Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция полезности. Законы Госсена






Теория потребительского поведения - теория, рассматриваю­щая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм вза­имодействия потребностей и спроса. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуаль­ные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова «число») и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория - от слова «порядок»).

В кардиналистской теории полезность - это выгода при потре­блении, представляющая собой степень удовлетворения потребностей отдельно взятого потребителя. Количественный подход к анализу по­лезности основан на представлении о возможности измерения различ­ных благ в гипотетических единицах полезности.

Функция полезности - это функция, показывающая убывание по­лезности блага с ростом его количества:

U = f(Qi),

где U - полезность блага; Q i- последовательные количества блага.

Различают общую и предельную полезность. Общая полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной называют полезность, равную при­ращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. Предельная полезность от­ражает степень настоятельности потребности. Допустим, потребитель собирается приобрести телевизор, потребность первой покупки очень высокая; предельная полезность второго и третьего телевизора соот­ветственно будет ниже. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц блага. Поскольку этот конкретный товар (телевизор) будет постепенно удовлетворять потребителя25.

Функция общей полезности

TU= f( QA, QB, …, Qz),

где ТU - общая полезность данного товарного набора;

QA, QB, …, Qz - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени

Математически предельная полезность товара есть частная про­изводная общей полезности товарного набора по объему потребления i-го товара26

Геометрически значение предельной полезности в точке А' (длина отрезка OF на нижнем рис. 17) равно тангенсу наклона касательной к кривой TU (на верхнем рис. 17) в точке А.

Рис. 17. Изменение общей и предельной полезности

 

В точке В величина общей полезности достигает своего максиму­ма, а величина предельной полезности - нуля. Далее с увеличением количества потребляемого блага общая полезность снижается, а предель­ная полезность становится величиной отрицательной.

Законы Госсена - математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теорий субъективной ценности. Первый закон Госсена (принцип убывающей предельной полезности): полезность каждой последующей единицы блага, полу­чаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы (предельная полезность блага убывает с увеличением потребления)27.

Второй закон Госсена (правило максимизации полезности) заклю­чается в утверждении, что полезность, получаемая из последней де­нежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена28. Алгебраически закон можно выразить так:

где а, b, с,...., n - различные потребляемые товары;

λ - предельная полезность денег.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.