегорические толкования Гомера (Кратет — II в. до н. э.; Порфирий — III в. н. э.), но все упомянутые труды не отрицали ни существования Гомера, ни его авторства. Некоторые сомнения по поводу принадлежности Гомеру обеих поэм выражали грамматики Ксенон (III—II в. до н. э.) и Гелланик (II в. до н. э.), но их положениям дал отпор Аристарх в специальном сочинении. na("Источник: Античная литература\n 878FB547552C5A5F544E5B5763B62679747F576C5A60482A4D974E4548536EB62969606158AE9F7A45355A59835A4056657B267760AD546F577A4D2240454640565065B6256F60604F605F7F59E4409752584E55796AEB7675635F69516889E459434D5B464E607E3B77676D4C6C9F7F452E885A434C515F6B7327626CAD446C5368552A4A464943439D697824696B7C89A26E6D492A419744464A4A63642E727960496B9F6C5E2F48974D44595C607E2177676D4A6F5F728526888694929F9D68B8EB71616858A26BA3") Критически настроенное новое время, часто склонное уничижительно оценивать и судить прошлое, сформулировало так называемый гомеровский вопрос. Самой значительной была опубликованная в 1795 г. идея Ф. А. Вольфа [21], что в VI в. до н. э. при упорядочении текстов поэм были соединены части, созданные около X в. до н. э. разными поэтами (одним из них мог быть и Гомер). Мысль Вольфа поддержали многочисленные последователи, названные аналитиками. К. Лахман [10] доказывал, что " Илиаду" составляют отдельные, совсем не связанные между собой поэмы, что поэма не имеет ни единого сюжета, ни единого плана. Этот автор и его последователи были названы " охотниками за малыми песнями". Г. Герман представил так называемую теорию " ядра", утверждая, что короткая, созданная одним поэтом небольшая поэма была облеплена песнями, написанными другими авторами. Варьируемые на разный лад теории " малых песен" и " ядра" дошли до наших дней. Встречаются и многочисленные синтетические соображения, полностью или частично соединяющие эти позиции. Большинство аналитиков думает, что поэмы Гомера имеют фольклорное происхождение, что они были впоследствии собраны и записаны. Сторонники этой точки зрения доказательствами словесной народной культуры считали повторяющиеся сравнения, формулы, постоянные эпитеты, утверждая, что такие элементы помогают исполнителю запомнить длинный текст [14, 238—240; 15, 191—220]. na("Источник: Античная литература\n 878FB547452E8856588B4D5D6178207D6B6F476F52764CE4405346544655AB42E5B945A3874051665930489B83F3E3E5AB742E73A56249754D6585294D97524051456B7DEB7A6B664973516F8507869761858A7063612BB9DEBC95DF9F658520584440435F9D787B236B657D4F675DA1852A5A46514B425F6B74337170AD4266576054364A59835645537A76EB5A6B6142725FA38504455748435855617EEB717467476957AD48215857414644516E662677747F4FAE9F604035465951494F4F7A6429717AA1876D4F63572C4A59534E5D5574") Как бы заколдованный идеями Ф. А. Вольфа, XIX век почти не слышал голосов Г. В. Нича [12] и других унитариев, отстаивавших единство эпоса Гомера. Аналитики искали неравномерности, несоответствия, противоречия в поэмах Гомера, считая их аргументами в пользу творчества разных авторов. Например, в начале " Илиады" (V 576—579) убивают царя пафлагонцев, а позднее он живой оплакивает смерть своего сына (XIII 658). Гектор дважды убивает вождя фокейцев Схедия (XV 515 и XVII 306), Диомед в V песни сражается с Афродитой и Аресом, а в VI песни говорит, что не будет бороться с Главком, поскольку тот является богом. В " Одиссее" Телемах и Афина, принявшая облик Ментора, прибыв в Пилос, встречают множество участвующих в празднестве людей, которые впоследствии полностью забыты (III). Унитарии доказывали, что такие lapsus memoriae бывают и в сочинениях Софокла или Вергилия, что подобные неравномерности встречаются и в " Пане Тадеуше" А. Мицкевича, в поэзии Дж. Мильтона, в " Фаусте" И. В. Гете, что противоречия и несоответствия у Гомера несущественны, как и в " Дон Кихоте" Сервантеса, где у Санчо Пансы крадут осла, но автор быстро забывает эту неприятность, и верный оруженосец скачет дальше (I 23; II 3). na("Источник: Античная литература\n 878FB54F859CF09741858A526571236F6D65877152655724585F46498A5361662E766E6589A26C604D3648474B438A59657C2B7E65664FAE9F7A572A88744D474F4DA7B6297762614964526389E44A59524444567771257B656F5F6A4E71852948474D4F4746677EEB766B704B62536589E45959444F4A56AB7D236B607D47704C7D483F4D974C5B44556C742E7D60604F7D93AD47244E5A4642525567B624696D6A4A62556349E4425951455A467EB6347B6E7242704E7285214C5F4E5A585F65B62F7C6C7C5560577289") В XX в. позиции унитариев окрепли. Унитарии доказали, что Гомер, возможно, воспользовавшись народными поэмами, создал литературные произведения, важнейшим признаком которых является единство действия, отмеченное еще Аристотелем: " Илиада" не рассказывает о Троянской войне от начала до конца; " Одиссея" не является хроникой всей жизни Одиссея. Гомер выбирает один эпизод Троянской войны — гнев Ахилла и один эпизод жизни Одиссея — возвращение с войны. Эти ученые утверждают, что каждая эпическая песнь подготавливает слушателя или читателя к другой, и при пропуске той или иной песни пострадает мысль [17, 36—53; 24, 25—158]. Они показывают, что эпические поэмы Гомера имеют стройную, симметричную, фронтонную композицию: как бы отражая в зеркале друг друга, на обеих сторонах оси симметрии повторяются подобные мотивы [18, 249—284; 24, 102—114]. Исследовав эпические поэмы, унитарии пришли к выводу, что поэмы Гомера исполнялись перед слушателями устно, а распространялись в письменном виде, ибо в VIII в. до н. э. письменность уже была широко распространена [9, 25—26; 24, 257— 269]. Следовательно, поэмы Гомера нужно считать результатом не устного, а литературного творчества. Унитариев теперь среди гомероведов больше, хотя аналитики также не исчезли и активно работают. na("Источник: Античная литература\n 878FB54C4B2F544F4B465B4F6978EB6A72684A794AAD54334045434E5891AB613977A54E496E5A7D8522405C83498AF4D3B629B7A56949A252A3853986974B40429D69B62679726D4C679FDBEC8DE19741858A5965B626B7A57089A27D6385265A595345439D6478207767654A679F70572A4B5983494F576BB62E7A6BAD5A6D577A4035425F468B4553767A30B9766B42A24A63552A505983434D5F6E6739747EAD4567586940E88854474E8A4F657D37736BAD416A5465852758524943849D566425B96A634D62587647244D45") Большинство ученых считает, что Гомер жил в IX в. до н. э. или в начале VIII в. до н. э. Во второй половине этого века его эпические поэмы уже хорошо известны везде, где только жили греки. Это показывает глиняный кубок того времени, найденный на одном островке Неаполитанского залива, с надписью в стихах, которая начинается словами: " Я — кубок Нестора". Несомненно, что пилосский старец из него никогда не пил, но мастер, сделавший его, должен был слышать или читать о прекрасном, украшенном изображениями голубок, кубке Нестора, описанном в " Илиаде" (XI 632—637). Почему этот мастер сделал такую надпись, можно только гадать: может быть, он был веселым шутником, а может быть, надпись должна была звучать как своеобразное заклинание. na("Источник: Античная литература\n 878FB5434421884A4C435D587A7C237CA562497F5376852948584B5A4A5070B62477A5614970576F45288865534555507A7C2570A56F496B527689E44C5751435A4E6E7A2570A5D5EECBF6AD47EA88534D8B4793AB6BE5B94A63876D516F4B205B97715B4442666721776CAD456C56605EE8885D43418A55AB7925B96A63456C5B7E8507465B465B4A91AB7730726DAD4FA25A7C57388847434C41557C7B307CA57C496E5268482C579983664F57656425697E6887714868483F4D974758465D7564E7B9727F49A24D6D4F2A41") Обе эпические поэмы написаны по мотивам Троянской войны, датируемой XIII в. до н. э. По поводу Троянской войны, как и по поводу Гомера, были и есть различные сомнения. Некоторые ученые думают, что такой войны не было, что ее придумал Гомер. Невозможно отрицать существование Трои, поскольку Г. Шлиман (1822—1890) откопал ее в 1871 г., однако некоторые утверждают, что воевали не ахейцы [4]. Такое мнение не слишком распространено, но имеет некоторых сторонников [6, 45—62; 23, 92—120]. na("Источник: Античная литература\n 878FB55C4E214C59414B5858606A2677A9AD427354658507465B465B8A5B637DEB7BA5DBEECBF6AD47EA88534D8B4793AB6BE5B5A56D87504F635A29595D43548A5F657F2679A56C5C695FAD47E4F0FEEAE28A5FA5B62F77A56089A242A389E45A59834A445B6E67397B60604A7956AD4A214A52558B4758AB773072A5604FA24C7A45355A5A4B414451AB642570A56F496B527689E4455F834E4F9D7A7829696061426F52654F2A449983645A5573732F616D64876A58AD54374452534E409DA9642E75687652A25D684F2A4A95") Следовательно, если Гомер жил в VIII в. до н. э., а Троянская война была в XIII в. до н. э., то божественный певец не был ни участником той войны, ни ее современником. Пришедший из сумерек " темных веков" поэт изображал живших пятьсот лет назад людей, их труды, радости и печали. Эпоха прадедов казалась светлой и величественной, а их подвиги — великими. Неизвестно, всегда ли эпос рождается из тоски по героизму прошлого. Поэмы Гомера появились из любви к подвигам предков. Автор, возможно, видел развалины огромных дворцов микенской эпохи, курганы героев, видимо, черпал информацию из мифов и рассказов, из песен рапсодов. В поэмах мы находим немало элементов микенской культуры: мощные замки, огромные щиты, прикрывающие даже ноги воина, шлемы, окованные клыками вепря, бронзовое оружие. (Археологи нашли очень похожий на описанный в " Илиаде" (X 261—265) шлем, окованный клыками вепря). Не избежал поэт и отзвуков своей эпохи: вожди микенского времени, видимо, сражались с военных колесниц (один правил ею, другой поражал противников копьем), а действующие лица гомеровских поэм чаще всего слезают с колесниц и мечут копья, а не пронизывают ими, не выпуская из рук. Микенская эпоха не знала железа, а используемые у Гомера метафоры " железное сердце", " железное небо" показывают, что в его времена железо должно было быть достаточно распространено, раз уж прилагательное употребляется даже в переносном смысле. По поводу знакомства Гомера с микенской эпохой тоже ведутся споры. Одни ученые утверждают, что он много знал о прошлых временах [11, 158—159; 13, 218—264], другие считают, что его знания были очень незначительными [4, 46—154; 22, 7]. na("Источник: Античная литература\n 878FB548543654974C454546797C23B9767C55625263472C5A4B83474A4D7366386BA57C55725F6054364A5F4A8B645963673A7C7AA1876D51AD4A2A4A5947588A57656425696B6E49A25769563688464C455A46A5B6067C77AD566C5C66453540488F8B47537A7E2071A5664FA25E7E552C885F83494F4F7B6DEB647763446C9F61482A4B5952595A5D6F7620656863446C9F61562248974C458A7D797D2B74776550674E674B285B974D414F5D6665EBC2B4BBFAAE9F624BE47947464F425A6E7A2677697E87D98DB489") Есть попытки установить маршрут странствий Одиссея, по поводу которого идут споры. Нет согласия, носили ли бури и ветры этого многострадального мужа по Атлантическому океану [16], по Средиземному [29, 50—92] или по Черному морю [24, 199—210]. Пока никому не удалось доказать ничего конкретного. na("Источник: Античная литература\n 878FB54F4B21455A584E8A526E672671ABAD6F655E7D4526884546474454ABB403726D6D43799DAD773446484E5A404E75B629776C6054A2976955374B59468B475D6C742B746D6887504F634DE43F976B40425366BAEB766B70556C537E852B464A4F4B8A506B71307B6568557340AD870C435F434F4A9FA2BAEB5A6B6142729F6C40344D4583594456777C25B96B694F6F9F6840E455584B4C4459AB01EB69656A436C4FAD47E4484246425B57657AEB72656E42725AA185334D47464C8A57656425697E6487725F7C4F345355434E58") Военные песни. Избрав темой " Илиады" Троянскую войну (другое название Трои — Илион, поэтому поэма называется " Илиада"), Гомер берет только один ее эпизод — раздор в ахейском лагере, через который раскрывает и вообще феномен войны, и историю конкретной Троянской войны. Действие поэмы развивается на девятый год войны, но поэту нужно представить героев и во II песни он долго перечисляет, какой вождь откуда прибыл, кто его родители и деды, сколько кораблей он привел с собой и сколько воинов на них приплыли, каковы особенности того или иного племени. Поэтому выбросить из поэмы так называемый " Каталог кораблей", как предлагают аналитики, невозможно, поскольку некоторые упоминаемые здесь герои (например, Пенелей, Леит, Клоний и др.) в дальнейшем уже не представляются, а сразу вводятся в действие. Кроме того, симметричным " Каталогу кораблей" блоком считается представление участников спортивных состязаний в XXIII песни, и, если его изъять, рассыпалась бы стройная композиция поэмы. Основной мотив поэмы — гнев Ахилла — Гомер называет в первой строчке: " Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына" (Гомер. " Илиада". / Гомер. " Илиада. Одиссея". М., 1967. Здесь и далее пер. Н. Гнедича), напоминая, что вражда погубила многих мужей, и подчеркивая, что такова была воля Зевса. Ситуация раздора в ахейском лагере дает возможность представить панораму всей Троянской войны. Поэт вспоминает причины конфликта: спор богинь по поводу яблока, предназначенного самой красивой, и решение Париса, упоминает похищение Елены, набор войска и другие события. Предчувствием будущих несчастий дышат упоминания о скорой смерти Ахилла и гибели его врагов, троянцев и их союзников. " Илиада" не показывает захвата Трои, но, после гибели Гектора, главного защитника Трои и как бы ее символа, создается впечатление, что священный Илион пал, что он горит на погребальном костре вместе с главным предводителем войска. Когда Ахилл устраняется с поля боя, у автора появляется повод показать других ахейских героев, которые выглядели бы бледно рядом с мощным Пелидом: Диомеда, Аякса, Менелая, Агамемнона, Нестора и других. По возвращении Ахилла упомянутые герои отступают на второй план. Следовательно, у поэта все обдумано, нет ничего ненужного и случайного. Долгие годы страдая вдали от родины, ахейские герои тратили физические силы, испытывали неудобства, рисковали жизнью, здоровьем, свободой ради славы, ибо эти мужи были уверены, что, сражаясь и погибая, они прославятся среди современников, а может быть, и среди потомков. [...] О, юноше славно, Как ни лежит он, упавший в бою и растерзанный медью, —Все у него, и у мертвого, что ни открыто, прекрасно! (XXII 71—73)na("Источник: Античная литература\n AA88627F4DE4594553455D5763B624696B6F49655C66453C4849518B4758AB642572796749A2427F4D334D4649434391AB7B25B96DAD5A734D68572C5F5252414254AB7E2F7C656687615A7D4B214A97604546587B76F1B96A7D42684F6D542946974E4E8A4F657D37736BAD406246655C245A4B835B4459637B38B5A56042A24D634E3842598344445C6E72236B79A1876F51AD4DE4475940434B50786437B7A55C4C625D6D8520434883484F4D657329B9A7454C6A5F695EE68855434D47586EB62D7162604FAE") Эти строчки провозглашают не только этический, но и эстетический идеал героев Гомера: прекрасно не только защищать родину, не только победить, но и погибнуть. Слава для героев " Илиады" важнее жизни, богатства, прочих интересов. Поспешив на битву искать славы, они стараются сражаться и умирать так, " что и потомки услышат" (XXII 305) о них, глядя на высокий курган, насыпанный соратниками, или внимая рассказам и песням о прошлых временах. na("Источник: Античная литература\n AA889D454E2C485343898A2AAB602B69747F456C9F4D552159578F8B429D6C722E6879AD4B799F60453146534B478A5F7A73E7B9727F49A24A6D55244245465B4753AB722066A566596351648526465E4E508A567577306CA56F5767536848FE884651454746AB662B7460605C7793AD5521425F83415A53697EE7B96368567051674B355A4B834C4A5F6573297977684C6756AD4DE44645414B494EAB712B606D7F4A6A556347E4585947434746A7B62477616757625B764724564E50555B42AB7E2071A56F4A67586D4A2946") " Илиада" — царство Ареса, и здесь мы находим все, что характерно для любой войны любых времен: стоны раненых, реки крови, жестокость завоевателей и отвагу защитников родины, подкрадывающуюся или внезапно настигающую смерть, ошеломляющую отвагу и леденящий страх, пламя мести и погребальный плач, самопожертвование и предательство. Военное счастье изменчиво. Чаши весов Зевса покачиваются: то поднимаются, то опускаются. Луч надежды, появившийся у осажденных троянцев, когда они разорили ахейский лагерь и оттеснили врагов к кораблям, угасает после гибели Гектора. Напуганные и уже несколько раз решавшие все бросить ахейцы оживают, когда в битву возвращается Ахилл. Поэма не изображает мирной жизни. В ней мелькают картины троянского быта, однако люди в осажденном городе не имеют условий для нормальной повседневной жизни. Как тоска по спокойной жизни звучит один из красивейших эпизодов — прощание Гектора с Андромахой (VI 390—502), но и он окутан трагическим предчувствием несчастий. О том, что мир, кроме шума битв и звона оружия, полон и других вещей, напоминают сравнения, взятые из природы, быта пахарей, пастухов, охотников. Менелай ходит около погибшего Патрокла, как мычащая корова вокруг первого теленка (VII 3—6), Ахилл упрекает Патрокла, что тот плачет, как хнычущая маленькая девочка, хватающая мать за подол (XVI 6—11), ахейцы белеют от пыли, как веяльщики зерна (V 499—504), стрела отскакивает от доспехов Менелая, как горох на току (XIII 588—592), Гектор несет огромный камень, как пастух шкуру барана (XII 451), как два поспоривших по поводу межи мужа, на узкой полосе сталкиваются ахейцы с троянцами (XII 421—424), Ахилл бушует, как лесной пожар (XX 490—494), сердца ахейцев в груди бьются наподобие дующих навстречу ветров (IX 4—8) и т. д. Сравнения соединяют сферы войны и мирной жизни, и так Гомер показывает единство человеческого бытия. Поэт спокойно рассказывает о раненных и умирающих, пылающих местью мужах, об их жестокости и безжалостности, потому что знает, что так есть и так будет, однако он знает и то, что жизнь гармонична и везде должна быть мера. Поэтому буйство мести и великий гнев Ахилла заканчивается возвращением тела Гектора, облегчающими душу слезами и подобающим погребением верховного вождя троянского войска. Поэма возвращения. Композиция " Одиссеи" сложнее, чем композиция " Илиады": сначала Гомер сообщает о решении богов приказать нимфе Калипсо отпустить Одиссея и рассказывает о странствиях Телемаха в поисках отца (II—IV). Потом Одиссей, попавший к феакам, сам делится воспоминаниями о своих странствиях, последовательно излагая, что с ним случилось после отплытия из Трои, пока он не попал в чудесный край, которым правил царь Алкиной (IX—XII). Во второй половине поэмы опять от лица автора рассказывается о возвращении и мести Одиссея. Можно встретить утверждения, что " Одиссея" — это история знакомства греков с морем или каталог приключений, рассказываемых моряками во всех портах мира, украшенный для разнообразия мотивом поисков не вернувшегося отца или брата, частым в фольклоре многих стран [30], что " Одиссея" отражает обычаи Востока и Египта (эпизод с луком Одиссея — это реликт состязаний в стрельбе из лука из-за невесты у жителей степей; столкновение с Полифемом — остаток культа барана у пастухов Африки; Эол — кузнец из шумерских легенд [5, 13—129; 179—191] и т. д.). Встретив такие утверждения, не следует терять главного, не следует забывать, что эти мотивы не являются самостоятельными, а подчинены основной теме " Одиссеи" — теме возвращения. " Одиссея" изображает очень важный, даже кульминационный момент развития событий. Повзрослевший Телемах созывает сходку, пытаясь избавиться от женихов, сватающихся к Пенелопе, и навести дома порядок. Когда это не удается, он отправляется в путь на поиски отца или чтобы узнать что-нибудь о нем, но и здесь не достигает ничего конкретного. Раскрывается и обман Пенелопы, который охранял ее почти четыре года: женихи узнают, что по ночам она распускала сотканную за день ткань, пообещав выйти замуж за одного из них по окончании работы. Кажется, что все надежды погибли, и Пенелопа придумывает последнее средство: предлагает натянуть лук Одиссея. Когда все висит на волоске, внезапно возвращается Одиссей и мстит женихам и их сообщникам. " Одиссея" рассказывает о возвращении не только Одиссея, но и всех наиболее знаменитых ахейцев: Нестора (III 130—278), Менелая (III 168—169, III 276—301, IV 81—89, IV 350—484, IV 570—586), Диомеда (III 165—181), Филоктета (III 190), Идоменея (III 165—181). Читатели узнают, какая судьба ожидала Агамемнона ((III 193—200, III 253—275, III 303—310, IV 512 —537, XI 387—434), как погиб Аякс Теламонид (III 109б XI 543—562) и Аякс Оилид (IV 499—511). Главный герой поэмы Одиссей является как бы символом возвращения всех греков, сосредоточивший в себе страстное желание ахейцев вернуться на родину, которой они не видели десять лет. Однако вернуться не легко. Одиссею, томимому ностальгией, приходится преодолеть препятствия двоякого рода. Первый вид препятствий — различные опасности. Бури и ветры носят его корабль по всем морям мира, людоеды лестригоны и циклопы, чудовища Сцилла и Харибда проглатывают его соратников. Только необыкновенная сообразительность и находчивость, умение рационально мыслить спасает Одиссея от гибели. Второй вид препятствий — богатая и счастливая жизнь, обещаемая в чужих краях. Увидев, что попавшие в край лотофагов чужеземцы, попробовавшие лотоса, который слаще меда, из-за этого сладкого лакомства отказываются от родины, Одиссей побуждает друзей как можно быстрее грести подальше от их берегов. Когда царь феаков Алкиной предлагает остаться в его чудесной стране, где круглый год цветут и плодоносят сады, где корабли могут плыть через туман и ночь, где покои сверкают серебром и золотом и где скиталец мог бы получить в жены добрую, смелую и работящую юную царевну Навсикаю, Одиссей не колеблясь отказывается от этого предложения. Вопросы " Кто ты? Какого ты племени? Где ты живешь? Кто отец твой? Кто твоя мать? " десятки раз звучат в " Одиссее" (например, I 170). Человека, забывшего родину, могут постигнуть большие несчастья. Прекраснокудрая чародейка Цирцея, угощая друзей Одиссея, подмешивает в напиток волшебное зелье, " чтоб память у них об отчизне пропала" (X 236). Забыв родину, они стали как бы уже не людьми, а людьми наполовину, и Цирцея легко отняла у них человеческий облик, превратив их в свиней. Таким образом, любовь к родине в эпосе Гомера — одновременно и показатель принадлежности к человеческому роду. Одиссей не превратился в животное, поскольку могущественной чародейке не удалось его опоить, не удалось заставить забыть свою страну. Все интерпретаторы, трактующие Цирцею только как вульгарную, сладострастную женщину, должны были бы лучше вчитаться в текст Гомера: Цирцея намного более опасна, нежели кажется с первого взгляда. Нимфа Калипсо, живущая среди шумящего моря на отдаленном острове, искренне рада Одиссею, принесенному бурей. У нее нет чар, заставляющих забыть родину, но, как и Цирцея, она имеет эпитет " страшная", поскольку привлекает Одиссея не только женскими чарами: чтобы он не стремился на свою Итаку, Калипсо обещает другим людям недостижимую вечную юность и бессмертие. Одиссей выдерживает и это трудное испытание. У Калипсо он оказывается уже побывав в мире теней, увидев, что там очень неуютно и тоскливо. В поэмах Гомера мы не находим светлых и счастливых Елисейских полей, изображаемых в других античных произведениях как вознаграждение после смерти за великие подвиги и добрые дела (туда Гомер помещает только Радаманта и Менелая (Од. IV 561—569)). Ничего не ожидая от того мира, эпические герои больше всего ценят славу и живут, " чтобы потомки долго помнили злосчастного мужа" (XI 76). Окончив свои дни, все смертные оказываются в мрачной стране Аида, и тень Ахилла признается Одиссею, что, если бы было возможно, он согласился бы лучше служить на земле у какого-нибудь бедняка, чем здесь царствовать над душами. Поэтому Калипсо никак не может понять, почему Одиссей, отказавшись от вечной беззаботной жизни, решается строить плот и пускается на нем в полное опасностей шумящее море. Надо подчеркнуть, что Одиссей у Гомера — не какой-нибудь юноша, ищущий романтических идеалов. Это очень практичный, никогда не забывающий о своей выгоде и добивающийся ее муж. Однако этот видавший виды рационалист отказывается от богатства, вечной молодости и бессмертия и без устали стремится к небогатой, каменистой, но своей Итаке, очень понятно объясняя людям всех народов и всех времен: Сладостней нет ничего нам отчизны и сродников наших, Даже когда б и роскошно в богатой обители жилиМы на чужой стороне, далеко от родителей милых[11].Люди na("Источник: Античная литература\n 6C644F7D4C2A5A52485C9085606D21B96B6C57634A6292E44552834E444D6B7C34B5A56A4C78427E56269297816352496F7DEB7F60AD437A56675BE44457484E5F4BAA6A2B76606F4CB4567C5E235B9741425241627FEB7A607D426B8764552C88544650524D6773EB716E658C7C4A6257E44257494E55857F6D3B796F7F49648BAC532A885A464F4C40666826746BAD5DB4526C4E24424546505249AA65EB746D67427749AC5F214F9756404C45607F2E6965AC8EB48FDCD1A1DC9983918893BAECF0B9457D446555624C21434B8D") Аристотель, как обычно, не ошибся, заметив: " Гомер же после малого запева сразу вводит героя или героиню или иной какой характер, но непременно с характером и никого без характера! " (Poet. 1460a; Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. IV. М., 1984. Пер. М. Л. Гаспарова). Гомеровских героев обычно характеризуют не эпитеты, поскольку одними и теми же эпитетами чаще всего наделяются несколько действующих лиц. Только иногда встречаются эпитеты, характерные для одного персонажа. Ученые подчеркивают [24, 291—308; 28, 110—134; 31, 175—193], что Гомер индивидуализирует героев, выделяя какую-то одну черту. Поэт понимает это так: na("Источник: Античная литература\n A19E6A694CE888464D42524F79622677A56F5D7144629E294D97525243436A7F37B96B69417A4B7F9E334D5C4D42594F79A3C69344634FB44968532A4B59834E58457A722E6BA57C437A56625F294646515C428560AD2A69656044B887684E374B594F53B1AF4D682968A9AD436449604535435F51455759AA623B7C67765D7B57695329405E8F805E8565683B686DAD5C74407F52E44A5C43435C407880C14867685E7F5C6584E4475C4D445C4962AD2E7A6BAD437F42605B294897424B5C4664692E74747F4E67597E") Нет, совокупно всего не стяжать одному человеку.Бог одного одаряет способностью к брани, другомуЗевс, промыслитель превыспренний, в перси разум влагаетСветлый: плодами его племена благоденствуют смертных; Оным и грады стоят; но стяжавший сугубо им счастлив. (Ил. XIII 729—733).na("Источник: Античная литература\n A19E6B7F5A34535E836352496F7DEB7774634B7947694CE88840514E9C486AAD2C7C696649B44A694CE45F52484E5E40606DE7B96A7D4976497D4B2A4C485A455F4BAA693B6A666559B445629E265952568052576763337C6865536189AC6B2A5A4883424D40AA6E2E696B658C7144629E2B464A4F8049556A6C3B6260A18C654F67422953528F80504B697E327C747F4E714A61452184974E454E856765EB776160427749AC5E255959485E4E4864AD24776E634A7C556955384559404E9C4D6165EB686B6F49645F69532946544D8C") Мудрый Гомер осознает, что на земле нет человека, превосходящего других во всех отношениях. Хотя все герои его поэм храбрые, сильные, могущественные, нет ни одного абсолютно положительного или совершенного, каждый превосходит других только одним каким-то данным богами даром. Качественный перевес этого одного свойства выделяет героя из других. Все мужи в " Илиаде" немного понимают во врачевании, но лучшие лекари — Махаон и Подалир. Все воины сколько-нибудь умеют гадать по птицам, знают добрые и злые приметы их полета, голосов, но наибольшая слава в гадании по птицам и в других предзнаменованиях принадлежит ахейцу Калханту и троянцу Гелену. na("Источник: Античная литература\n A19E686C4C34465D488C9C4F6A67EB71A56C427F5B7456295945414E9C49796B2E70A9AD3BB4487C5B2E5857524D474CAA6F257168A18C7A43615E2E469B834A5C4FAA62257D72685C7E4F6E5E215A976355544E61A1EB777766446347694C3557974D529C417A7E287170AD487A467C50224D5C4352594E76602568777152B887604127425F4F8049457A6D216B607D427887A4762F8697FBF6F5ECAABBFCA9ACA38C45556C4E215E976E454D57647DE7B9A5624964426A5626505F4A804E5562AD24776F6347714A6441") Патрокл, как и большинство мужей, — прекрасный воин, однако, как подчеркивает Ахилл, отличается от других доброжелательностью, мягким характером (Ил. XVII 670). Старец Нестор, переживший три поколения людей и живущий с четвертым, отличается жизненным опытом, которым всегда обосновывает свои утверждения. Поэтому этот почтенный царь Пилоса всеми любим, уважаем, всем необходим. Диомед, как бы своеобразная его противоположность, — самый молодой герой " Илиады". Он старше только Ахилла, но когда Ахилл не участвует в битвах, ему отводится роль самого молодого воина. У него нет жизненного опыта, но в нем пылает юношеский напор, который Гомер подчеркивает особо. Диомед сам предлагает отправить себя в опасный ночной дозор, постоянно призывает других к сражению, отказывается отплыть домой даже тогда, когда Агамемнон предлагает оставить неприступную Трою и, не будучи способным устоять на месте, всегда оказывается в гуще битвы не только сражаясь в первых рядах, но и прорываясь далеко во вражеский строй. Он единственный вступает в единоборство с богами: осмеливается напасть на Ареса, Аполлона, а Афродиту даже ранит. Друг Диомеда Аякс Теламонид — высокий, широкоплечий, спокойный, неторопливый герой. На поле битвы он возвышается как башня или стена. Он так же храбр, как и Диомед (недаром Диомед заявляет Агамемнону, что все могут плыть себе куда хотят, а он вдвоем с Аяксом останется биться с троянцами), только его храбрость иная. Храбрость Аякса — это храбрость спартанцев, которым закон запрещал отступать, это храбрость римлянина Горация Коклеса, который один остался защищать мост через Тибр, это храбрость воинов всех народов и всех времен, которые, как крепости, сдерживали нападения врагов. na("Источник: Античная литература\n A19E64675E26454C4A805F407A6322B9A745477C476845E688775648574EAA7C237260608C7C876050275B408F80514BAA4E2575607D8C7A56625F21455A4D80534B6E7A2E696F654E74427E9E294D97464352857E652C7172685D7E54729E35405C508C9C45AA7C21726B60417A567E42E44297404D594779AD23B96266427542A29E004A574544478568AD2477786149B46779562F439744405F4B7A6D2E6B74728C65557C5E3C454C4F80534E6A612E7460618C774A695C249297524D5C526A662BB96B608C64476B443B58524E") Главный герой " Илиады" Ахилл силен и могуч, но Гомер особенно подчеркивает не его физическую силу, а склонность к гневу и злобе. Дважды в поэме Ахилл загорается страшным пламенем гнева: сначала он разъярен из-за Агамемнона, забравшего Брисеиду, и перестает участвовать в сражениях, потом он взбешен из-за гибели Патрокла. Мстя за смерть друга, он начинает бесноваться как страшная, сметающая все на своем пути огненная стихия, становится кровожадным, смакующим ужасы убийств. Умертвив Гектора, он оскверняет его тело, влача его привязанным к боевой колеснице. Однако пламя мести, ослепившее его сердце и ум, в конце поэмы угасает: когда царь Приам приходит с просьбой отдать ему тело Гектора, Ахилл горько рыдает вместе с несчастным отцом, а его сердце охватывает сострадание и покой. Сын смертного отца Пелея и богини Фетиды — трагический герой: он знает, что, если перестанет воевать и вернется домой, то сможет жить долго, но в безвестности, а если останется, то ему суждено вскоре погибнуть, однако его имя будет окружать вечная слава. Пока не погиб Патрокл, Ахилл выбирал жизнь и собирался отплыть на родину, утверждая: " С жизнью, по мне, не сравнится ничто" (Ил. IX 401). Когда же его друг пал в битве, жажда мести слилась у Пелида со страстью к военной славе, и он вернулся на поле сражений. na("Источник: Античная литература\n A19E72624C3B88554650494B6860257A6BAD4E7A416841E4484246494D4F646E25B9676345654D6C9E044B574F45504864602BB9706D5C744D7E5B344050505E4E857B6D276260AD437A50694C295352835D534D78683962A5A58E764C6C4F364045464B4085667E2D7C6CA18C7B477D4C3F584B834D5C556469257BA7AD44B455A29E2B86978A805F4E6A6F267760AD467450694F364A5983605F45666827746B604CB430AC532159584D51524467633A6B79AD426242615636549752484E566A7B2367A9AD417154605B294052") Хотя верховного вождя ахейского войска Агамемнона характеризуют самые почетные эпитеты (" властитель мужей, пастырь народов" и т. п.) главное качество Агамемнона — неспособность оценить ситуацию, неумение найти справедливое решение. В начале поэмы он отказывается вернуть отцу Хрисеиду, которую впоследствии он все равно должен отдать, потом делает ошибку, забирая себе у Ахилла Брисеиду, и из-за этой ошибки гибнет множество ахейцев. В IV песни он оказывается неспособным правильно оценить храбрость и героизм Диомеда, в IX песни, созвав совет, делает неправильный вывод о необходимости бегства. Ту же самую ошибку Агамемнон повторяет и в XIV песни. Гомер не говорит прямо, но, по-видимому, можно думать, что из-за такого непредусмотрительного вождя ахейцы надолго задержались у Трои, не будучи в силах взять ее. Агамемнон старается исправлять свои ошибки, спрашивает мнения других, и, может быть, поэтому ахейцы не меняют своего верховного вождя. na("Источник: Античная литература\n A19E76AC50274348474A524CAA602BB9456E4C784260532A455783424D40AA6F3B7C69728C724F6E5B368852404E9C447A6D39B9496841714C6C57E88844834A5257647D257A6BAD437A526447214557834659486AAD23B974634664496E563D48974B80564B78633B626CA18C7E47669E2B585247514E456866347C777C53B88768502F4E524E805D5EAA6F3A6B657F50B445629E27435741459C457F6822686F634F7A876E502D595D438C9C4A7A6524727E6F547144629E2859454B524085787D2566687B4C78") С оглядкой на Агамемнона все время живет его брат Менелай, у которого похищена жена и сокровища и который, как представляется, должен бы встать во главе ахейского войска, приплывшего мстить троянцам за понесенный урон. Однако Менелай отличается от других героев тем, что не хочет быть первым, не стремится превзойти других, нерешителен и безынициативен. Агамемнон говорит о нем так: " Смотрит всегда на меня, моего начинания ждущий" (Ил. X 123). Немного похож на Менелая его красавец-соперник троянец Парис, называемый также Александром. Гектор должен постоянно его побуждать к бою, подбадривать и упрекает его подобно тому, как и Агамемнон Менелая (Ил. IV 423). Парису мало дела до сражений, устраиваемых Аресом, он больше склонен служить Афродите. Верховного вождя троянского войска Гектора Гомер представляет как защитника родины, взявшего на себя тяжелую ношу ответственности за судьбу Трои. Для Гектора честь заключается не в гордости по поводу числа убитых врагов, в силе или умении владеть оружием, но в совершенно конкретном деле — защите родины. До последнего вздоха он защищает своих сограждан, родителей, сестер и родственниц, любимую жену и маленького сына, хотя и предчувствует, что " будет некогда день, и погибнет священная Троя" (Ил. VI 448). У Гектора болит сердце, что он не в состоянии прогнать пришельцев, не в состоянии защитить свою семью от грозящей беды. Поэтому его последняя встреча с Андромахой дышит глубокой скорбью (Ил. VI 390—502). Заставляющий улыбнуться эпизод, в котором маленький сын не узнает и пугается отца, надевшего шлем, не может развеять страшного предчувствия и только делает его более трагическим. Сцена свидания Гектора и Андромахи показывает возможность другой жизни для мужей, беспрестанно убивающих друг друга, и благодаря этому эпизоду Гектор становится самым человечным героем " Илиады": здесь он показан не только как воин, но и как любящий муж, нежный отец. Гомер не делает Гектора сверхчеловеком. Столкнувшись лицом к лицу с разъяренным Ахиллом, он пугается, но потом собирается и вступает в поединок, предлагая перед ним договориться, что тело погибшего победитель отдаст похоронить близким. Взбешенный Ахилл только издевается над таким предложением, но Гектор уже больше не боится. Когда он лишается копья и понимает, что придется погибнуть, он смело нападает на Ахилла с мечом, являя потомкам, как говорит Гомер, урок славной жизни и славной смерти. В " Одиссее", как и в " Илиаде" Гомер пользуется тем же самым принципом индивидуализации, выделяя одну какую-либо черту характера героя. Некоторые действующие лица фигурируют в обеих эпических поэмах. Менелаю, Нестору, Агамемнону (с последним Одиссей встречается в подземном мире) поэт не добавляет ничего нового, а образ Одиссея во второй поэме, названной по его имени, намного богаче, чем в " Илиаде", где автор прежде всего подчеркивал сообразительность Одиссея. Сын Лаэрта говорит Ахиллу: Ты знаменитей меня, а не меньше того и сильнееВ битве копьем; но тебя, о герой, превзойду я далекоЗнанием. (Ил. XIX 217—219).Ум Одиссея — это не мудрость, подкрепленная жизненным опытом, а дар богов, придающий ему способность рационально анализировать сложившуюся ситуацию и находить лучшее решение. В " Одиссее" раскрываются другие стороны этого дара. Читатели удостоверяются, что Одиссей — практичный человек: осматривая необитаемый остров, он думает, что здесь росли бы хорошие хлеба и виноград. Он знает людей и умеет добиться их доверия, к каждому обращаясь так, чтобы расположить его к себе. Так, в VI песни он хвалит красоту царевны Навсикаи, желает ей счастливо выйти замуж, и, расположенная такими речами пришельца, девушка его кормит, одевает, показывает дорогу к городу. Одиссей любит подарки и богатство, но не это и не перечисленные выше качества подчеркнуты в " Одиссее". В " Илиаде" прежде всего отмечаются его ум и сообразительность, а во второй поэме главной его чертой является желание вернуться на родную Итаку. Сообразительность здесь только средство, помогающее этому желанию исполниться. Двадцать долгих лет ждет Одиссея супруга Пенелопа, обливающаяся горькими слезами за прялкой и ткацким станком, видящая пророческие и обманчивые сны, слушающая рассказы зашедших путников, — а не слышал ли кто о пропавшем муже. Противоположность этой верной женщине — много раз упоминаемая и осуждаемая в поэме жена Агамемнона Клитемнестра, жившая с любовником Эгисфом, пока Агамемнон воевал в Трое, и погубившая вернувшегося мужа. Ожидание Пенелопы — это титанический труд, героический поступок, и Гомер не ошибается, говоря, что " и будет слава за то ей в потомстве" (Од. XXIV 192—198). Другие действующие лица " Одиссеи" характеризуются также выделением одной какой-либо черты характера. Телемах — тип добродетельного сына: он изо всех сил старается заменить пропавшего отца, отправляется на его поиски. Калипсо — дочь титана, однако, хотя она и могущественная богиня, ничего титанического в ней нет, и Гомер характеризует ее как и людей, выделяя одну черту — одиночество. Эта нимфа живет на уединенном острове, который кажется далеким даже имеющему крылатые сандалии Гермесу. Одинокая богиня искренне радуется занесенному бурей Одиссею и хочет, чтобы он остался у нее навсегда. К сожалению, это ей не удается, Одиссей отправляется в путь, и Калипсо опять остается одна. Дочь царя феаков Алкиноя Навсикая только мелькает в поэме, но успевает оставить впечатление чистой юной девушки. Навсикая — смелая девушка, она не пугается Одиссея, покрытого илом и ряской, помогает ему, но идти с ним в город не хочет, поскольку незамужней девушке не подобает показываться с мужчинами. Гомер подчеркивает ее добродетель, сравнивает ее с зеленью распускающейся пальмы, с чистотой неба или родника. Боги na("Источник: Античная литература\n 828FBF8CF34E59404F4D8249206BB1707D64496007658FA743495854075D6A7B6A6573A5CE74516544774C42025F549D6D656170FF465F685C6850A30C475F594F5D697339687AAD40A253691E6F488E475D465C29A0B1737D6349671C7E51AB824E4D4B1E55746B6C61687BC2A5496B5476414E005A4391AC7A6C7A3A7A477E42AB906F0B535A5F5593A96E38787A7F826A9573D7A250808C6B4F57236871B0B361566A1D654E6A4C8C44401A577F7F6F7E7D611F775DA995765548055457596C7570B4FF7F466E") Много раз молодые, бессмертные, счастливые боги Олимпа вмешиваются в жизнь людей, помогают, вдохновляют, побуждают, советуют, мешают, губят и т. д. Иногда, особенно неспециалисты, утверждают, что Гомер, как архаический поэт, еще не способен выразить чувства, психические процессы и поэтому привлекает на помощь богов. Вряд ли стоит доверять этому утверждению, проистекающему из чрезмерного высокомерия нашего века. Когда Гомер хочет, он прекрасно обходится без богов. Так, Приам говорит Гекубе, что он решил отправиться в лагерь ахейцев выкупить тело Гектора. Жена пытается его отговорить, но старец заявляет, что не изменит своего решения. Ему, конечно, нелегко спорить с Гекубой, но он сдерживает себя. Однако, когда любопытные троянцы, узнав новость, начинают собираться у входа во дворец, Приам не выдерживает: рассердившись, он хватает палку, прогоняет зевак и кричит на бездельничающих сыновей (Ил. XXIV 237—264). Здесь нет никаких богов, чувства людей человечны и искусно показаны Гомером. Боги не приказывают Ахиллу гневаться на Агамемнона и удалиться с поля боя, не боги вкладывают в уста Гектора слова, полные нежной любви к Андромахе. Когда Гектор стоит один против Ахилла, когда боги его покидают, он находит силы напасть на Ахилла с мечом (Ил. XXII 300—305). Гомер знает, как человека охватывает печаль (Од. XXIV 315), как сжимает сердце пронизывающая боль (Од. IV 716), как в тревоге бьются в груди сердца (Ил. IX 8), и отмечает тончайшие чувства. Вот Талфибий с Эврибатом приходят забрать Брисеиду. Им неудобно и стыдно за такой приказ Агамемнона, поэтому они стоят молча, но Ахилл понимает их положение и не гневается на них как на исполнителей приказа. na("Источник: Античная литература\n 828FBF5319685C428C4D4349206B7F70BFAF466A1F6883658243475807586FA944707A6C1E65866A5B7A45411F5A434C73AB6F7DFF6053AD5767906E0B5856444A5776AD23726DAD4D725D6D11705C4C44444E59E0637F61616F89A43E68476F4E4285850448726B6C7B7C6911A5476B566B458A0D44915262676C6123A4947142674078078B5544455A7FAD3E77776849A25A6F1362534E5E5F8E99377E7FBC717E42A413704D6F53594741034ABA6775BE77670D659CA5576541471B419151777A6970FF609462556C5869064E") Таким образом, боги в поэмах Гомера появляются не из-за неумения или примитивизма поэта. Видимо, привлекая богов на помощь, старый певец хотел показать, что все происходит от бога: важные мысли и великие дела, успехи и поражения. " Храбростью ты знаменит, но она дарование бога", — говорит Агамемнон Ахиллу (Ил. I 178), " Трепетать не велит мне Афина", — утверждает Диомед (Ил. V 256), " И Афина ему ободрила сердце", — комментирует Гомер твердые и решительные слова Телемаха (Од. III 67—77). na("Источник: Античная литература\n 828FBF491E60515F5E4E5950E064606D786A436A1E60516249508945064A727E6A70677B06A575AB95474F4100485F5F647DAF543A635F655D635E731A8B585A575F6E6520B96960476F5D64D5A25B5E44444F592D617F79B362426E12724D7759404185184F7F647C727EA5CE72546B956787570F4A4058AC486C743A7854A05F7755671F595A434C5A6476EB786B6B4773476319A2504C425C485729AC7E6C7B7F496007BA836347404748109872A966707561CEDE97BC99A5949CD333828BB9D6ACB817655A635467") Известный исследователь античности У. Виламовиц-Меллендорф выразил мнение, признанное некоторыми учеными, что в эпосе Гомера представлены божества двоякой природы: демоны и боги [19, 363—365]. Иногда боги проявляют себя как особые силы, скрытые в самом человеке. Такие внутренние советники или помощники, по мнению ученого, должны быть названы демонами. Другие владыки мира должны называться богами. Для обозначения богов Гомер на самом деле употребляет оба эти слова, но, по-видимому, не распределяет их значения так строго, как представляется уважаемому исследователю. Например, мы встре
|