Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активы в качестве субстанции и объекта международного предпринимательства






I. Основные вопросы темы

1. Активы как критериальный параметр и основная категория предпринимательской деятельности. Активы и организация их движения – субстанция и атрибутивный признак международного бизнеса.

2. Понятие, специфика и содержание экономического актива. Метаморфозы, регистрация и права на активы. Управление активами.

3. Классификация активов: концептуальные признаки классификационных единиц активов. Роль экономического актива». Особенности семейства «международные активы».

4. Международные сделки и операции с активами. Перемещение, структурные трансформации и возрастание стоимости активов – всеобщие средства достижения целей международной предпринимательской деятельности.

5. Понятийный аппарат (см.: раздел II настоящей разработки). Графическая часть: дегли № 1–8; схемы № 1–2.

1. Сущностные признаки и содержание рыночной экономики достаточно полно характеризуют три категории: «товар», «деньги» и «активы». Наиболее раскрытыми, продвинутыми и понятными в экономике переходного периода Россииявляются «деньги» и «товар». Активы, хотя и стоят над товарами (существуют различные формы товарных активов, например, консигнационные товары) и деньгами (широко применяются денежные активы, валютные активы и др.), еще мало сознательно используются российскими предпринимателями.

В России понятие, категория и инструмент «активы» все еще практически недостаточно применяются, по-видимому, из-за недооценки их роли в организации и экономике бизнеса. Вместе с тем, невозможно назвать в большей степени рыночно ориентированную категорию, наряду с понятиями «товар», «деньги», которые всесторонне характеризуют цивилизованный рынок, его состояние и тенденции развития. Контрдовод состоит в том, что и «товар», и «деньги» использовались при социализме, но они не были инструментами рыночного регулирования. Даже грамотный руководитель крупной российской бизнес-структуры будет затрудняться при определении 10–12 наименований активов, хотя их общее число, используемое в современном мире, насчитывает около 220. Знание активов необходимо каждому бизнесмену и специалисту – экономисту, менеджеру, маркетологу, консультанту, поскольку цель предпринимательской деятельности – прирост портфеля активов, наращивание их стоимостных, а также иных качественных и количественных характеристик; при достаточном разнообразии активов в пакете (Ч. I, индекс 0639) компании, банка или другой бизнес-структуры снижается угроза быстрого банкротства.

Содержательно все сделки и операции, которые осуществляются в бизнесе, связаны с активами, преобразованиями (метаморфозами) одних видов активов в другие виды, их перемещениями, заменой, присвоением, оценкой, получением в пользование (например, в форме аренды или лизинга) и т.д. Вся отчетная документация должна быть построена на активах, их движении. Следует отметить, что работа с активами – стержневая и сквозная проблема, рассматриваемая во всех темах дисциплины (курса, спецкурса) «Международный бизнес».

2. Активы являются центральными «фигурантами» любой бизнес-сделки, трансакции или операции, образуя целевой и смысловой стержень всех форм и видов бизнес-отношений. Нельзя безошибочно разрабатывать, принимать и осуществлять оперативные и/или стратегические решения в любой бизнес-структуре, не оперируя активами. Составление реальных бизнес-плана или мастер-плана, грамотное инвестирование, привлечение капитала, инновационная деятельность, оценка ресурсов, продажа прав на использование части активов компаний или ее торговой марки (товарного знака), слияние, создание партнерств, предоставление гарантий, защита собственности, коммерческой тайны или промышленных секретов, глобальное проектирование, международный бизнес, извлечение наибольшей пользы из консалтингового сопровождения или инжинирингового обеспечения начинаются с анализа всех видов активов, предвидения их преобразований из одного вида в другой. Более того, развернутая характеристика экономики фирмы, отрасли или народного хозяйства как живых целостных систем невозможна вне рассмотрения активов, их структуры, качественных и количественных параметров, включая тенденции стоимостного приращения активов в результате целесообразной производственно-хозяйственной деятельности.

Ключом рыночного хозяйствования, а значит и к пониманию рыночной экономики и усвоению новых знаний в области активов является экономический актив, т.е. любой вид, класс или семейство активов независимо от «вещной» формы, который учтен в балансе активов и пассивов, и способен для его владельца извлекать экономическую выгоду – прибыль, доход, дивиденд, процент. Важно определить субстанцию актива, выявить, в чьей собственности, владении, распоряжении или пользовании он находится, какими правами или соответствующими документами (договорами, соглашениями, контрактами) закреплено это состояние актива и каким образом осуществлена процедура регистрации актива. Реальная стоимость – рыночная стоимость актива определяется в процессе его оценки, которая осуществляется дипломированным оценщиком (аудитором), имеющим лицензию (в отдельных случаях ее проводит аудитор или актуарий). В зависимости от вида (класса) актива его оценка увязывается с рейтингом (фондовые активы), скринингом, репутацией компании или ее владельца, кредитоспособностью (банка, финансовой компании), ликвидностью, платежеспособностью, капитализацией и т.д.

Все сказанное позволяет методологически рассматривать активы, как атрибутивное качество бизнеса. Более того, под обязательную регистрацию подпадает любое действие с активами, в частности, метаморфоза активов как результат преобразования одной их формы в другую, смена собственника, учреждение сособственности, партнерства, предоставление в аренду (арендованные активы), в лизинг (лизинговые активы), слияние или поглощение бизнес-структур (см.: более подробно темы, представленные в настоящем Плане-конспекте лекционного курса). Главное действие, которое осуществляется компанией с активами – управление активами. В принципе оно сводится к регулирующему воздействию, руководству портфелем активов благодаря применению системы реально используемых методов оптимизации доходов от размещения активов. Процесс управления включает диверсификацию (структуризацию) активов в интересах увеличения объема капитализации компании, рыночной стоимости бизнеса.

Примером всеобщего значения активов в рыночной экономике является бизнес-поведение российских компаний и корпораций, их позиционирование. Когда наиболее крупные из них вынуждены были обращаться на мировой рынок ссудного капитала или на зарубежные фондовые биржи за финансовыми ресурсами. Здесь-то и выяснилось, что использование активов – непременное условие заимствования инвестиций. Жизнь подправила представления российских предпринимателей.

С метаморфозами активов или с переходом прав на активы связаны такие виды активов, как: активы, быстро превращаемые в наличные денежные активы; активы, право владения которыми вытекают из совершенных операций; активы, условно оцениваемые в балансе; перемещаемые активы.

3. Особая ситуация складывается в случае осуществления международных бизнес-операций и сделок, например, купли-продажи активов или применения форм международного лизинга, международных слияний и поглощений, консолидации захвата, возврата долга, предоставление активов в залог, участие в биржевых торгах на зарубежных биржах, смена собственника посредством перехода (защиты) имущественных прав в режиме экономических отношений резидент-нерезидент. Это связано с проведением экспортно-импортных операций, транспортировкой, предоставлением сервисных услуг, освоением объектов активов, скажем, интеллектуальной собственности (интеллектуальных активов) или промышленной собственности (промышленных активов), технологий, машин, оборудования в зарубежной стране и т.д.

Цель международного перемещения активов состоит в извлечении наибольшей прибыли посредством реализации активов по цене рыночной, которая установлена на мировом рынке. Приведенные признаки и характеристики неопровержимо доказывают, что правомерно анализировать и использовать активы как субстанцию и объект международного бизнеса.

4. Один из центральных и одновременно сложных вопросов темы и всего курса является классификация активов. Она представляется системой подчиненных или соподчиненных групп активов, которые объединены по определенным принципам и/или критериям построения общей схемы. В авторской концепции классификации приняты следующие ее признаки: природа активов, характер собственности и зарегистрированный владелец субстанции, значимость данной группы активов для национальной экономики России и российских бизнес-структур, качество активов, способ закрепления правомочия на активы, особенности привлечения активов, необходимость укрупнения группировки и характеристика способа использования.

Здесь важна типология как элемент объединения близких по признакам групп активов. В частности, выделяются следующие классификационные единицы активов: типы (основные активы – производные активы...); классы (воспроизводимые активы – невоспроизводимые активы...); отряды (собственные активы – привлеченные активы...); семейства (финансовые активы – нефинансовые активы...); роды (обращающиеся активы – незаложенные активы...); виды (личные активы – частные активы...); разновидности (оборотные активы – внеоборотные активы...); статьи (фиксированные активы – балансовые активы...).

Группирование активов производится и на основе выделения форм активов, которые отражают движение активов в связи с их модификациями, например, неактивных активов в активные активы и т.д. Качество управления во многом определяется набором (структурой) активов. Знание структуры активов, умение ориентироваться в их метаморфозах предопределяет успех в процессе управления активами, что ведет к повышению эффективности использования активов, рыночных трансакций. Сочетание экономической политики, тактики и стратегии и управления активами проявляется в выборе активов, выборе портфеля активов, в осуществления реструктуризации активов и т.д.

На основе изучения мирового опыта и сложившейся практики в России, а также с учетом потребности приобретения знаний определенного профиля значительная часть структуры активов сгруппирована на основе приведенной классификации по следующей тематике: материальные активы, финансовые активы, банковские активы и кассовые активы, активы компании, активы фонда и международные активы (см.: графическую часть данной темы – приведенные дегли). В составе последнего семейства активов выделены: реальные международные активы, импортные активы, совместные активы, валютные активы, конвертируемые активы, долларовые активы, иностранные активы, заграничные активы, экспортные активы, офшорные активы и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.