Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность развития энергетики






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ШАКАРИМА ГОРОДА СЕМЕЙ

 

Кафедра ________________________________________________________________________

(название кафедры)

 

Специальность _________________________________________________________________

(шифр, название специальности)

Отчет

По___________________практике

(вид практики)

__________________________________________

(Место прохождения практики)

Обучающийся ___________ _______________ _______________

(Курс, группа) (Подпись, дата) (Ф.И.О.)

Руководитель практики

от университета _______________ _______________

(Подпись, дата) (Ф.И.О.)

Руководитель практики

От предприятия _______________ _______________

(Подпись, дата) (Ф.И.О.)

 

Члены комиссии _________________ _________________________

(Подпись, дата) (Ф.И.О.)

_________________ _________________________

(Подпись, дата) (Ф.И.О.)

_________________ _________________________

(Подпись, дата) (Ф.И.О.)

___________

(оценка)

 

Семей 2014 г.


Реферат

Данная работа представляет отчет о прохождении учебной практики в ГУ им Шакарима города Семей.

Время прохождения практики – с 02.06.2014 по 08.06.2014.

Цель и задачи учебной практики

Цель учебной практики - получение первичных навыков в организационной деятельности, обращении с технологическими средствами, разработке и ведении документации. Ознакомление с организацией производственных процессов на предприятиях теплоэнергетического профиля.

 

Задачи учебной практики:

- изучение особенностей специальности;

- изучение особенностей и структуры конкретного предприятия

Данная работо состойт 77 листов анау мынау деп жазамыз

 


 

 

 

введение. 6

Основная часть. 7

Индивидуальное задание. 14

Заключение. 15

Список использованной литературы.. 16

 


Введение

актуальность развития энергетики

Актуальность исследования обусловлена наличием большого количества теоретически несогласованных позиций и проблем, сложившихся на практике в области развития энергетики.

«Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии».

Из Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года)

С учётом существующих глобальных вызовов ХХI века в «Стратегии «Казахстан – 2050» был представлен новый политический курс социально-экономического развития Республики Казахстан, направленный, в том числе, на повышение энергетической безопасности, внедрение альтернативных видов энергии, развитие «зеленых» технологий. За последние тридцать пять лет потребление энергии выросло более чем в 2 раза в связи с увеличением численности населения, развитием промышленности. Человечество столкнулось с дефицитом энергии, экологическими проблемами, связанными с её производством и потреблением.

В связи с этим, многие развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные источники, а также активно внедряют энергосберегающие технологии в производстве и потреблении энергии

Проблемы развития системы теплоснабжения в Казахстане

Традиционно энергетика Казахстана представлена двумя наиболее значимыми секторами: теплоэнергетика – 90 % и гидроэнергетика – 9 %. Анализируя положение теплоэнергетики, как стратегически важной отрасли, необходимо отметить, что эффективность её функционирования оказывает влияние на социально-экономическую стабильность, поскольку тепловая энергия на территории Казахстана вырабатывается 42 крупными системами центрального теплоснабжения, которые состоят из 38 ТЭЦ, остальной объем тепловой энергии поступаетот 30 районных котельных. Продолжительность отопительного периода на юге Казахстана составляет 3500-4000 часов в год, при средней наружной температуре – 2 °С, на севере – превышает 5000 часов в год, при средней наружной температуре – 8 °С.

В Казахстане получили развитие три типа систем теплоснабжения: системы теплофикации от ТЭЦ, централизованное теплоснабжение – от районных, квартальных и групповых котельных и децентрализованное теплоснабжение от местных домовых котельных и печей.

Установленная электрическая мощность источников теплоснабжения – ТЭЦ, построенных для работы в основном по тепловому графику и действующих в настоящее время, составляет более 6700 МВт (38% от мощности всех электростанций страны)

По данным Агенства Республики Казахстан по статитике, ежегодно в Казахстане на нужды теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) расходуется более 80 млн Гкал тепловой энергии. При этом, свыше 60 процентов тепловой энергии потребляется в крупных городах и поселках городского типа, для которых характерна жилая многоэтажная застройка с общественными центрами и размещением основной части промышленных предприятий. Около 30% тепловой энергии вырабатывается малыми котельными, мощностью менее 100 Гкал/час.

 

В рамках решения проблемы повышения эффективности потребления тепловой энергии, снижения энергоемкости ВВП, для Казахстана становится актуальным внедрение механизма теплосбережения, снижения потерь при транспортировке тепловой энергии, а также применения альтернативных источников энергии. Учитывая климатические условия страны отказаться от отопления за счет мощных ТЭЦ в зимнее время практически невозможно. Однако, в летнее время, на примере Японии и Турции, снижая нагрузку на тепловые сети, в крупных многоквартирных домах можно обеспечивать подогрев воды за счет солнечных панелей. В поселках городского типа внедрять строительство мини-ТЭЦ с газогенераторами на биотопливе.

При этом, основные мероприятия по энергосбережению должны затрагивать сферу теплопередачи и теплопотребления, а также ЖКХ.

Из-за неудовлетворительного состояния тепловых сетей потери при транспортировке тепла снижают надежность теплоснабжения и увеличивают вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в городах. Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике общая протяженность тепловых сетей в 2011г. составила 12 218, 1 км. При этом, к государственным тепловым сетям относятся 4 217, 8 км, составляя 35%, к частным тепловым сетям -7 489, 4 км, или 65% от общей протяженности тепловых сетей. По данным Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2020 гг., в 2010 году, в Казахстане расход тепловой энергии в зданиях составляет около 270 кВт на кв. метр в год, что существенно выше среднеевропейских показателей – 100-120 кВт на кв. метр в год. Потери при распределении в среднем в странах ОЭСР равны 6 – 7% от всего производства тепловой энергии, в Финляндии – 4%, в Республике Казахстан достигают 15 до 30%

В структуре ЖКХ, тепловые сети, являющиеся одним из важнейших элементов систем централизованного теплоснабжения, в настоящее время – самое ненадежное звено этой системы. Из-за неудовлетворительного состояния магистральных и распределительных тепловых сетей в городах затраты энергии на транспортирование тепла неоправданно велики.

Большие потери тепловой энергии в действующих тепловых сетях Казахстана (а эти потери по разным оценкам составляют от 15% до 30%, иногда и больше в зависимости от состояния изоляции), обусловлены совокупным действием нескольких факторов. К ним относится:

--заметное снижение объемов потребления тепла, из-за потери крупных промышленных потребителей, при неизбежном сохранении сетей в прежнем формате, что приводит к росту доли потерь в транспортируемом объеме тепла;

--низкая пропускная способность тепловых сетей, которая, например, в Скандинавских станах выше, чем в Казахстане;

--малая удельная тепловая нагрузка зоны снабжения теплом;

--использование устаревших технологий прокладки сетей;

--неэффективная тепловая защита (термоизоляция) зданий;

С позиции коммерческого учета:

--отсутствие более эффективных методов учета расхода тепла на отопление единицы площади;

--применение единого городского норматива на отопление единицы площади, не учитывающего различия в способности зданий сохранять тепло, этажности и числа подъездов в доме

Одним из главных источников дискуссии между регулирующим органом и поставщиками тепловой энергии является утверждение величин потерь тепла в сетях. В рамках упрощения согласования тепловых потерь, в Казахстане необходимо организовать учет и контроль расходования тепла. А также предусмотреть ответственность за самовольное подключение к тепловым сетям и водоразбор сетевой воды.

В результате, основываясь на специфику процесса теплоснабжения, необходимо рассмотреть меры, направленные на:

--совершенствование тарифной политики с целью стимулирования снижения затрат на производстве и транспорте тепла, увеличивая инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения;

--обеспечение надежности теплоснабжения и сокращение тепловых потерь при производстве, транспортировке и потреблении тепловой энергии путем внедрения энергосберегающих технологий;

--определение условий контракта при установке приборов учета для создания экономических стимулов к обеспечению энергосбережения и внедрению современных механизмов автоматического регулирования объемов потребляемых тепловой энергии;

--создание стимулов для реконструкции основных фондов и получения тепла от альтернативных источников энергии.

В рамках существующих проблем развития теплоснабжения, необходима попытка принятия системных мер по организации и обеспечению надежного, качественного функционирования системы теплоснабжения на всех этапах, включая производство, передачу, распределение и потребление тепловой энергии. Помимо этого, для развития экологически-чистых технологий, снижения сырьевой зависимости экономики, повышения эффективности теплоснабжения уже сегодня предстоит работа по повышению заинтересованности внедрения альтернативных источников энергии.

Перспективы применения существующих подходов теплосбережения в Республике Казахстан

Разработка мер по повышению теплосбережения зависит от принятой структуры и характера теплоснабжения потребителей стран мира. Согласно особенностям технологического процесса, большинство тепловых электрических станций Казахстана сжигают энергетический уголь с высокой зольностью (свыше 40%, при высокой абразивности золы при сжигании в топках с твердым шлакоудалением). В мировой котельной технике практически отсутствует опыт использования такого угля. Кроме того, в Казахстане работа оборудования происходит в условиях континентального климата (в диапазоне от плюс 50 до минус 50 градусов по шкале Цельсия). В связи с чем, повышение эффективности теплоснабжения является стратегически важным вопросом для Республики Казахстан. Поэтому, представляет особый интерес опыт зарубежных стран в разработке мер относительно теплосбережения и стимулирования развития сферы теплоснабжения.

Так, в Германии, для повышения эффективности теплоснабжения, требования к теплоизоляции жилых и общественных зданий, а также к технике, используемой для отопления, регламентируются «Постановлением об экономии энергии» (Energieeinsparverordnung, EnEV), последняя редакция которого была в 2009 г. (EnEV 2009).

В EnEV 2009 ужесточаются требования к теплозащите и герметизации зданий, указываются граничные значения объемов расхода энергии на отопление, а также задает предельные значения показателей, указывающих, какое количество первичной энергии (нефти, газа, электричества, печного топлива и т.д.) может потребляться зданием в зависимости от его типа и назначения.

Вместе с тем, в целях обеспечения доступности средств для осуществления теплоизоляции зданий и внедрения энергосберегающих технологий в Германии действуют три большие программы «KfW», предоставляющие дешевые кредиты на модернизацию и меры по энергосбережению в существующих зданиях

В рамках повышения энергоэффективности, в Голландии был разработан метод добровольных соглашений об энергосбережении в промышленности (Долгосрочное Соглашение об энергоэффективности (далее-LTA)). LTA – это контракт между национальным энергетическим агентством и предприятием о повышении энергоэффективности производства. Стимулом применения долгосрочных соглашений для промышленности Голландии являлась финансовая и техническая поддержка, оказываемая правительством, снятие других обязательных мер по снижению энергопотребления и сокращение эмиссии парниковых газов.

Разработка и внедрение правительством метода Долгосрочного Соглашения подразумевает то, что промышленные предприятия готовят индивидуальные планы энергоэффективности, привлекая сторонние организации для реализации поставленных целей. Разработанные концепции развития энергоэффективности субъектами промышленности представляются госорганам, что позволяет получить дополнительные преференции. В свою очередь, контрольно-надзорные службы проводят мониторинг выполнения поставленных задач и привлекают к ответственности за несоблюдение разработанного плана. В результате, с 1989 г. энергоэффективность промышленности Голландии повысилась на 20%, снизив энергопотребление на 22, 3%

В целях повышения инвестиционной привлекательности и эффективности ценообразования в сфере теплоснабжения, в некоторых странах (Канада, США, Австралия, страны Западной и Восточной Европы) успешно используют современный тарифный метод RAB-регулирования (Regulatory Asset Base -регулируемая база капитала).

RAB-регулирование представляет собой систему долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий, целью которого является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры без кратного роста тарифов для потребителей. Источником средств может быть прямой инвестор, например, владелец сетей, либо другой заимодавец, например, банк. В тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также определенный процент дохода для инвестора. Тариф при RAB-регулировании, устанавливается на 3-5 лет и может корректироваться с учетом инфляции. В отличие от системы «затраты плюс прибыль» в затраты не включаются непосредственно инвестиционные расходы. Они включаются в базу инвестированного капитала и возвращаются инвестору в течение 35 лет. Все это время на них начисляется доход, который включается в тариф. Этот механизм идентичен ипотечному кредиту – инвестиции осуществляются сейчас, а потребитель платит за них в течение длительного срока

Исходя из существующих подходов ценообразования в теплоснабжении, для повышения инвестиционной привлекательности данной сферы в Республике Казахстан, необходиморассмотреть применение новых методов тарифного регулирования, как стимула привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения.

На сегодняшний день, для привлечения дополнительных инвестиций, теплопроизводящие организации Казахстана формируют «Программы развития», реализация которых направлена на частичную модернизацию оборудования и снижение энерго – и теплопотерь производства.

При этом, отсутствие четких законодательных регламентов относительно инвестиционной политики в отрасли являет собой проблему непрозрачности отношений и снижение конкурентоспособности сферы теплоснажения.

В то же время, для привлечения дополнительных средств, ценным является механизм подготовки грамотной, отвечающей всем необходимым требованиям и стандартам проектной документации, на основании который заинтересованный инвестор будет готов выделить деньги. Учитывая значительные проблемы отрасли, эта задача является сложной, требующей от соискателя инвестиций серьезного аудита мощностей, оценки состояния объекта.

В рамках повышения инвестиционной привлекательности отрасли, теплоснабжения Казахстана, предлагается рассмотреть механизм формирования контрактов, соглашений, государственной поддержки, позволяющей аккумулировать и вкладывать в развитие данной сферы достаточное количество финансовых средств.

Помимо этого, для повышения прозрачности теплоснабжения, учета теплопотерь необходимо внедрение приборов учета тепла. По оценкам экспертов АО «КазНИИ энергетики им. Академика Ш.Ч. Чокина», общая потребность в них составляет 45, 8 тыс. единиц.

Также немаловажной проблемой в сфере теплоснабжения остается неурегулированность отношений между теплопроизводящими, теплопередающими, организациями и потребителями, в рамках распределения ответственности за ненадлежащее выполнение мероприятий по подготовке и прохождению отопительного периода, модернизации тепловых сетей.

В целях проведения капитального ремонта (модернизации) общего имущества объектов многоквартирных жилых домов, в странах Западной и Восточной Европы, реализованы ряд мер по государственной поддержке собственников, путем создания специализированных финансовых институтов, которые предоставляют кредиты и субсидии на модернизацию и увеличение муниципального жилищного фонда, предоставляемого в найм. Принимаемые государственные программы в этих странах нацелены на повышение энергоэффективности жилищного фонда путем вовлечения местных органов власти, собственников и арендаторов жилья.

На примере мер регулирования Западной и Восточной Европы, в рамках сотрудничества государства и собственников жилья можно решить следующий ряд задач:

--утепление зданий старых конструкций;

--модернизацию внутридомовых, внутриквартирных отопительных систем с установкой на радиаторах регуляторов и простых устройств учета использованного тепла.

В рамках государственного и частного партнерства, в Европе для решения проблемы повышения энергоэффективности, модернизации тепловых сетей, применяется практика организации энергосервисных компаний (далее – ЭСКО). Данные организации представляют собой физическое или юридическое лицо, которое поставляет энергоуслуги и/или другие меры по улучшению энергоэффективности потребителя, и принимает на себя определенную степень финансового риска. Выплата за поставленные услуги данных компаний базируется на (полностью или частично) достижении улучшения энергоэффективности.

Наиболее эффективным считается применение ЭСКО в Германии, Франции, Англии, Испании и Италии. Также достаточно успешным внедрением рынка ЭСКО, в рамках повышения энергоэффективности, считается в Восточной Европе. Вдобавок, существуют страны, где индустрия ЭСКО возникла за короткий период времени и стала достаточно эффективной – Австрия и Чешская Республика.

Существуют следующие типовые услуги ЭСКО:

--Технологический аудит;

--Проектирование внедрения проекта энергосбережения, включая подготовку технических спецификаций;

--Управление внедрением проекта энергосбережения и сдача проекта в эксплуатацию;

--Финансирование проектов энергосбережения;

--Мониторинг проекта и гарантия сбережений энергии; - Эксплуатация и обслуживание оборудования.

Существуют различные типы ЭСКО:

--Крупные компании со стабильным бизнесом в производстве и поставке энергетического оборудования;

--Крупные компании в сфере поставки и обслуживания энергетического оборудования;

--Компании, которые являются энергетическими консультантами;

--Фирмы, созданные энергетическими секторами;

--Компании, специализирующиеся на одной технологии.

ЭСКО могут быть созданы на базе компаний, которые занимаются поставкой, наладкой и обслуживанием энергосберегающего оборудования и технологий, включая приборы учета электро-, теплоэнергии и воды. Также ЭСКО могут быть созданы на базе предприятий- поставщиков энергии и ресурсов. Наконец, ЭСКО можно рассматривать и как систему управления проектами по теплосбережению [10].

Впервые в Казахстане при поддержке Программы Развития ООН (далее-ПРООН) и Акимата Карагандинской области в г. Караганде в 2009 г. создана частная ЭСКО. Она функционирует в сфере предоставления энергосервисных услуг по отоплению зданий, позволяя сократить теплопотребление и получить выгоды для потребителей в оплате за тепло и в повышение надежности теплоснабжения зданий. ЭСКО в Караганде выполняет полный цикл таких проектов, включая проектирование теплового узла, согласование его в установленном порядке, монтаж оборудования и его сервисное обслуживание.

Согласно отчету ПРООН, при содействии Программы Малых Грантов Глобального Экологического Фонда (далее-ГЭФ), в рамках программы «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения», КСК «Сары-Арка-7» г. Астаны совместно с ТОО «А-САН» (техническая часть) был осуществлен проект по сокращению потребления тепловой энергии в жилом многоквартирном доме за счет установки системы автоматического регулирования теплового потока и организации соответствующего учета тепловой энергии с целью эффективного управления теплопотреблением на уровне здания.

В результате, в период с октября 2009г. по январь 2010 г. была получена экономия, в среднем – 89 Гкал, в денежном эквиваленте это составило 26, 95 тенге за 1кв.м. площади потребителей. В отопительный сезон с 2010-2011 г.г. в проекте ПРООН участвовал КСК «Айнур» г. Астаны совместно с ТОО «А-САН» (техническая часть). В результате, за 13 месяцев работы оборудования экономия жильцов двух многоквартирных домов составила 910, 2 тыс. тенге, что составляет 16, 9 тенге на 1 кв.м. площади

В применении опыта европейских стран для Казахстана перспективным является применение ЭСКО для внедрения энергоэффективных решений в систему теплоснабжения потребителей.

Согласно данным публикации Агентства Республики Казахстан по статистике «О жилищном фонде Республики Казахстан» на 2011 г. общая площадь жилищного фонда Республики Казахстан составила 283, 9 млн кв.м, на одного человека приходилось в среднем 16, 6 кв.м. В период с 2001 г. по 2011 г. площадь жилищного фонда увеличилась на 17, 8%. При этом, в общей площади, удельный вес жилищного фонда, оборудованного центральным отоплением в 2011 г. составил 40%, центральным горячем водоснабжением-35%. На основании представленной статистике, утепление зданий, и вместе с тем, повышение энергоэффективности при установке приборов учета потребления и регулирования тепловой энергии, может явиться привлекательной нишей для энергосервисных компаний.

Кроме того, для модернизации теплоснабжения, в Республике Казахстан должны найти широкое распространение меры по внедрению высокоэффективного теплоэнергетического оборудования во вновь создаваемых и действующих системах теплоснабжения, снижение потерь при транспортировке тепловой энергии в магистральных и распределительных тепловых сетях, повышение сроков эксплуатации, внедрение предварительной диагностики (энергетического обследования) состояния систем теплоснабжения в процессе эксплуатации, развитие принципиально нового решения проблемы теплоснабжения – применения тепловых насосных установок различной мощности, позволяющих получать тепло для горячего водоснабжения и отопления за счет использования низкопотенциальных источников.

Заключение. Развитие сферы теплоснабжения является необходимым атрибутом достижения достойной жизни населения страны. От эффективности её функционированиязависят многие социально-экономические процессы. Анализ, описание состояния и определение перспектив развития теплоснабжения позволяет оценить безопасность и устойчивость роста экономики страны. Кроме того, реализация политики устойчивого развития, теплоснабжения усиливает энергетическую безопасность и энергетическую независимость государства.

В рамках обеспечения устойчивого развития и решения существующих проблем системы теплоснабжения, в нормативно-правовых актах предлагается рассмотреть:

--применение новых методов тарифного регулирования, как стимула привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения;

--механизм формирования контрактов, соглашений, государственной поддержки, позволяющей аккумулировать и вкладывать в развитие теплоснабжения достаточное количество финансовых средств;

--возможности расширения области применения предприятий, с принципами ЭСКО;

--повышения качества и расширения применения энергоаудита, энергоменеджемента в теплоснабжении;

--ответственность за самовольное подключение к тепловым сетям и водоразбор сетевой воды;

--возможность подготовки кадров для энергосервисных компаний, а также механизма по повышению осведомленности преимуществ теплосбережения;

В рамках планирования городской застройки необходимо разработать стандарты в области повышения энергоэффективности и теплосбережения.

Подводя итог, необходимо отметить, что достижение энергоэффективности и теплосбережения на отечественных предприятиях и в сфере ЖКХ будет наилучшим образом способствовать развитию производства тепловой энергии в Республике Казахстан. При этом применение новых технологий и альтернативных источников позволит получать энергию из экологически чистых и неисчерпаемых ресурсов, что увеличит не сырьевой экспортный потенциал Казахстана, соответствуя важным целям «Стратегии «Казахстан – 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства».

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.