Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ






Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ

Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руково­дители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют зало­женную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффек­тивно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически про­водимые исследования деятельности зарубежных фирм показы­вают, что причинами абсолютного большинства банкротств компа­ний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.

Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на российских предприя­тиях — это, скорее, исключение, чем правило. Многие предпри­ниматели еще не имеют возможности, а кто и просто не умеет за­ниматься бизнес-планированием на горизонты хотя бы в пределах года. Практика показывает, что большинство руководителей все еще не владеют методологией и философией бизнес-планирова­ния и скептически относятся к его полезности. В то же время по­требность коренного изменения менеджмента назрела уже давно. Значительная часть промышленных предприятий «лежит», а отрас­ли легкой и пищевой промышленности оживились в основном на волне возросшей конъюнктуры рынка. При этом в них приме­няется все тот же неэффективный менеджмент. Возможные не­благоприятные изменения конъюнктуры и экономических усло­вий в стране, неразвитость российских финансовых и кредитных рынков не позволят «застывшему» менеджменту даже преуспеваю­щих предприятий сохранить свой потенциал.

Сегодняшний российский рынок интенсивно развивается, ста­новится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на слу­чай и импровизацию. Менеджменту российских компаний при­дется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.

Как уже отмечалось, бизнес-планирование организует и коор­динирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку прог­раммы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизне­са — это систематическая методология достижения успеха для лю­бого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков. Отметим три основные причины, вызывающие потребно­сти в разработке бизнес-плана деятельности предприятия:

1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;

2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мони­торинга;

3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде до­водятся до других и обеспечивается привлечение часто необхо­димых финансовых ресурсов.

Подготовка полезного бизнес-плана — трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат и затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руко­водством и одной идеей. Поэтому многие руководители россий­ских предприятий избегают разрабатывать бизнес-планы, предпо­читая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка биз­нес-плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обста­новке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Ситуация действительно часто ме­няется очень быстро. В то же время действенная стратегия фирм наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами пред­полагает подготовку своих систем управления к оперативному реагированию на неожиданно возникающие критические ситуа­ции. Практика менеджмента выработала ряд приемов и методов преодоления последствий неожиданных изменений. Для того что­бы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в этой среде. Таким образом, если ру­ководство не хочет усложнять управленческие системы до уровня, соответствующего условиям среды, оно должно пойти по линии упрощения стратегической позиции фирмы, покинув нестабильные сферы деятельности. Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Здесь важно и то, что в бизнес-плане будут оценены не только за­траты на организацию таких мероприятий и эффекты от принятых решений, но и риски возможных потерь.

Таким образом, сложность бизнес-плана должна определяться сложностью описываемого им бизнеса. Помимо присущих дан­ному предприятию фактов, бизнес-план обычно содержит сведе­ния, аналитические выводы и прогнозы, которые отражают как объективные факты, характеризующие бизнес, так и субъектив­ные представления менеджмента предприятия о развитии ситуа­ции. Это неизбежно. Разработав бизнес-план, менеджмент фир­мы фиксирует политику, включающую набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельно­сти компании, последствия которых могут сказываться в течение довольно длительного периода времени. Если же такие решения ос­новывать только на информации о текущем состоянии бизнеса, то неминуемо будут допущены просчеты и в конечном итоге экономи­ческие потери. Поэтому значение перспективного анализа послед­ствий таких решений для предприятия исключительно велико.

Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ре­сурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между ре­шаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресур­сы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы. Лучше отложить непродуманное мероприятие, требующее значи­тельных ресурсов, чем столкнуться с ситуацией сбоя из-за их не­достатка в процессе реализации. Как правило, основным ресур­сом служат финансовые средства, недостаток которых часто ведет к пересмотру стратегии фирмы. Здесь ключевую роль играет фи­нансовый раздел бизнес-планирования. Использование в выработ­ке решений модельной поддержки сводит управление предприя­тием к существенно алгоритмизированному процессу, подобному управлению сложной технической системой.

Таким образом, бизнес-план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления. Участие в процессе реализации бизнес-плана управ­ленческого персонала разных уровней помогает ему определить свою роль в бизнесе и улучшить эффективность проводимых опе­раций и взаимную координацию, а в конечном итоге обучает и раз­вивает организаторские умения менеджмента. Обучение менедж­менту в условиях рынка крайне необходимо для эффективного развития.

В связи с этим возникает еще один аргумент в пользу разра­ботки бизнес-плана деятельности предприятия. Для менеджмен­та значение процесса подготовки бизнес-плана не менее важно, чем сам бизнес-план. Вместо обучения на дорогостоящих экспе­риментах реальной жизни бизнес-план позволяет менеджменту избежать ряда фатальных ошибок ценой нескольких сотен часов концентрированной аналитической работы. Только понимание этого позволяет прийти к эффективному использованию бизнес- планирования в практике управления предприятием.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.