Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика жанра.






25 апреля (7 мая) 1895 года на историческом заседании физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт-Петербургском университете, Александр Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, пригодную для надежного обмена информационными сигналами. В России этот факт был принят за точку отсчета начала радиосвязи.

С первых лет Советской власти, радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В.И. Ленина.

Состоявшаяся в середине 20-х годов дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства, и средств эстетического просвещения, способствовала развитию форм и жанров радио, особенно литературно-драматического.



В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. Само же художественное радиовещание началось в нашей стране с передач музыки, которые шли в эфир из радиостудии, или представляли собой трансляции концертов. Первые попытки передачи по радио музыки были проведены в 1921 г., вслед за речевыми радиотелефонными передачами. А в 1922 г. Нижегородская лаборатория впервые осуществила передачу в эфир радиоконцертов классической музыки. Так же и экспериментальное массовое вещаниеначинается не с политических, а с литературно-художественных программ – радиоконцертов. 17 сентября 1922 года первый в стране радиоконцерт был передан Центральной радиотелефонной станцией в Москве: в эфире звучала русская музыка (Чайковский, Бородин и Римский-Корсаков) в исполнении выдающихся мастеров Большого театра – певицы H.A. Обуховой, флейтиста А.И. Ларина и скрипача Б.О. Сибора. Именно в начале 20-х. годов появляется термин «Радиоискусство», т.е. разновидность драматического словесно-звукового искусства, возникшая с развитием технических средств радио. В понятие «Радиоискусство» входят также трансформации литературных, театральных, словесно-музыкальных сценических произведений, которые в результате использования творческих приёмов и технических средств радиовещанияприобретают новые художественно-образные качества и новые свойства эстетического воздействия.

С 1925 г. стали проводиться исторические концерты – циклы передач, в которых хронологически последовательно рассказывалось о музыкальных эпохах и стилях. Были и тематические концерты, посвященные определенной дате, теме. С конца 1925 года музыкальные трансляции становятся постоянными и регулярными на всех существовавших тогда каналах советского радиовещания. Словесные пояснения непременно сопутствовали музыке. Принцип композиционного построения радиоконцертов определил профессор С. Богуславский, приглашенный руководить их организацией и проведением: " Построение программы по комплексному методу (т.е. методу объединения программ на одном тематическом стержне) кажется нам перспективным. Этот комплексный метод объединит задачи политические и культурно-просветительские с художественным воспитанием масс".

Большое место в вещательных программах в этот период занимают оперные трансляции. На первый взгляд это может показаться странным: оперные произведения всегда относились к категории достаточно элитарного искусства, обращенного к небольшой части аудитории – эстетически наиболее образованной. Однако на практике выяснилось, что этот вид театрального спектакля ориентирован прежде всего на аудиослушание, а не на зрительное восприятие, что оперные сюжеты, как правило, достаточно примитивны (по крайней мере, по сравнению с сюжетами драматических спектаклей) и оперная музыка, как замечают многие специалисты, достаточно иллюстративна, т.е. обрисовывает ход действий, характеры участников и т.п., а следовательно, и воспринимать оперу на слух бывает легче, чем другое театральное действие.

Эта точка зрения помогает объяснить феномен программирования радиопередач середины 20-х годов. Он заключается в том, что трансляции опер составляли большую часть содержания радиоконцертов, причем малограмотная и эстетически малоразвитая аудитория высказывала по этому поводу очевидное удовлетворение.

Еще один род программ, появление которого относится также к начальному периоду массового вещания, – передачи радиотеатра. Уже в 1925–1927 годах мы встречаемся с оригинальной радиодрамой, инсценировкой литературного произведения, фольклорным спектаклем и даже с попыткой жанра, который сегодня носит название " драма с открытым финалом" и относится, как правило, к направлению, именуемому политическим радиотеатром.

В художественном вещании формируются два театральных направления. " Театр у микрофона" обозначает трансляцию или адаптацию спектакля, осуществленного на сцене того или иного драматического или музыкального театра и переданного в эфир с соответствующими комментариями. В отличие от него спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сценариям, написанным специально для радио, или по инсценировке литературных произведений (а иногда и на основе традиционных театральных пьес), относятся к другому направлению вещания, получившему название " радиотеатр".

Официальная дата рождения отечественного радиотеатра – 25 декабря 1925 года. В этот вечер станция имени Коминтерна передала первую советскую радиопьесу " Вечер у Марии Волконской", подготовленную к 100-летию восстания декабристов на Сенатской площади. Эта пьеса, безусловно, стала огромным шагом вперед в развитии художественного вещания. В спектакле отсутствовало какое-либо шумовое оформление, даже просто на элементарно-бытовом уровне. Герои появлялись «из ниоткуда», комнаты были лишены дверей, лестницы - ступенек, лошади двигались бесшумно.

В этой ватной студийной тишине, где не рождалось ни шороха, актеры порой сбивались на излишне подчеркнутую риторику, «менторско-лекторские интонации». Но в принципе, этот прием оказался весьма интересной профессиональной находкой — именно им, спустя много лет, воспользуется А. В. Эфрос, разрабатывая звуковую палитру своего радиоспектакля «Мартин Иден».

Автором и режиссером первой отечественной радиопьесы был Николай Осипович Волконский. В течение двух лет он сделал четыре экспериментальные постановки, ставшие в прямом смысле первопроходцами только зарождающегося вида радиоискусства — радиоспектакля. Постановки представляли совершенно разные жанры: мелодрама «Завод» по Камиллу Лемонье, очерк «Путешествие по Японии» по Гаузнеру, монументальная патетическая поэма «1905 год» по Пастернаку и радиоспектакль «Днипрельстан» по пьесе Афиногенова.

Естественно, сразу были найдены и недочеты в работе. Постановку «Путешествие по Японии» ругали за часто встречающиеся японские слова и названия, которые давались без перевода, за «интеллигентский язык», который, как и японский, трудно понять простому советскому рабочему, за «местами ненужно-высокопарный слог текста».

А Волконский тем временем продолжал экспериментировать с шумами и звуком. Ему буквально приходилось прорываться сквозь сложное отношение к этим выразительным средствам радиовещания — за каждым звуком искали классовый подтекст. И это очень осложняло настоящий творческий поиск.

На рубеже 20-30-х гг. в стране усилился интерес к звуковой сфере искусства. На радио стали создавать «звуковые картины». Например, в радиокомпозиции «Путь Октября», посвященной 10-й годовщине революции, «слуховой образ» создавали залп Авроры, стук колес поезда, фабричные гудки.

Среди лучших звуковых трансформаций художественной прозы в 30е годы: «Голубая чашка» и «Чук и Гек» по А.П. Гайдару, «Белеет парус одинокий» по В.П. Катаеву, «Приключения Чиполлино» по Дж. Родари, «Стальное колечко» и «Тёплый хлеб» по К.Г. Паустовскому, «Собака Баскервилей» и «Пляшущие человечки» по А. Конан Дойлу, «Певцы» по И.С. Тургеневу, «Золотой ключик» по А.Н. Толстому, «Маленький принц» по А. Сент-Экзюпери, «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу.

В те годы никаких временных норм в процессе подготовки радиоспектакля не было узаконено. Но редакционный опыт позволял устанавливать определенные условия. Всеволод Мейерхольд эти условия нарушал — он работал медленнее других. В тщательности его репетиций было не просто стремление к совершенству, но и откровенное намерение вести актеров к премьере привычным путем «созревания» театрального представления.

Пожалуй, самым старательным продолжателем мейерхольдовой радиоманеры стал Андрей Тарковский, в середине 60-х годов поставивший радиоспектакль «Полный поворот кругом» по рассказу У. Фолкнера.

Достоверность звуковой атмосферы в спектакле у Тарковского достигалась иногда девятикратным «наложением» — совмещением разных по характеру звуков.

Надо заметить, что следование именно такому подходу к воссозданию атмосферы действия в радиопередаче - особенно если оно было сделано с тщательным профессионализмом, почти гарантировало успех у слушателей, ибо свидетельствовало о достоверности происходящего.

Одна из самых известных - радиопостановка по роману Герберта УэллсаВойна миров, осуществлённая Орсоном Уэллсом в 1938 году. Радиослушатели приняли спектакль за реальный новостной репортаж: более миллиона жителей северо-востока США поверили в нападение марсиан и ударились в панику. Именно тогда возможности жанр были оценены по достоинству.

А где же происходит радиодействие? Где находится то «пустое пространство» художественного действия, которое нельзя увидеть, нельзя потрогать и которое вообще не ориентировано на привычные рецепторы человеческих ощущений... В воображении слушателя.

Гениальное определение радиодействия, принадлежащее Розе Марковне Иоффе, автору «Буратино», «Маленького принца», «Хозяйки Медной горы» - радиоспектаклей, на которых выросло несколько поколений наших соотечественников, - звучит лаконично и емко: «Слушая — видеть».

Мы все вместе погружаемся в атмосферу событий, и в этот момент возникает наша собственная реакция на происходящее. Сначала в душе у нас, а потом только в нашем разуме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.