Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и источники права международной безопасности






Право международной безопасности – совокупность международных правовых и организационных средств, призванных обеспечить мир и безопасность путем предупреждения и пресечения актов агрессии, использования для поддержания стабильности в мире соответствующих мер в политической, военной, экономической, экологической, информационной, продовольственной и социальной областях.

Определяющая роль принадлежит следующим принципам: неприменение силы и угрозы силой, территориальная целости государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Также имеют значение и отраслевые принципы права международной безопасности: неделимость международной безопасности, не нанесение ущерба безопасности других государств, принцип равной и одинаковой безопасности и др.

Проблема обеспечения мира и безопасности действовала на всем протяжении человеческой истории. И сегодня центральной проблемой современных междуна­родных отношений является проблема поддержания мира и стабильности на планете.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова понимается весь комплекс полити­ческих, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. В более узком смысле она включает в себя только военно-политические аспекты международной безопасности. Военно-политические аспекты обеспечения международной безопасности предполагают создание универсальной и региональных систем коллективной безопасности, применение которых имеет целью устранение угрозы миру, предотвращение и подавление актов агрессии и восстановление международного мира в случае его нарушения.

Отправной точкой в формировании системы международной безопасности стало создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций и формирование международного правопорядка на основе принципов Устава ООН. Основной целью обеспечения междуна­родной безопасности явилось объединение усилий государств по созданию условий, позволяющих обеспечить всеобщий мир и безо­пасность в современных международных отношениях.

Основным источником, регламентирующим международ­но-правовые способы и средства обеспечения мира и безопас­ности, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). В Преамбуле Устава ООН установлены основы международной безопасности. К источ­никам относятся многие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: Декларация об укреплении международной безопасности 1970; Декларация 1988 г. о предотвращении и устранении ситуаций, которые могут угрожать миру и безопасности; Резолюция об укреплении международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех аспектах в соответствии с Уставом ООН (15 ноября 1989 г.).

Источники права международной безопасности регионального характера: Североатлантический договор (4 апреля 1949); Договор о коллективной безопасности (принят в рамках CHГ, 15 мая 1992 г.); Хартия европейской безопасности (Стамбул, 19 ноября 1991 г.) и др.

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие вопросы разоружения. Их условно можно разделить на четыре группы: 1) договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); 2) договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор США и России о сокращении и ограничении стратегического наступательного вооружения (СНВ) 1993 г.) 3) договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (О запрещении химического оружия 1993 г.); 4) договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение США и СССР о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г.).

14. 2. Коллективная безопасность на международном универсальном уровне.

Коллективная безопасность - это система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, обеспечения стабильности международных отношений, предотвращения угроз мирному существованию и прогрессивному развитию человечества.

Универсальная система безопасности создается в целом для всей планеты Земля. Она основана на нормах Устава ООН.

Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера со стороны Совета Безопасности ООН - единственной органа в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности имеет право оперативно принимать меры превентивного характера по предупреждению и ограничению конфликта: - действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами; недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов их после возникновения; создание аппарата по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру; превентивное развертывание Вооруженных сил ООН.

Ст. 40 Устава ООН дает право Совету Безопасности принимать временные меры безопасности: предъявить требование о прекращении огня, отводе войск на ранее занимаемые позиции, вывода войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание де­милитаризованной зоны и т.д.

В случае не соблюдения требований ООН Совет Безопасности может применить коллективные санкции без использования вооруженных сил: полный или частичный перерыв экономических отношений (эмбарго); прекращение воздушных и других видов сообщений с государством; разрыв дипломатических отношений; исключение из организации или приостановление членства.

В соответствии со ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности вправе применить санкции с применением вооруженных сил. Это либо проведение миротворческих операций, в том числе, вооруженными силами ООН, либо проведение активных военных операций с применением воздушных, морских и других вооружений средствами и силами определенных государств или международных организаций за счет ООН.

Среди форм осуществления оперативной функции OОH первостепенное значение принадлежит миротворческим операциям, направленным на поддержание и обеспечение меж­дународной безопасности.

Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны с помощью перего­воров и других мирных средств (гл. VI Устава ООН).

Миротворческие операции проводятся только с разрешения Со­вета Безопасности ООН, при общем руководстве ими Генераль­ного секретаря ООН или его представителя. Основной задачей миротворческих операций является предотвращение, локализа­ция или сдерживание военных действий между конфликтующи­ми государствами или противоборствующими сторонами внутри государства.

Миротворческие силы формируются из военных и по­лицейских контингентов государств, включая гражданский пер­сонал, на добровольной основе с согласия или по инициативе конфликтующих государств и иных заинтересованных сторон. Необходимо учитывать, что, начиная с 90-х гг. XX в. воору­женные конфликты, происходящие в мире, носят преимущественно внутренний характер, сопровождаясь политическим и экономическим кризисом в стране, что способствовало измене­нию структуры миротворческих операций ООН и расширению их функций. В частности, в состав миротворческих сил стали входитьне только военные, но и полицейские контингенты, а также гражданский персонал (эксперты по вопросам прав человека, организации выборов, разработки конституции).

Располагаясь в зонах конфликтов, они предотвращают новые вспышки насилия, обеспечивают охрану гуманитарной помощи, на­блюдают за разоружением и реформированием военизированных подразделений, патрулируют буферные зоны, разделяющие противников, пока ведутся переговоры с целью мирного урегу­лирования конфликта, либо контролируют соблюдение достиг­нутого соглашения о перемирии и прекращении огня (с 1974 г. находятся на Кипре миротворческие силы ООН).

В настоящее время полномочия миротворческих сил не ог­раничиваются поддержанием мира, они обеспечивают поря­док и безопасность населения в стране, оказывают помощь в ор­ганизации и проведении выборов, содействуют «усилиям по за­щите прав человека, реформированию и укреплению прави­тельственных учреждений», а также разработке конституции. Примерами таких миротворческих операций могут служить ми­ротворческие операции в Намибии (1990 г.), Кампучии (1992-1993 гг.), Косово (с 1999 г. - по настоящее время), Афга­нистане (с 2002 г. - по настоящее время). В принципе осуществление операций по поддержанию мира не предусматривает участие в военных действиях контингентов ООН. Оружие может применяться ими только в целях самообо­роны. Однако не исключается использование оружия, если ми­ротворческим силам препятствуют в осуществлении поставлен­ных перед ними задач. Например, в Сомали в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН были введены миротворческие силы для охраны гуманитарной помощи населению, находящемуся на грани голода вследствие засухи и непрекращающейся граждан­ской войны. Однако воюющие группировки не соблюдали Со­глашение о прекращении огня и начали военные действия про­тив контингента ООН. В таких условиях Совет Безопасности принял решение о предоставлении возможности миротворчес­ким силам ООН использовать силовые методы для обеспечения своего мандата и создания стабильной обстановки для доставки гуманитарной помощи.

Всего ООН проведено свыше 55 операций по поддержанию мира, в которых было задействовано свыше 750 тыс. военных, сотрудников полиции и гражданских лиц из 110 стран мира. В 1988 г. ООН за миротворческую деятельность была присуждена Нобелевская премия мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.