Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Рассказывает Таня – Пол Дезмонд - саксофон






West Coast " Вест коуст"

На первом этапе становления стиля кул большинство музыкантов, сделавших существенный вклад в него, работали на Западном побережье Соединенных Штатов. Именно там сложилась творческая школа, получившая название " Вест коуст" (" West Coast") в противоположность нью-йоркской, более горячей направленности (" Ист коуст"). Это движение представляло собой следующий шаг в развитии кула. В их музыке заметен рационализм, интеллектуальность, влияние европейских музыкальных элементов.

Один из характерных представителей направления " Вест коуст" пианист Дэйв Брубек пришел в джаз, имея солидную академическую подготовку, он являлся учеником Арнольда Шенберга (Arnold Schonberg). Сформированный им квартет с саксофонистом Полом Дезмондом много лет привлекал внимание публики. В творчестве Брубека характерно сближение джазового импровизационного мышления с европейскими академическими наработками. Его новаторство лежало в области всех аспектов - гармонии, мелодики, ритма, формы.

(27- видео Дейв Брубек Take Five – 1966)

Вывод:

Спектр интуитивных представлений у разных частей нашего общества о джазе весьма широк. Он складывается, например, у старшего поколения из воспоминаний ностальгического характера о танцевальных оркестрах их молодости, именовавшихся тогда " джазами" (Леонид Утёсов). Другая часть любителей сформировала представления о нем, как о музыкальном андерграунде (" подпольную" культуру), ассоциирующимся с полуподпольными джаз-клубами 60-х и передачами " Голоса Америки". У академических музыкантов и близкой к ним публики джаз является вариантом циркового представления с игрой без нот - фокус сложный, но не представляющий ценности в рамках мировой культуры.

Джаз принадлежит к импровизационным видам музыки, в которых акцент делается на сам процесс музицирования. Этот процесс проистекает в реальном, " живом" времени. Специфика джаза, как вида импровизационной музыки, определяется его происхождением, т.е. качественным синтезом европейской и внеевропейской музыкальных культур, а также последующим уникальным процессом его развития. Результатом этого стало преобладание творческого начала и постепенный выход джаза за пределы культурных и территориальных границ. Джаз захватил в свой оборот все мировое множество музыкальных языков и музыкальных эстетических концепций.

(28 видео – заключительная)

Ранний нью-орлеанский (его называют также «диксиленд»; крупнейший его представитель Луи Армстронг отличается коллективной импровизационностью при простом аккомпанементе и острым ритмом («бит»); эти свойства были развиты чикагской школой джаза в конце 20-х гг. («золотой век джаза»).

В 30-х гг. возник стиль суинг (свинг). Для него характерны развитые сольные импровизации на фоне сложного аккомпанемента, основанного на часто повторяемых с незначительными изменениями 2—4-тактных фразах (так наз. «рифф»). «Король суинга»Бенни Гудмен. Как реакция на засилье суинга в 1939 г. началось движение за возрождение нью-орлеанского стиля (так называемый «новый нью-орлеанский джаз»).

К началу 40-х гг. возник стиль «боп» с очень сложными сольными импровизациями различных инструментов на фоне основного ритма у тарелок (допускаются также импровизационные вставки у других ударных инструментов). (Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи).

В 50-х гг. появился стиль «кул», в котором солист исполняет импровизации в «холодном» виртуозном стиле («холодный суинг») на фоне сложного аккомпанемента (Пол Дезмонд, Дейв Брубек). Характерным для стиля является оркестр из 7—9 человек — «комбо»

В этот же период развивается стиль «прогрессив» («современный суинг»), в котором импровизация уступает место сложной партии разросшегося оркестра.

Успех джазовой музыки вызвал появление так называемой «коммерческого джаза», исполняющего в основном танцевальную музыку. Эта музыка в большинстве своем потеряла ту свободу импровизации и народный колорит, который был в джазе до него. К этому направлению относятся буги-вуги, рок-н-ролл.

Вопросы:

1. «Золотой век джаза» - какой год 20 столетия?

2. Источники возникновения джаза (ритмы западной Африки, трудовая песня, спиричуэлс, блюз, музыка менестрелей).

3. Основоположник рейгтама – Скотт Джоплин, исполнительница блюза – Бесси Смит.

4. Город рождения джаза.

5. 20 годы – основные направления – диксиленд, чикагская школа, представитель – Лиу Армстронг

6. 30 годы – свинг, король свинга – Бенни Гудмен; Биг-бэнды – Дюк Уэллингтон; рифф-техника.

7. 40 годы – боп - Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи.

8. 50 годы – кул - Пол Дезмонд, Дейв Брубек; комбо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.