Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Рассказывает Ника – Бенни Гудмен- король свинга






По близкому пути пошли многие другие бэндлидеры, в том числе и выдающиеся музыканты Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Арти Шоу (Artie Shaw), Харри Джеймс (Harry James), Боб Кросби (Bob Crosby).

Одним из самых популярных джазово-танцевальных оркестров Америки к концу 30-х годов стал оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller). Его руководитель, тромбонист, долго обучавшийся аранжировке, использовал ряд новаций, в частности, введя в группу саксофонов кларнет и получив характерный эффект звучания, называемый " crystal chorus". Этот оркестр до сих пор имеет ореол легенды еще и из-за ранней гибели своего лидера во время Второй мировой войны.

(18 видео - оркестр Гленна Миллера - " Chattanooga Choo Choo" (1941), фрагмент кинофильма " Серенада Солнечной Долины")

Песня была хитом №1 в США на протяжении девяти недель в декабре 1941 - январе 1942, пластинка с её записью получила первый в истории американской грамзаписи " золотой диск" в феврале 1942 г. (было продано 1 200 000 - один миллион двести тысяч - пластинок с этой записью, и это во время войны!). Вокал: Текс Бенеке и The Modernaires. Обратите внимание на " вставной" афроамериканский номер с Дороти Дандридж и братьями Николас после основного, оркестрового. Ещё один пример расизма в шоу-бизнесе тех лет - для показа в Южных, сегрегированных штатах США этот вставной ролик (" specialty act") изымался из фильма.

Ярким примером творчества биг-бэндов в эпоху свинга были активные оркестры с афроамериканскими музыкантами и, в первую очередь, оркестры Каунта Бэйси и Дюка Уэллингтона.

Ядро биг-бэнда Каунта Бэйси возникло в Канзас-Сити в первой половине 30-х годов. А сам оркестр сформировался в Нью-Йорке в 1937-38 гг., с помощью все того же импресарио Джона Хэммонда. Базис индивидуального звучания (саунда) этого оркестра составляют блюзы. Бэйси всегда следовал джазовой традиции, на основе которой достиг отличного свинга, мощного плотного звучания. В его оркестре ясно ощущаются стилевые приемы, характерные для такого типа бэндов. Среди них - взаимодействие секций оркестра, вопрос-ответная форма, использование оркестровых риффов.

Рифф-техника - это особая мелодическая техника джазового исполнительства, основанная на непрерывном и многократном повторении группой музыкантов или всем оркестром на протяжении импровизации солиста короткой, однообразной, легко запоминающейся музыкальной фразы (обычно 2-х или 4-х тактовой) с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями.

Рифф-техника широко распространена в биг-бэндах, где она используется для усиления контрастности и интенсивности сопровождения, а также в качестве фона (" бэкграунд") для солиста или группы музыкантов. Рифф применяется не только как аккомпанемент импровизирующему солисту или певцу, но и в ансамблевой игре, а иногда могут исполняться одновременно два (или три) риффа у разных секций мелодической группы бэнда. Рифф, являясь видом оркестрового сопровождения, может употребляться также и в качестве темы. Разумеется, рифф-техника используется и в современном джазе.

В состав оркестра Каунта Бейси всегда входило большое число великолепных солистов, каждый из которых был крупнейшей фигурой своего времени.

(19 видео - Count Basie & His Orchestra - " Jumpin' At The Woodside" (1936)

Оркестр Дюка Уэллингтона - один из ранних составов, прошедший в своей истории несколько стадий. Первый состав этого выходца из Вашингтона, не слышавшего до той поры блюза, выступал в Нью-Йорке с развлекательной и танцевальной музыкой на протяжении 20-х годов. К концу этого периода с приходом новых талантливых музыкантов и прогрессом самого лидера ситуация изменилась. К этому времени биг-бэнд Дюка Уэллингтона уже обладал своим неповторимым лицом. Сам лидер сочетал в себе таланты не только пианиста и бэнд-лидера, но еще и тонко чувствующего композитора, живописца, знатока истории и культуры афроамериканского народа. Уэллингтону удалось создать индивидуальный саунд, использовавший не только традиционно джазовые приемы, но и элементы оркестровки академической музыки, в частности, своеобразную звукопись музыкальных импрессионистов. Лидер умело направлял и соединял возможности участников оркестра, каждый из которых был неповторим. В его сочинениях, которые нередко использовали крупную форму, возникало удивительное равновесие между импровизацией и композицией или аранжировкой. Дюк Уэллингтон по праву считается одним из самых значительных джазовых композиторов, в этом качестве он стремился выйти за рамки обычного построения формы произведения, разрушить представление о джазе как исключительно развлекательной музыке.

(20 видео - Duke Ellington Orchestra - " I Let A Song Go Out Of My Heart", 1938)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.