Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы ценовой дискриминации






Выделяют две взаимосвязанные формы ценовой дискриминации. Первая из них - это ценовая дискриминация во времени: выделе­ние потребителей с разными функциями спроса в отдельные группы за счет установления различных цен в разные моменты времени. Вторая - это ценообразование в период пикового спроса: назначение более высоких цен в пиковые периоды, когда ограничения производственных возможностей приводят к высоким предельным издержкам. Для обеих стратегий характерно установление разных цен в разное время, но при­чины этого в каждом случае различны.

Задача ценовой дискриминации во времени состоит в том, что­бы разделить потребителей на группы с высоким и низким спросом за счет назначения сначала высокой цены, которая впоследствии снижает­ся. На рис. 56а D 1 - кривая спроса (неэластичная) для небольшой груп­пы потребителей, которые высоко оценивают товар и не хотят ждать, чтобы купить его. D2 - это кривая спроса для более обширной группы потребителей, которые согласны забыть о товаре, если его цена слиш­ком высока. Стратегия заключается в том, чтобы вначале предложить товар в продажу по высокой цене P1 покупателям первой группы с кри­вой спроса D1. Позднее, после того как первая группа потребителей купит товар, цена снизится до уровня P2, и начнутся продажи в более обширной группе потребителей на кривой спроса D2.

Рис. 56. Ценовая дискриминация: а) во времени; б) в периоды пикового спроса

 

Пиковое ценообразование тоже основано на установлении раз­личных цен в разные моменты времени. Однако его задача заключается не в том, чтобы захватить излишек потребителя, а скорее в том, чтобы повысить экономическую эффективность, назначив для потребителей цены, близкие к предельным издержкам производства. Спрос на неко­торые товары и услуги достигает своего пика в определенные момен­ты: для дорог и туннелей это часы «пик», для электрических компа­ний - последние дни лета, а для лыжных курортов и парков развлече­ний - выходные.

Предельные издержки также высоки в течение этих пиковых пе­риодов из-за ограничения по производственным мощностям. Цены, таким образом, будут выше во время пиковых периодов (рис. 56б). На рис. 56б D1 - это кривая спроса для пикового периода, а D2 - кривая спроса для периодов времени, когда спрос не носит пикового характе­ра. Предельный доход фирмы равен предельным издержкам для каж­дого периода благодаря более высокой цене P1 для пикового периода и более низкой цене P2 в отсутствие пикового спроса. Объемы продаж равны Q1 и Q2 соответственно. Эта стратегия позволяет фирме полу­чить большую прибыль, чем при постоянной цене. Она более эффек­тивна: сумма излишков производителя и потребителя больше, так как цены ближе к предельным издержкам.

При пиковом ценообразовании следует обратить особое внимание на выигрыш в эффективности. Если цены фирмы-монополиста (напри­мер, электроэнергетической компании) подлежат регулированию, регу­лирующий орган должен установить цены P1 и P2 в точках, где кривую предельных издержек пересекают кривые спроса D1 и D2, а не кривые предельного дохода. В этом случае выигрыш в эффективности полнос­тью достанется потребителям106.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.