Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волшебные птицы






Алконост – птица радости и любви из Небесного Мира. Она с че ловече ским лицом (полуженщина-полуптица), с большими радуж ными, раз ноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помо гает ему, предупреждает о беде. Пение Алконоста настолько пре красно, что услышавший его забывает обо всех своих бедах и трево гах. Иногда на зиму улетает в Ирий Небесный, возвращаясь оттуда по весне на землю с боже ственными, удивительной красоты цветами. Сам Хорс – бог зимнего солнца – покровительствует Алконосту, покорённый его пением и красотой. Счастлив человек, увидевший эту птицу, так как её легко спугнуть (как и успех, и везение), а она столь быстра, что исче­зает мгновенно. Очень редко появляется сейчас эта птица. Современные люди принимают её за мираж и наваждение, боясь поверить в мимолётное видение небесной красоты и счастья.

 

Сирин – птица печали, вестник властелина подземного мира. Пе ние её плени тельно и печально, встреча с ней для любого существа означает близкую беду. У Си рина тело птицы, а голова – пре красной женщины. Эта птица тоже служительница и исполнитель ница воли вышних богов – наделена ими даром предвидения, даром утешения в печали и горе. Часто путешествует вместе с Алконостом; тогда при встрече с человеком каждая из птиц поёт ему свои песни о его судьбе. Многим царским особам являлся Сирин перед тяжкими испытаниями для их стран и семей. Но если уметь слушать эту птицу, можно всегда найти правильный выход в любых трудных обстоятельствах.

 

Финист (Феникс) – безсмертная птица счастья и вечной молодо сти. Это птица с перьями ог ненно-красного и золотого цветов, быстрая как свет или молния. В русских сказках это Финист-яс ный сокол – образ возрождения и обновления человека, Природы, России. Днём сказочный Финист превра щается в птицу, ночью – в прекрасного ца ревича. Иногда в сказках Финист-сокол надолго засыпает, чтобы про­снуться от слёз возлюбленной и развеять колдовские чары. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости. Вестник богов Небесной России. Фини сту покро вительствует сам бог Род, а помогают ему Перун и Сварог.

В греческих легендах в старости Феникс сжигает себя в собст венном огне и восстаёт из пепла ещё более прекрасным и молодым.

В русских песнях и сказках добрых красных молодцев называют «млад-ясен сокол». Сказочные царевичи обращаются в соколов, когда нужно мгновенно одолеть огромные расстояния, внезапно ударить с небес по врагу или незаметно появиться перед красной девицей. Сокол считается воплощением небесных стихий – Огня и Воздуха, олицетворением смелого и сильного мужского начала.

 

 

«В давние времена плыли на корабле добрые люди в далёкую землю – за Фениксом, птицей счастья. Море было пустынно и тихо. И вдруг две скалы, стоящие друг против друга, показались впе реди. Чистый, замечательной красоты свист доносился с их вершин. Услы хав его, корабельщики забыли обо всём на свете. И понеслась их ла дья с брошенным рулём в узкий пролив между скалами, где всех ждала неминуемая гибель. Но они не думали о смерти, а лишь смот рели на птиц с человеческими лицами, издававших пленитель ные звуки. Это были птицы Сирин, птицы печали, встреча с ними озна чает беду. Неожиданно иные звуки, слетевшие сверху, коснулись слуха кора­бельщиков и заставили их поднять головы. Другая птица с лицом че ловека сидела на вершине мачты и пела песню о далёкой родине, где их ждут матери и отцы, жёны и дети, тёплый очаг и крыша в родном доме, реки и поля, леса и горные тропы. Встрепенулись сердца: люди вспомнили об опасности и бросились на реи. В последние мгновения кораблю удалось отвернуть от смертоносных скал и уйти своим кур­сом. Птица же, снявшись с мачты, полетела над морем и скрылась за горизонтом. Это была Алконост – птица радости».

(«Сказочная азбука»)

 

«А такие бывают?» – спросила Машенька и, поколебавшись в воз духе, превратилась в большую птицу с девичьей головой. «Бывают, – твёрдо сказал Егор, – птица Сирин называется, или Алконост. Эка не видаль! Давай теперь, пой свои песни, завораживай. Всё равно я тебя не боюсь!».

«И запою», – сказала птица. И, в самом деле, запела. Пела она хорошо, только слов в той песне не было. А чудилось Егору, что тайга вокруг изменяется, и он сам растворяется в ней: в каждой твари, в жилке листа, в песчинке. Ощущение это было новым для него, не­привычным, странным, но приятным, и Егору даже проти виться не хотелось этой песне, а слушал он её, и вот – он уже не он, и тела нет у него, и душа рассыпалась средь деревьев…»

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

«Поднимался с-под камня росток, потянулся вверх – вырос в де рево. К небу дерево протянулося, а корнями ушло в Землю-матушку. На восточных веточках дерева свил гнездо Алконост, а на западных – птица Сирин, в корнях – Змей шевелится. У ствола же ходит Небес ный царь – сам Сварог, а с ним Лада-матушка…»

(«Русские Веды». Клубок третий)

 

«Если семь дней подряд стоит безветренная погода, значит райская птица Алконост, которая сложенье имеет птичье, а лик женский и прекрасный, несёт яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть всё на свете, но зла от него нет, в отличие от Сирина».

(«Словарь славянской мифологии»)

 

«Летели, летели – остановились. Оказались на горе высокой, на скале висячей. Скала эта – из чистого золота, на ней дворец хрустальный. Здесь, должно быть, Вещая Птица и живёт.

Встречает тут Легостая красная девица, спрашивает, как он добрался и что видел. А Легостай в ответ: «Сперва накорми, а потом спрашивай!».

Накормила гостя красная девица и опять за своё: где был, что видел?.. Говорили они, говорили, спрашивала девица, спрашивала, устала, обронила вдруг два пера – чёрное да белое. Легостай сразу на них и наступил!

Тут красная девица – а это и была Вещая Птица – говорит: «Раз ты здесь, то скажу тебе правду. Нет на свете такого царства-края, какое ты ищешь. Ты сам его устрой! Возьми эти перья: с белым пером обскачи на коне любую местность-сторонку, какая полюбится, и вот она-то и станет самой прекрасной да привольной. А кинутся к ней жадные да завистливые людишки, ты махни пером чёрным, они – исчезнут вмиг! А теперь перья забирай, да и к своему делу приступай…».

Раскланялся Легостай с Вещей Птицей – Красной Девицей, полетел-поскакал на Воронке своём скорёхонько домой»,

(«Легостай», коми-пермяцкая сказка)

 

«Собрался крестьянин на базар и спрашивает дочерей: «Что вам, дочки, купить?». Одна просит шаль, другая платье, а Марьюшка – перо Финиста-ясна сокола. Привёз старик подарки; легли все спать, бросила Марьюшка перо на пол: «Финист-ясный сокол, явись, желанный жених!». И явился молодец красоты неописанной. К утру ударился об пол, сделался соколом и улетел. Так и повелось: днём летал он по небу, а к ночи прилетал к Марьюшке».

(«Финист-ясный сокол», русская народная сказка)

 

ГАМАЮН

 

Вещая птица-говорун с человеческой головой, посланник Небес, глашатай богов. В народных преданиях говорится, что Гамаюн родился вместе с на шим миром. Поэтому он знает всё о происхождении нашей Земли и Неба, гор и рек, богов и людей, зверей и птиц. Может предска зывать будущее. К птице Гамаюн приходят люди за советом, так как ведома вещей птице мудрость всех времён, всех народов. Говорят, что Гамаюну боги рас сказали даже то, что было до сотворения нашего мира.

Часто живёт ря дом с морем, а отдыхать любит на острове Буяне. Говорят, что когда летит Гамаюн – крылами бурю поднимает. А прилетает он на Русь с вес тями из Ирия Небесного – обители светлых богов славянских. Вещей птице Гамаюн по кровительствует бог Велес, это он заботится о лю дях, посылая им божественную весть через птицу-вестника. По древ нему поверью, крик птицы Га маюн предвещает счастье. Но вещает она только тому, кто сам умеет её спросить и кто готов слу шать тайное. Гамаюн поёт людям божественные славословия, в которых напоми нает о высших ценностях мира, о славных деяниях богов и предков, а ещё пропевает он людям Глубин ную (Голубиную) книгу с заповедями бога Сварога о том, как мир устроен, и как жить правильно.

В старинной «Книге глаголемой Козмография» с описанием Земли на карте изображена круглая равнина, омываемая со всех сторон ре­кою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под са мым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нари цают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное».

 

«На гладях безконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поёт,

Не в силах крыл поднять смятенных…»

(«Гамаюн, птица вещая» А.А. Блок)

 

 

«Разгулялася непогодушка, туча грозная поднималася. Расшуме лись – приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн – птица вещая со восточной да со сторонушки, бурю крыльями поднимавшая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела тёмного, из-под тучи той непогожей.

Сине море она перепархивала, Сарачинское поле перелётывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел-горюч камня Алатыря во зелёном садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как сади лась она – стала песни петь, распускала перья до сырой земли.

Как у камня того у Алатыря собиралися-соезжалися сорок царей со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей, сорок мудрых волхвов. Собиралися-соезжалися, вкруг её рядами рассажи вались, стали птицу-певицу пытать:

«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалося? Месяц светлый и часты звёз дочки отчего, скажи, народилися? И откуда взялись ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?»

«Ничего не скрою, что ведаю…».

(«Песни птицы Гамаюн». Клубок первый)

 

«Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с го ловой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях сви ток с письменами. На нём значилось: «Неправдою весь свет прой дёшь, да назад не воротишься!». Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла: «Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, ве щую птицу Гамаюн!». Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу ус нул».

(«Вещее пророчество», русская сказка)

 

«Я люблю малиновый падун,

Листопад горящий и горючий,

Оттого стихи мои как тучи

С отдалённым громом тёплых струн.

Так во сне рыдает Гамаюн,

Что забытый туром бард могучий»

(«Гамаюн» Н. Клюев)

 

ГНОМ

 

Служебный дух стихии Земли. Может проявляться в нашем явном мире (мире Яви), как маленькое человекоподобное существо. Обитает под зем лёй, в горах или в лесу. Ростом Гном с ребёнка или даже с па лец, но при таком маленьком росте он наделён сверхъ естественной силой. Взрослый Гном носит длинную бороду и живёт гораздо дольше, чем обычный человек. Поэтому, обычно, они очень уравновешенны и знают множество секретов и преданий глубокой старины. В недрах земли Гномы хранят сокровища – драгоценные камни, руды, соли. Помогают расти кристаллам и растениям, охраняют клады. Они трудолюбивые и ис кусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги, ларцы, замки с ключами и другие предметы. Строят в пещерах подземные города, дороги, дворцы и храмы удивитель ной красоты. Когда надо – Гномы становятся храбрыми и безстрашными воинами. Они могут легко и безшумно пе редвигаться среди скал и под землёй, становясь невидимыми для че ловека; прекрасно видят в полной темноте. В сказках Гномы дают людям добрые советы, обучают ремёс лам, которые связаны с рудным делом, обработкой камней или метал лов. Но бывают и враждебные, злые карлики (например, Чёрные гномы – обитатели миров Тёмной Нави).

Когда-то Гномы жили рядом с людьми, помогали рудознатцам, кузнецам, каменотёсам, зодчим, са довникам и огородникам. Но сей час они ушли далеко от шумных го родов, да и люди разучились с ними общаться. Только настоящим рудознатцам помогают они и в наши дни, от крывая кое-какие секреты.

Не только старинные, но и современные сказки про хоббитов и Гномов очень похожи на правду. Но само слово «гном» придумал и ввёл в обиходную речь в XVI веке немецкий учёный Филипп Парацельс. Он образовал его от греческого слова «гнозис» – знание, учение. То есть «гномы» – это те, кто владеет древним знанием или обучен какому-либо мастерству. Наши предки – Славяне и Арии – называли подземных кузнецов Хмурами, Людками (человечками), Копарями. В одной из рукописей Соловецкого монастыря описан подземный го­род: «Вверх той великой реки Оби люди ходят под землёю иной ре кою день и ночь, с огнями и выходят на подземное озеро, и на том озере свет причудный и град великий». Согласно русским преданиям, это у Хмуров научились люди кузнечному ремеслу, а искусству добывания железной руды – у Копарей. Это о них остались упоминания в рус ских народных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «Мужичок-с-ноготок», «Крошечка-хаврошечка» и другие. В странах Западной Европы очень любим детьми добрый Гном-сказочник Оле-Лукойе.

 

 

«Правда это или байка –

Так суди иль по-иному,

Верь не верь, а всё ж узнай-ка:

Есть народец малый – Гномы.

 

Как ему не подивиться!

Невелик росточком вышел –

Войско в тыкве уместиться:

Каждый семечка повыше.

 

Где ж они? А на пригорке,

И под камнем, и в чулане,

В каждой ямке, в каждой норке –

Вот спроси у старой няни!..»

(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

 

«…Есть чудесная страна – Дараинна, обитель корней растений и семян. Её крошечные обитатели – Гномики в белых колпачках, помо­гают вырасти из крошечного зерна огромному дереву. Они ворожат над корешками и пестуют их, охраняя от недобрых сил».

(«Роза мира» Д.Л. Андреев)

 

«Да расскажи мне, пожалуйста, кто вы таковы?» – продолжал Алёша. «Неужели ты никогда не слыхал, что под землёю живёт народ наш? – отвечал министр, – Правда, не многим удаётся нас увидеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуж дены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти да леко-далеко, в другие страны…». «Я даю тебе честное слово, что ни когда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алёша, - Я те перь вспомнил, что читал в одной книжке о Гномах, которые живут под землёю. Пишут, что в некотором городе разбогател один сапож ник – он шил сапоги и башмаки на Гномов, плативших ему очень до рого…»

(«Чёрная курица, или подземные жители» А. Погорельский)

 

«…Решил тогда Клаас остаться в кузнице – посмотреть. Кто так споро трудится. В полночь в кузнице появился Гном, тот самый, которого кузнец выручил из беды, и принялся за работу, да так ловко и споро, что к утру работа за троих была сделана.

Радуется Клаас, подмастерьев отпустил, сам целыми днями с невестой гуляет, а работа в кузнице тем временем справно идёт.

«Надо бы мне как-нибудь отблагодарить Гнома», - подумал Клаас и заказал у портного маленький зелёный кафтан с золотыми позументами, зелёные брюки и шляпу, а у сапожника – крошечные башмаки. Вечером разложил он всё это в кузнице, повесил на стену зеркало и приготовил воду с кусочками мыла…»

(«Кузнец и Гномы», нидерландская народная сказка)

 

«Целый день Гномик трудился в саду. Там зрели яблоки. Он их раскрашивал: румянил, золотил, самые спелые сбрасывал на землю. Гномик знал, что Старому Хозяину уже не под силу залезть на дерево, он будет рад поднять спелое яблоко с земли…»

(«Жил-был горбатый Гномик» М. Войтешонок)

 

«Совсем Сашка уже решил идти домой, когда рядом остановился маленький старичок в высокой остроконечной синей шапке с красной кисточкой и тихим голосом попросил: «Не можете ли вы, молодой человек, перевести меня на другую сторону?»

Сашка взял старичка за руку и перевёл через улицу. «Спасибо!» - сказал старичок и вежливо приподнял шапку только на одну секунду, но Сашка успел заметить, что на голове у старичка растут не волосы, а цветы-одуванчики и ромашки. И хотя Сашка знал не очень много старичков, всё-таки он подумал, что это странно. Да и зима ведь, – какие зимой одуванчики и ромашки! Сашка не подал виду, что разглядел цветы, но старичок сам догадался, поднялся на носки, чтобы дотянуться до уха мальчика, и зашептал: «Тут нечего удивляться, потому что я ведь не обыкновенный Гном, а Цветочный. Чему же расти на голове Цветочного Гнома? В молодые годы росли пионы и розы, а теперь одуванчики и ромашки…»

(«Кукушонок, принц с нашего двора» А. Шаров)

 

«В сладкие чащи

Несутся зелёные воды.

И песня знакомого

Гнома

Несётся вечерним приветом:

«Вернулись

Ко мне мои дети

Под розовый куст розмарина…

Склоняюсь над вами

Цветами

Из старых столетий…»

(«Родина», Андрей Белый)

 

«Пастушата очень удивились, увидев маленького человечка в плаще, в колпачке, с книгой под мышкой, с чернильницей на поясе и пером на плече. Юзек подтолкнул Стаха и шепнул, показывая пальцем: «Гномик!».

А Чудило-Мудрило, который подошёл уже совсем близко, кивнул им и улыбнулся приветливо.

Ребята смотрели на него разинув рот, как зачарованные. Они не то чтобы испугались, а просто онемели от неожиданности. Бояться тут нечего – даже малые дети знают, что Гномы никому не делают зла, а бедным сиротам ещё и помогают. Стах помнил, как позапрошлой весной вот такой же малюсенький человечек помог найти ему и пригнать на пастбище убежавших в лес телят. А на прощенье насыпал полную шапку земляники, погладил по голове и сказал: «На вот тебе, не бойся!»...

…Когда Гномы замолчали, Король продолжал: «Не все сокровища отдала Мать-земля людям – она доверила их и нам, своим маленьким слугам. Мы стережём их, но не богатеем. Мы не превращаем слёз бедняков в жемчуг, не покупаем и не продаём бриллиантов, не чеканим из золота монеты. Мы только любуемся блеском драгоценностей, славим Землю и верно храним её богатство».

«Коли вы такой добрый, скажите, откуда же взялись эти сокровища?» - спросил Пётр.

«Из земли. Сокровища – это всё, что потерял и чем пренебрёг человек: пропавшая даром минутка – сапфир; брошенный кусок хлеба – сверкающий жемчуг; сила, не послужившая на пользу людям – чистое золото. Если бы люди не теряли своих сокровищ, они бы разбогатели. А так сокровища уходят в землю, и мы их стережём».

(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

 

«Вдруг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человеческим голосом: «Матушка! Сними меня отсюда!». Изумилась она, сотворила честной крест и спрашивает: «Ты кто таков?». «Я твой сынок, народился из твоего мизинчика». Сняла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала его Мальчик-с-пальчик».

(«Мальчик-с-пальчик», русская народная сказка)

 

«Жили старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорить: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю?».

Вдруг из хлопка (клочок очёсов льна) вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..».

А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?».

А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».

(«Липунюшка», русская народная сказка)

 

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

 

Сказочные белоснежные птицы из светлых Небесных миров, вестники и служители богов славянских. По могают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться.

Во многих народных сказках древнейший помощник человека – птица. Наши предки – народы Славян и Ариев – поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир), в Ирий Небесный. В Древнем Риме, когда умирал император, отпускали на волю орла, чтобы он унёс его душу в верхний мир.

У многих славянских богов есть свои крылатые помощники: у Рода – белый сокол (покровитель Руси), у Перуна – орёл (покровитель витязей), у Макоши – уточка (покровительница семейного очага и благополу чия), у Велеса – вещая птица Гамаюн, у Семаргла – огненный сокол Рарог (покровитель кузнецов).

 

В русских народных сказках часто говорится о Лебединых девах – суще ствах особой красоты, обитательницах земных вод и небес. Их назы вают вещими, потому что они обладают даром предвидения, даром целительства, мудростью и добротой. Это они подарили людям сладкозвучные гусли. Любят танцевать на воде и на берегу, легко поднимаются в воздух, исчезая в его струях. Они могут управлять стихиями Воздуха и Воды, общаться с другими стихиями Природы. Олице творяют собой белые летние облака. Раньше люди умели разговари вать с ними, называли их крылатыми или Небесными Берегинями, даже обращались к ним с просьбами: укрыть от зноя в жару, оросить землю дождём, спрятать от врага, помочь преодолеть препятствия. Чаще всего в сказках Лебединые девы помогают людям советами, если те умеют их спросить. Служат кому-либо только по своей доброй воле. Но если украсть перья у крылатой девы, она останется на земле, и будет помо гать укравшему их человеку. Но земная жизнь делает её несчастной, так как рождена она для полёта небесного. Покровительствует Лебединым девам сама Дива-Додола – бо гиня весенних гроз и летних дождей. Есть и воинственные Небесные Девы, это дочери матушки Грозы и бога Перуна. Они любят кататься на грозовых облаках, петь и смеяться в потоках грозового ветра, играть макушками волн и разгонять по домам зазевавшихся путников. Не любят трусливых и ленивых, хвастливых и через чур гордых. Иногда наблюдательные люди видят их в образе огромных синих птиц, носящихся по небу среди туч, дождя и ветра. Могут даже наказать кого-либо по велению Перуна, но всегда – справедливо.

 

До сих пор белая птица – образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Вер ности. Один из самых прекрасных образов русских сказок – Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке – Лебедь Белая, Лебёдушка.

Перелетающие с дерева на дерево обитательницы прибрежных земных вод – Русалки-Вилы – родственницы небесным Лебединым девам. Они дружат с ними и водят общие летние хороводы.

 

 

«Эти Лебеди в то лето и гнезда себе не вили, всё около Василия старались. Мало что от воеводы ухранили да речные дороги показали, они ещё открыли ему всё здешнее богатство. Поднимет Лебедь правое крыло, как покажет на горку какую или ложок, поглядит Василий на то место и увидит: где какая руда лежит, где золото да каменья. Под нимет Лебедь левое крыло, и Василию весь лес на берегу на многие вёрста откроется: где какой зверь живёт, где какая птица гнездится. При таких Лебедях, понятно, об еде да питье Василию и заботы не было. Подведут Лебеди лодочку к какому-нибудь крутику, похлопают крыльями, и откроется в том крутике ходок, как проточка малая. За­ведут Лебеди лодку в эту проточку, а там как пещера выкопана, и в ней поесть и попить приготовлено…

Довели Василия до знакомых мест, поласкались маленько, как про стились, а сами наговаривают одно: «Клип-анг, клип-анг!»

Вроде наказ дают: когда тебе надо, кричи нам!»

(«Ермаковы лебеди» П.П. Бажов)

 

«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загу­лялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на кры лышках».

(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)

 

«Вот Иван-царевич ездил за охотой каждый день в чисто поле, в широко раздолье, на край синя моря; он ловил гусей, лебедей и серых утиц. И попала ему в ловушку Лебёдка. Поймал эту Лебёдку Иван-царевич, принёс в шатёр и посадил в шосточек. Поутру встал и уехал за охотой.

Вот Лебёдка та вышла из шосточка, обернулась молодой-молодицей и наготовила Ивану-царевичу всяко кушанье. Сама опять обернулась Лебёдкой и села в шосток».

(«Белая Лебёдка», русская народная сказка)

 

«В тучах есть леса, есть пашни и посевы,

Стройные, растут, восходят терема,

У янтарных окон Облачные Девы

Ткут, прядут, в их тканях – свет, в их пряже – тьма.

 

Без конца прядут и ткут попеременно,

Любо Девам выткать самоцветный луг,

Море из опала, ширь, где влажность пена,

Сеть сребристой грёзы, золотистый круг.

 

Из воздушной влаги облачные горы,

Стебли из дождя, что вниз, не вверх растут.

Облачные Девы ткут всегда узоры,

Им в ответ Земля рождает изумруд».

(«Облачные Девы» К.Д. Бальмонт)

 

«… И каждый день высылает она караваны белых птиц в разные стороны света. Медленно, медленно плывут караваны этих птиц по небу, и там, где люди жаждут узнать то, что было в древние времена, быстро-быстро начинают махать крыльями. И падают белые перья птиц на землю, превращаясь в сказки, легенды, предания, мифы и песни. А в них – наше наследие, то, что было в старину, как жили в давние времена наши предки. Слушают их мудрецы и запоминают, а потом рассказывают своим детям и внукам. Так прошлое опять пере ходит вместе с людьми в будущее».

(эстонский писатель М. Юхма)

 

«… Как в простор небес высоко унесёт его полёт, –

И какую там он песню вдохновенную споёт!

Как на всё, на всё святое, что таил он от людей,

Там откликнутся родные стаи белых лебедей».

(«Лебедь» Я.П. Полонский)

 

«Ай, как синяя вода разливается,

Ай, как зелёная трава расступается.

Как лебёдушка да с лебедем милуются,

Лебедями – люли! – девушки дивуются».

(Русская народная песня)

 

ДЕД МОРОЗ И ЕГО ПОМОЩНИКИ

 

Мороз, Морозко, Студенец – так называют на Руси повелителя зимних месяцев и зимних холодов. Зимой он на земле полноправный хозяин: ему подчиняются вьюги, метели, снегопады и льды; его слушаются звери и птицы. Дыхание Мороза вызы вает стужу, а слёзы и слова превращаются в сосульки, его волосы – это снежные облака. Сам Дедушка Мороз это величественный старик с длинной седой, снежной бородой и ледовым посохом. Он одет в тёп лую шубу, да и другим не даёт замёрзнуть. Заботится о лесах и лес ных обитателях, укрывая их снегом, заботится о реках и речных оби тателях, покрывая реки льдом и давая им отдых от летних забот. Но не всех путников Хозяин зимы встречает радушно в своих владе ниях – не любит ленивых и капризных, так как сам трудится без ус тали. Если уж рассердится – снегом запорошит, с дороги собьёт, уши и нос отморозит или совсем заметёт. Не любит и тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, весёлым, смелым и крепким людям дарует здоровье телесное и жаркий румянец на щеках. Поэтому так полезно зимой купаться в реке или в снежных сугробах – на весь год Дедушка Мороз одарит здоровьем, благополучием и удачей!

Любит тихие зимние ночи; именно долгими зимними вечерами рассказываются самые таинственные, волшебные сказки. Говорят, что Дед Мороз помнит эти сказки с тех пор, когда сам был маленьким – со времени, когда на Земле ещё только начиналось большое оледенение. Днём любит смотреть на игры детей, слушать их смех, вспоминая свою внучку Снегурочку. На радостях покрывает оконные стёкла изумительными узорами, замораживает снежные горки и поверхности рек, катков для детских забав. Может и побаловаться: напустить стужи, загнать людей в дома и ходить стучать посохом по стенам и углам домов. Тогда и говорят в народе: «Трескучие морозы начались!». Редко кто из детей остаётся зимой без подарка от Дедушки Мороза – он щедро одаривает весёлую детвору в зимние праздники играми, по техами, подарками.

 

Бабушка Зима – его супруга, а Морозы-трескуны – верные слуги. В народе говорят, что летом Трескуны спят, а с началом зимы падают на землю вместе с первыми снежинками. Они бегают по лесам и полям с позёмками и зимними вет рами, вызывая наступление холодов и стужи. Если рассердятся – на чинают стучать по деревьям, по льду на реках или по домам так, что те дают трещины. Помогает Деду Морозу и Зимник (раньше южные Славяне называли его Зюзя) – это тоже зимний служебный дух, старичок маленького роста с волосами и бо родой белыми точно снег, в белой шубе, но босой. Большую часть времени он ходит по лесам и дорогам, стучит по ним железной була вой, сковывая морозом, проверяя, как они спят. Он отвечает за прочность зимних дорог (наземных и речных), охраняет санный путь, следит за их состоянием, бережёт и сопровождает путников, не позволяя им замёрзнуть. Ладит со всеми лесными обитателями; это к нему обращаются люди за помощью, когда надо усыпить медведя-шатуна. Трудно доброго Зимника-Зюзю рассердить, но если такое случится – можно замёрзнуть в сугробе даже рядом с собственным домом. Иногда заходит в гости в де ревни и сёла, смотрит на занятия людей и детские забавы. В деревнях этому любопытному старику с босыми ногами почтительно кланяются, уго щают и привечают его. Но все люди знают – быть стуже и морозу (которые следуют за ним повсюду), после его ухода.

 

 

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде».

(«Мороз, красный нос» Н.А. Некрасов)

 

«Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мо роз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт – валит густой пар. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сде­лан был изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам уб рано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница приня лась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных лю дей, что зимой бельё в проруби полощут; и холодно, и ветер…

«Ничего, – сказал Мороз Иванович, – только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый, посмотри-ка, что у меня за диковинки».

Тут он поднял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периной пробивается зелёная травка…»

(«Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский)

 

«Осталась падчерица, бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!».

«Добро пожаловать, Мороз; знать, бог тебя принёс по мою душу».

Мороз хотел её тукнуть и заморозить; но полюбились ему её умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришёл Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!».

«Добро пожаловать, Мороз; знать, бог тебя прислал по мою душу».

Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девушке сундук высокий да тяжёлый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундук, такая весёленькая, такая хорошенькая!..»

(«Морозко», русская народная сказка)

 

«Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика, не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчётливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал: «Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?». «Вы как будто Дедушка Мороз?» - спросил мальчик. «Отнюдь нет! - ответил старик холодно. – Дедушка Мороз мой сын…»

(«Два брата» Е. Шварц)

 

 

«Он в колодец заглянул,

Льдом колодец затянул.

А на речку поглядел,

В ледяной тулуп одел!

Он меня щипал за нос,

Еле ноги я унёс…

Старый дедушка Мороз

Если шутит, то всерьёз!»

(«Мороз-шутник» В. Ланцетти)

 

«Ветер спит, и всё немеет, только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть».

(А.А. Фет)

 

ДОМОВОЙ

 

Служебный домашний дух – хранитель дома. Часто появляется пе ред людьми в виде маленького человечка, иногда в виде старичка с лицом, покрытым белой бородой (или мягкой светлой шерстью), может даже принимать облик хозяи на дома. Умеет превращаться в кошку, собаку, корову и других до машних животных. Любит жить около печки, в тепле (в городских квартирах – на кухне, рядом с батареей парового отопления), в том месте, где люди не безпокоят. В разговорах принято называть его «хозяином», «дедушкой», «набольшим», «доможилом», «суседкой», «домовиком». У него может быть и своё домашнее имя, данное хозяевами (как в мультфильме «Домовёнок Кузя»). Если любит хозяина или хозяйку, то служит им преданно и на совесть: предупреждает о беде или о появление нежеланных гостей, караулит дом и двор, присматривает за детьми и скотиной. Дети иногда видят Домового и по-современному называют его «Мурзилкой» или «Чебурашкой».

Очень не любит ленивых и безответственных хозяев, мусор в доме, ссоры и шум по пустякам. Если Домовой сердится – он бьёт и колотит посуду, кричит как кошка, завывает в трубе, прячет и роняет вещи, по ночам топает ногами. Обычно не делает зла человеку, а только шутит и проказит: гладит мохнатою рукой сонного, стучит и во зится по ночам на чердаке, подменяет вещи и продукты.

У него может быть своя семья – жена-домовуха и дети-домовята. Он главный над другими домашними духами; его слушаются домовая Кикимора и Кот-баюн, Чердачник и Дворовой, Сарайник и Конюшенник и прочие. Благословен дом, в котором добрый и хозяйственный Домовой, все дела в его хозяйстве будут идти на лад, а беды – обходить стороной. Поэтому при переезде в новый дом хорошие хозяева зовут его с собой. Раскланиваются во все четыре угла комнаты и говорят: «Хозяйнушко Домовой, пойдём в новый дом на богатый двор, на житьё, на бытьё, на богачество!». На новоселье обязательно ставят ему особое угощение (обычно – кашу или пироги) и со всевозможным уважением обращаются: «Дедушко Домовой, входи домой! Будем вместе жить! Давай с тобой дружить!». Угощать Домовых можно и каждый день: очень любят они молоко, домашний хлеб, сладости, свежую зелень. Если семья умеет правильно общаться с Домовым – в их домашнем хозяйстве всегда будет поря док.

Когда Домовой плачет (а плачет он жалостно, как ребёнок) – быть беде. А если уж из всех домов выхо дят Домовые и плачут на окраине села или деревни – быть войне, болезням, пожару или другим бедствиям. Могут они и собак заставить лаять и выть, а кошек – метаться по дому и громко мяукать, предупреждая своих хозяев о каких-то напастях или приближающейся беде. Если дом пуст или До мовые уходят из него – то и счастье может обойти такой дом.

 

Есть ещё Домовой-Дворовой, который обитает во дворе дома, в хо зяйственных постройках. Обычно Дворовой показы вается только ночью, когда люди уже спят, поэтому любит животных тёмного цвета. Он дружен с дворовой собакой, а кошек недолюбливает, так как они своевольны и ему не подчиняются. От доброжелательного или враждебного отношения Дворового зависит здоровье домашнего скота. Особенно любит хозяйничать и наводить порядок в конюшне; расчёсы вает и заплетает любимой лошади гриву и хвост, даёт ей корма и чистит её. На против, когда животное ему не по нраву, он всячески ему докучает. В большой конюшне может обитать и присматривать за лошадями свой Конюшенный, с которым Дворовой дружит. Когда в домашнем хозяйстве коня нет, оказывает внимание корове или другим животным с добрым, покладистым характером. Дары Дво ровому приносят на конюшню или в хозяйственные постройки. Дружит с Банником. В народе говорят, что человеку, который хочет увидеть Дворового или хочет поговорить с ним, нужно сказать заговор: «Дядя Дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я» («Русский народ. Его обычаи, обряды, предания») – тогда он явится человечьем облике. В большом хозяйстве в сарае обитает свой Сараечник, на гумне – Гуменник, в овине – Овинник, а Дворовой будет над ними старшим. Хотя, обычно, он сам слушается Домового, который живёт в доме с хозяевами и считается старшим из домашних служебных духов.

 

 

«Соседка сказывала. Дома сидела, стряпала. Вдруг из под полу кто-то вышел. Больше кошки, а на кошку не похож. Она глядела, глядела да и замахнулась на него. Убежал. Это Домовой был».

«Братишка мой, семнадцать лет ему было, видал суседко. Шёл как-то домой поздно вечером с улицы. Видит: суседко сено кобыле даёт. Из себя он – маленький старичок. Видно, суседко любил кобылу».

«У одной старухи батрак землю пахал, а как зашёл домой, слышит: шаги, на чердаке кто-то ходит. Поднялся, а там маленький мужичок в красном колпаке. Домовой дом охранял, пока он землю пахал».

«Когда я училась в Соликамске, жила в общежитии. Как-то раз девчонки прибирались в комнате, подмели, а мусор не убрали. Легли спать, а ночью что-то вдруг застучало в шкафу. На следующий день вахтёрша сказала, что на третьем этаже что-то бегало, кричало, хо дило так. Домовой, наверное, наказал за то, что мусор не убрали».

(«Былички и бывальщины»)

 

«Нина! - позвал Егор. – Нина, где ты? Я проснулся!». И увидел, что кто-то наклонился над ним, серый и расплывчатый в полутьме, щетинистый, мягкий, ресницы как пух. Моргает, сопит, зубы скалит, руки протягивает.

«Кто ты?» - вскочил Егор на ноги. И страшно самому, к стенке прижался, кулаки сжал. А тот губы разжал, зашамкал и заговорил ватным голосом: «Не бойся. Домовой я. Живу я здесь, один на весь город остался, плохо мне одному. Человека живого искал, скучно мне без людей, голодно. Дай тюри, Егор, есть хочется…».

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

 

«Гдядь-поглядь, вырос перед королевой дымный старичок, личность паутиной обросла. Глазки с бело-голубым мерцанием, ножки щуплые в валенках пёстрых, ростом – еле до стола носом дотягивается.

Королева ничего, не испугалась. «Кто ты такой, старичок? Что вам от моего королевского величества надобно?.. Ежели ты на мой королевский вопрос ответа не дашь, изволь тотчас выйти вон!».

Тем часом старичок ножку дерзко выставил и говорит: «Что так сразу и вон? Я существо нужное, и выгнать меня никак нельзя. Я, матушка, Домовой, могу тебе впалую грудь сделать либо, скажем, глаза скосить – родная мать не узнает. Могу и доброе что сделать… Дай, матушка, кашки, за мной не пропадёт…».

(«Королева – золотые пятки» С. Чёрный)

 

«… Взрослые, выслушав его, молча переглянулись. Они сразу по няли, что видел Чуйко домовых, слышал их причитания. Известно – если Домовой плачет ночью, это всегда предвещает беду, а может и смерть хозяина. Что же вещует плач всех деревенских Домовушек? И что заставило их, домоседов-доможилов, покинуть свои избы и выйти к околице, рыдать там, словно на пепелище? Уж не грозит ли беда всей деревне? «Парнишка видел степняков – не их ли надобно опа саться?» – сказал Воля, Чуйков отец. – «… Если уж духи жилищ на ших возрыдали – не миновать беды. Изготовимся к обороне, одно сельчане, чтоб не встретить врага с разинутым ртом!»

(«Плач Домовых», русская сказка)

 

«Пошла баба на двор давать корм скотине и видит, что старик в рубахе и портках кладёт лошади охапку сена. Думала, что это свёкор, вошла в избу, а тот сидит там. «Батюшка, ведь ты сейчас давал корм лошадям, как же ты раньше меня пришёл?» - спрашивает его сноха. А старик не выходил. Поглядели на дворе, а там уже никого нет, Дворовой ушёл в своё место. Любил он очень эту лошадь, а когда её продали, а купили другую, то не взлюбил эту и принялся мучить…»

(Из сборника М.И. Смирнова)

 

«Иду по дороге, а навстречу лошадь везёт сено. Рядом женщина шагает в телогрейке. У всех-то лошадей глаза печальные, а у этой – смотрю – совсем никуда. «Как зовут, - спрашиваю, – вашу лошадь?». «Мая». «А что она грустит? Веселилась бы – весна на дворе». «Хозяин её мучит. На ночь гриву заплетает». «Какой хозяин?». «Ихний Хозяин, лошадиный, - ответила женщина. – Сама с ней мучаюсь. А Хозяин, – который ночью приходит. Придёт и гриву заплетает. Я уж утром встану пораньше, расплету ей гриву, чтоб полегчало»…

Лошадь Мая слушала наш разговор и печально покачивала головой, как бы поясняя: «Да, брат, мучают, гриву заплетают мохнатою рукой».

Я пошёл дальше и думал про себя: «Да что же это за хозяин? Домовой, что ли? Сараешник?». А ведь я и сам видел такого хозяина. Я ночевал тогда в сарае, на сеновале. Вдруг под утро всполошились куры, замычала тревожно корова. Я спрыгнул на землю, и тут под ногами у меня и прошмыгнул тот, кого зовут – «Хозяин». Я помню его круглые ушки, маленькое сердитое лицо и белую грудь…».

(«Хозяин» Ю. Коваль)

 

«Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый Домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!..

 

… Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!»

(«Домовому» А.С. Пушкин)

 

ДРЕВЕСНИЦА

 

Это служебный дух Светлой Нави – покровитель деревьев. Древес ница в западных странах носит греческое название «Дриада». Её имя иногда совпадает с названием дерева, в котором она живёт. Древесницы смертны – то есть они могут переходить «с меры на меру», из одного мира в другой (вновь возвращаясь в мир Светлой Нави). Они рождаются в нашем мире Яви и умирают вместе с деревьями. Эти духи растительного царства обычно невидимы, прозрачны, но могут по казываться людям, как юные стройные девушки с прекрасными лицами и зелё ными волосами из листьев. Они приветливы, веселы и игривы; всегда рады пообщаться с добрым челове ком, пошутить, поиграть с ним в прятки или догонялки. Однако взрослые Древесницы, которые могут «переселяться» из одного дерева в другое (есть деревья, которые живут по много сот и даже тысяч лет), редко являются людям в человеческом обличье. Они хранительницы древней мудрости с тех времён, когда на нашей Земле появились первые деревья. Шелест листьев – их разговор. Если обидеть одно дерево – об этом тут же узнает весь лес или сад.

Раньше люди умели общаться и разговаривать с деревьями, обращались к ним за советом или утешением. Чтобы не повредить Древесницам, в старину собирали хворост и сухостой на костры, а не рубили зелёные деревья. Если нужно было срубить живое дерево на строительство жилища – испрашивали разрешение у богов и совета у жреца, знающего лес: он указывал дерево и назы вал время, когда можно это сделать. Человек приносил требы дереву, Хозяину леса и богу-покровителю, а ещё – сажал взамен молодое де ревце: так как, считалось, что тогда Древесница могла в него переселиться. Человек, сажающий деревья и ухажи вающий за ними, пользуется особым покровительством Древесниц. Если дерево засохло – значит, его дух-покровитель умер (вернулся в мир Светлой Нави) или покинул своё обиталище (переселился в другое дерево нашего мира).

В русских сказках Древесницы-берегини часто помогают людям. На Руси всегда чтили духов деревьев, приносили им требы и подарки. У всех деревьев есть земные и небесные покровители: дуб посвещается богу воинов – Перуну, липа – дерево богини Лады, яблоне покрови­тельствует Макошь, а берёзу любят Русалки и молодой бог Купала. Женский дух берёзы – её Древесница – по кровительствует, в свою очередь, юным девам, которые заплетают ей в праздник косы из ветвей и украшают своими лентами. Часто девушки обращаются к берёзе со своими просьбами. Рябину любит Леший, и если её срубить без большой нужды – он обязательно покарает древоруба. В народе считается, что в елях могут жить и разговаривать с нами души предков, что по высоким елям они могут спуститься к нам из Ирия Небесного. Поэтому на Коляду (со временный Новый год) украшают и почитают именно эти деревья. Во многих деревнях люди до сих пор празднуют в начале лета «зелёные святки» (Семик), украшая «свои» деревья и принося в дом их ветви, после роспуска листьев, как оберег от бед и болезней и как благословение на весь год самой Матушки-Природы.

Деревья, а точнее – их Древесницы, выступают свидетелями клятв и преступлений людских. У дуба приносят клятвы и проводят свои обряды воины. По-старинному закону, венчанные под небом молодожёны могут трижды обойти вокруг ракиты или калины, принося тем самым клятву верности друг другу перед самим Родом Небесным. В необычном месте может подняться и расти плакучая ива, оплакивая безвинно погибшего. Покидая надолго свою семью или суженую, мужчина садил дерево, которое своими слезами или шелестом сообщало им о его бедах или радостях в разлуке.

Древние Славяне особо почитали Свещенную (Солнечную) Берёзу, которая росла где-то на заморском острове Березани и была «всем берёзам старшой сестрой». Следы её почитания можно найти и в современных записях учёных, сделанных в деревнях. В «Северных преданиях», записанных со слов сказительницы в 1978 году, написано: «Сколько топоров переломали, пока хотели берёзу срубить, так её и оставили в храме. Она была запрятана, шёлковыми платками занавешана. Как кто заболеет, так и несут ей дары». Раньше никогда не строили дом на том месте, где росли берёзы, не корчевали их. Если приходилось возделывать новую пашню, Славяне оставляли берёзы расти посреди поля. Девушки кумятся (роднятся) с берёзами, мужчины просят совета у зрелой берёзы, как у мудрой женщины. И сегодня берёза – светлый образ России.

Во всех народах и верованиях считается, что у каждого че ловека есть своё дерево-покровитель. Общеизвестен календарь друидов – лесных жрецов и восточные «древесные» гороскопы. До сих пор на Руси помнят обычай: сажать женское дерево после рождения дочери, и мужское – после рождения сына, чтобы у детей появился свой дух-охранитель. Люди верят, что если человек подружится с деревом, то получит покровительство и помощь его Берегини-Древесницы.

Даже сейчас есть люди, которые понимают разговор деревьев. Говорят, что дети, стихоплёты и музыканты слышат их пение. О духах деревьев писал и А.С. Пушкин в своей поэме «Евгений Онегин»:

«Огромный запущенный сад, приют задумчивых Дриад».

 

 

«Души отдельных деревьев … разумны, высокопрекрасны и мудры… Некоторые из них благи, подобно праведникам, и благо склонны к нам. Они терпеливы, спокойны и смиренно мудры. Иногда между ними совершается нечто торжественное: они склоняются друг к другу, все в одну сторону. Весь эфирный лес превращается в тихо сгибающиеся и выпрямляющиеся, друг в друга переливающиеся пла мена; они возносят хором нечто вроде славословия».

(«Роза мира» Д.Л. Андреев)

 

«Как будто, чуя жизнь двойную и ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную, и в небо просятся оне»

(А.А. Фет)

 

«Например, считается, что в Купальскую ночь деревья переходят с одного места на другое и разговаривают друг с другом.

Нельзя рубить дерево, которое скрипит, ибо люди думают, в нём мучается человеческая душа: срубивший такое дерево заставит её ис кать себе новое пристанище, за что может поплатиться увечьем или жизнью… Подобная участь постигает и того, кто решился срубить дерево, посаженное человеком и взлелеянное им. Кроме того, за претны деревья в заповедных рощах. Грешит тяжко даже тот, кто ре шит срубить в такой роще старое дерево, отнимая у него заслуженное право на ветровал, то есть на естественную, стихийную смерть…»

(«Словарь русских суеверий»)

 

«Замотал Егор головой, сказать слова не может. И встала Нина, за смеялась, корешки из ног пустила, листьями оделась и стала яблоней. И чувствует Егор, что и сам он в землю ногами входит, меж камешков корнями путь ищет, ввысь вытягивается, расчленяется на ветки и ли­стья, и стал он тополем, и хорошо ему и тревожно…

Егор жил внутри дерева. Не в дупле, не обособлено от дерева, а внутри его древесины, и тело своё отграничивал корой и листьями. Через него шли земные соки, внутри него медленно нарастало годо вое колечко, и он, Егор, поскрипывал всем своим телом под поры вами ветра. Его совсем не удивляло это новое состояние, считал его естественным и даже удобным. Он рос на большой поляне, и корни его уходили глубоко в землю, сплетаясь с чужими корнями…»

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

 

«Стал я на огороде с краю, да босыми ногами в мягкую землю! Чую: в рост пошёл! Ноги – корнями, руки – ветвями. Вверх не очень поддаюсь: что за охота с колокольней ростом гоняться!

Стою, силу набираю, да придумываю, чем расти, чем цвести. Ежели малиной, дак этого по всей округе много. Придумал стать яблоней. Задумано – сделано. На мне ветви кружевятся, листики развёртываются. Я плечами повёл и зацвёл. Цветом яблонным весь покрылся.

Я подбоченился, на мне яблоки спеют, наливаются, румянятся. От цвета яблонного, от спелых яблок на всю деревню зарозовело, и яблочный дух разнёсся».

(«Яблоней цвёл» С.Г. Писахов)

 

«Вы видали у берёзы деревянные глаза?

Да, глаза! Их очень много с веками и без ресниц.

Попроси Лесного бога эту странность объяснить…»

(И. Сельвинский)

 

«Свейте, девушки, веночек невелик –

Ожила берёза-дерево на Семик».

(«Семик» А.Н. Толстой)

 

«Все деревья мира, казалось, устремились к Аслану. Приближаясь, они перестали быть деревьями, и вскоре толпа их, кланяясь, делая реверансы и протягивая к Аслану длинные тонкие руки, оказались вокруг Люси. Она увидела, что все они приобрели человеческие очертания. Бледные девушки-берёзки вскидывали головы, женщины-ивы откидывали назад волосы, чтобы взглянуть на Аслана, царственные буки спокойно стояли, склонившись перед ним, косматые дубы, тонкие и меланхоличные вязы, кудрявые остролисты (сами тёмно-зелёные, а их жёны – украшены яркими ягодами) и пёстрые рябины кланялись и снова поднимались, восклицая: «Аслан! Аслан!» - хриплыми скрипучими голосами, похожими на шум волн».

(«Принц Каспиан» К.С. Льюис)

 

«О чём лопочет дерево другому,

Такому же, как и оно, живому?

О чём берёза клёну говорит?

А что ореху нашептал самшит?

Мы тщимся разгадать хотя бы слово

Лугов и рощ, подлесков и садов,

Но это слово племени иного

И чуждое созвучью наших слов.

Оно дыханье и оно шептанье,

Оно как трепет и оно как стон,

О чём кусты хотят на расстоянье

Другим кустам сказать, для нас как сон.

Необъяснимо, если сон и вещий.

Но чувствую: душой хочу сберечь

То нежный, то суровый, то зловещий

Язык дерев, их потайную речь».

(Л. Озеров)

 

ЕДИНОРОГ

 

Животное с телом белоснежной лошади (иногда – быка), с одним прямым длинным рогом на лбу. В русских книгах «Азбуковниках» XVI- XVII веков он описывается как безстрашный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. В средневеко вом христианстве Единорог это образ святости, чистоты, девственно сти, самопожертвования и отваги. Это белоснежное животное – и целитель, и воин; один из защитников Руси и Света.

Рогу Единорога приписываются целебные свойства – говорят, что им этот таинственный зверь может очищать землю, заражённую болезнью или отравленную ядом Змея. Уверенность в этом в народе была столь велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворцовых книг 1655 года, соглашался за три таких рога заплатить 10 тысяч рублей соболями и «мягкой рухлядью» (то есть ме хами). Русские целители того времени были убеждены, что рог Еди норога оказывает помощь во всех болезнях, даёт вла деющему им человеку уверенность в собственных силах, цветущее здоровье и долголетие, кроме этого – уничтожает силу всех ядов.

В русских народных сказках Единорога называют Индрик-зверь. Он может передвигаться под землёй и является властителем подземных родников и ключей. В «Голубиной книге» о нём говорится как о спасителе нашей Все ленной и её миров во время всеобщей засухи – он рогом выкапывал ключи и пускал чистую воду по всем рекам и озёрам. «Куда Индрик-зверь пройдёт – туда ключ шумит», – осталась запись об этом в русских преданиях.

В сказках Единорог умеет говорить человеческим голосом. Хотя даже без слов его понимают все – и люди, и животные, и духи Природы. Ни одно тёмное существо не может устоять перед его силой, а главное – перед его боже ственной чистотой. Белый Единорог – образ мудрости, чистой и оду хотворённой красоты, силы Света.

Индрик-зверь – глава и владыка звериного царства, «отец всем зве рям». Он легко может передвигаться как по земле, так и под землёй – «словно солнышко по поднебесью», говорится в старинных ска заниях. Ему доступны миры подземного царства (миры Тёмной Нави), куда он спускается для помощи нуждающимся, и никто из тёмных сущностей не может встать у него на пути. Ещё говорится, что когда Индрик-зверь разыграется, вся Все ленная «всколыбается»! Он разрывает своим рогом-молнией облач ные горы, а ещё – заставляет при ходьбе дрожать землю. В преданиях записано, что это от вмятин его чудо дейных копыт произошли на нашей земле все овраги, котловины, пади и ко лодези, которые потом заполнились водой. И что это Индрик-Единорог даёт исток всем дождевым ключам и рекам.

 

 

«…Показал Иванушка и Единорогов. Они дремали в тени цвету щей липовой рощи… В холке достигающие двух метров, Единороги отличались угадываемой мощью рельефно-сглаженной мускулатуры и чем-то напоминали сказочных белых коней. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у каждого длинный рог, прямой и тон кий. Гривы их и хвосты рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов чёрные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри.

Поражённый красотой дивной, Нури с трудом перевёл дыхание и, чтобы как-то прийти в себя, ни к селу, ни к городу заметил, что рог – это не совсем удобно, при пастьбе должен мешать, упираться в землю. Иванушка успокоил его: нет проблемы, Единороги в основном питаются цветками шиповника и медовой сытой, а пьют росу или млеко от двенадцатого источника, довольно глубокого».

(«Василиск» С. Другаль)

 

«Который зверь всем зверям отец?

Индрик-зверь – всем зверям отец.

А и ходит он под землёю,

А не держат его горы камены,

А и те-то реки его быстрые.

 

Когда выйдет он из сырой земли,

А и ищет он супротивника,

А того ли люта льва зверя.

 

Сошлись они со львом во чистом поле,

Начали они, звери, дратися:

Охота им царями быть,

Над всеми зверями взять большину».

(«Голубиная книга»)

 

«… Вслед за Асланом неслась пляшущая толпа самых странных созданий, так что вскоре его почти не стало видно. Двор переливался теперь всеми цветами радуги: глянцевито-каштановые бока Кентавров, синие рога Единорогов, сверкающее оперенье птиц, жёлтые чулки и алые колпачки Гномов, серебряные одеяния Дев-берёзок, прозрачно-зелёные – буков, и ярко-зелёные одеяния Дев-лиственниц».

(«Хроники Нарнии» К.С. Льюис)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.