Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №92

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №92

Чикунова Г.Н

На заседании

Методического совета 2013

Протокол №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предметного кружка по биологии

" ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ 10- 14 ЛЕТ

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

Составитель: Ильина Е.В. учитель биологии. 1 категории.

 

 

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биологический кружок организуется для учащихся 3-4-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 315 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» отводится по 9 часов в неделю с 3 по 4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Кружковая работа».

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

 

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

· Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

· Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

· Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

· Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.

· Развитие навыков общение и коммуникации.

· Развитие творческих способностей ребенка.

· Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

· Воспитывать интерес к миру живых существ.

· Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

· Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-12лет.

· Продолжительность образовательного процесса - 1год.

· Количество часов - 9 учебных час в неделю

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

· Групповая

· Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

· положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

· повышение коммуникативности;

· появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

· умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

· сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс" Юный эколог» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

· имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

· групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

· работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

· в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

· реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

·

Изучение данного курса предусматривает организацию ряда семинаров, практических работ, экскурсий в природу, в музей,

Название темы Кол-во часов Обоснование
«Строение растительной клетки» и практические занятия по изучению строения клетки 4.5 Для формирования практических умений и навыков
Практические занятия в раздел «Растения зимой».   Для подготовки и участия в конкурсах
Практическое занятие на закрепление темы «Обитатели водной и наземной среды» 1.5 Для совершенствования навыков по оформлению реферативных работ

 

 

Добавленные темы Кол-во часов Обоснование
1.Комнатные растения   Подготовка учащихся для участия в конкурсе «Юные цветоводы»;
2.Экскурсия на оз. Зюраткуль –   Знакомство с природными сообществами;
3.Экскурсия в аквариум   Для изучения животных водоема;
4.Практическая работа: Сбор материала о животных, внесенных в Красную книгу Челябинской области, по литературным источникам 1.5 Для участия в конкурсе «Знатоки природы»
5.Практическая работа: Просмотр и обсуждение видеофильма о загрязнении Южного Урала. 1, 5 Изучение проблем своего региона (НРК)
6.Практическая работа: Сбор материала о домашних животных по литературным источникам.   1, 5 Для расширения знаний





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.