Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристофан. Общая характеристика






 

Греки гордились соотечественниками, людьми высокого таланта и обширных знаний. Когда говорили – Поэт, ясно, что речь шла о Гомере. Если называли: Оратор – имелся в виду Демосфен. Аристофана иногда именовали – Комик. Позднее за ним закрепился не менее лестный титул: отец комедии. И если комедии Аристофана – зеркало общественно-политической жизни Афин, художественное свидетельство, насыщенное множеством реалий, то о собственной биографии драматург не озаботился.



БИОГРАФИЯ. Жизнеописание Аристофана, как и многих древних писателей, пестрит «белыми пятнами». Случилось это потому, что в Афинах популярные деятели, находившиеся на виду, даже такие, как Перикл, Солон, Фемистокл и другие, при жизни были достаточно известны согражданам. Это касалось их образования, государственных и литературных заслуг, а также их предков. Специально никто не занимался составлением их биографий. Когда же несколькими столетиями спустя, уже в эпоху эллинизма, такого рода разысканиями занялись александрийские филологи, выяснилось, что документов почти не сохранилось.

Что же все-таки сегодня известно об Аристофане? Родился он в 445 или 446 г. до н. э. Его отец по имени Филипп был землевладельцем в Аттике. Видимо, это объясняет то, что Аристофан не только хорошо знал труд и быт землепашцев в Аттике, но и принимал близко к сердцу их заботы и чаяния. Первую комедию он написал и впервые выступил в драматических состязаниях в 427 г. С тех пор он написал около 40 комедий, примерно по одной в год до самого конца жизни. Умер он около 388 г. до н. э. На могиле Аристофана имеется надпись, сочиненная философом Платоном:



Долго искали хариты святилища; Аристофана

Вечную душу найдя, прочный в ней храм обрели.

НАСЛЕДИЕ АРИСТОФАНА. До нас дошло 11 комедий Аристофана: «Ахарняне» (425), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» («Тишина») (421), «Птицы» (414), «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий» (413), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392), «Плутос» («Богатство») (388). Кроме того, от отдельных произведений дошло около 1000 мелких фрагментов. Его сын Арарог также был драматургом; ему Аристофан незадолго до кончины передал для постановки две комедии.

Анализ многообразной тематики его комедий убеждает, что Аристофан был всесторонне образован, начитан и находился в гуще общественных, политических и литературных страстей своего времени. А оно было насыщенным, судьбоносным. Главным событием, современником которого он был, нашедшим сильнейший отзвук в его творчестве, была Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.). В его пьесах – множество имен реальных людей, государственных мужей, прямых упоминаний конкретных событий скрытых, или, напротив, прозрачных намеков на них. Они были легко узнаваемы и вызывали живую реакцию у соотечественников.

Современный читатель Аристофана, чтобы до конца понять текст, обязательно должен заглянуть в комментарий. И если сегодня зрителям популярной остросатирической программы «Куклы» все понятно, герои со своими репликами и внешностью легко «идентифицируюся». то для будущих поколений многое уже потребует пояснений.

Аристофан – человек живого проницательного ума, был нелицеприятен по отношению к некоторым демократическим институтам. Он был приверженцем старины, славной памяти греко-персидских войн, героики Саламина и Марафона. Подобная ностальгия по прошлому отличала многих мыслящих афинян в период Пелопоннесской войны, когда государство переживало трудную пору. Исходя из идеалов прошлого, которое виделось ему в розовом свете, драматург критически оценивал современность.

Кажется, ничто не укрылось от его наблюдательного взгляда, не избежало его сатирических стрел: внутренняя и внешняя политика, бесстыдство политиканов, демагогов, дурачивших народ; сомнительная ученость софистов; преступность поборников войны. В поле его зрения находились такие области жизни, как положение женщины, судопроизводство, литература и искусство. Рассказывают, чт, о когда великий философ Платон был у сицилийского тирана Дионисия, которому он надеялся привить уроки справедливого государственного правления, Дионисий попросил у него конституцию Афин. И тогда Платон дал ему прочесть комедии Аристофана.



АРИСТОФАН И АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Но критика Аристофана не подвергала сомнению коренные основы демократии. Она была заострена против их извращения, против политиков, которые паразитируют на демократических свободах и используют их в своекорыстных целях. Именно благодаря Аристофану слово «демагог» не только получило широкое распространение, но и приобрело негативную окраску. Оно прочно вошло в современный политический лексикон. Комедиограф был сторонником умеренной демократии, свободной от радикальных крайностей, от власти олигархии, т. е. господства немногих знатных, могущественных родов или семейств. Он зло издевался над теми афинянами, в первую очередь над «золотой молодежью», известной т. н. лаконофильством, т. е. симпатиями к Спарте. Аристофану были близки чаяния простых людей, тружеников, селян. Он также иронизировал и над укоренившимися у рядовых афинян представлениями о якобы извечном превосходстве мужчины над женщиной.

Комедии Аристофана имеют немалое познавательное значение. Они позволяют понять не только политическую, но и общественную, бытовую жизнь современных ему Афин.

Проиллюстрируем это одним примером. В комедии «Облака» старик Стрспсиад, которого избил собственный сын, выбегает на улицу с криком: «Соседи! Домочадцы и приятели! Спасите! Бьют! Бегите, помогите мне!» Заметим. что взывает он не к городской страже, а к согражданам, обращается к их авторитету. Для афинянина многое значили родственники, друзья, он вращался в определенном кругу людей, скажем, близких по интересам, по профессии. Это отражало психологическую атмосферу греческого полиса. Нравственный авторитет сограждан мог пресечь несправедливость. На улице гражданина мог остановить тот, кто подвергся обиде, с требованием быть свидетелем, или понятым, или третейским судьей. В греческом обществе сохранялся сильный дух солидарности между людьми.

АКТИВНЫЙ ПРОТИВНИК ВОЙНЫ. Замечательная черта Аристофана – его активная антивоенная позиция. Осуждение войны, кровопролития, разжигания междоусобиц. И такое же горячее прославление мира, неизменно актуальное.

В 1954 г. по решению Всемирного Совета Мира широко, в международном масштабе праздновалось 2400 лет со дня рождения Аристофана. Широко отмечалась эта дата и в нашей стране; при этом, в условиях еще продолжавшейся «холодной войны», настойчиво подчеркивался антивоенный пафос твор-честна великого драматурга, актуальность его призывов к миру.

4. «Лисистрата»

 

АРИСТОФАН И ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА. Время Пелопоннесской войны оказалось очень плодотворным для Аристофана: им было поставлено 9 из 11 дошедших до нас комедий. В нескольких из них звучит антивоенная тема.

Так, в комедии «Ахарняне» главный герой – крестьянин Дикеополь (буквально: «справедливый житель») из области Ахарн (она особенно страдала от войны, подвергаясь разорительным нападениям спартанцев) решает самолично заключить с ними сепаратный мир. Но это решение некоторым не по душе. Дикеополя объявляют предателем, хотят убить. Дикеополь доказывает, что в основе войны лежат малозначительные причины, зато ее жертвы – огромны. На землю Дикеополя, где воцарился мир, стекаются его единомышленники. Он организует праздник, веселую пирушку, так что, в итоге все, а прежде всего хор, признают его правоту.

В комедии «Мир» (другой перевод «Тишина») крестьянин виноградарь Тригей, «взнуздав жука-навозника», поднимался на Олимп и освобождал «госпожу Тишину», богиню мира, которую заточил бог войны. Вместе с возвращением на землю Тишины люди обретают радость. Все завершается бесшабашной трапезой, на которой «храбро челюсти жуют», а герои готовы «навсегда забыть о блеске железном» (т. е. войне).



ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ «ЛИСИСТРАТА». Оригинальным образом решается тема войны и мира в комедии Аристофана «Лисистрата», одной из наиболее известных, имеющих богатую сценическую историю. Комедия была поставлена в 411 г., в крайне неблагоприятную для афинян пору. В обществе была все еще жива болезненная память о неудаче в результате катастрофы с экспедицией на Сицилию (415 г.), когда было потеряно много боевых кораблей, а также людей. Ореол непобедимости Афин на море был развенчан, от них начали отпадать некоторые союзники. В этих условиях комедия прозвучала как горячий антивоенный протест. Новизна же была в том, что Аристофан энергично напоминал о той роли, которую способны сыграть женщины, матери и жены в прекращении бессмысленного кровопролития.



РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. БУНТ ЖЕНЩИН. Действие в комедии разворачивается в Афинах перед Акрополем. Главная героиня – молодая энергичная женщина по имени Лисистрата. что буквально означает: распускающая войско, или прекращающая походы. Лисистрата знакомит подруг с оригинальным планом, долженствующим положить конец кровопролитию, добиться того, что «копья в землю все воткнут копейщики». Для этого женщинам надо совсем немного – сплотиться, действовать твердо и сообща и избавить Элладу от бесконечной губительной междоусобицы. Война – это разоренье, горе, вдовья доля женщин. Их задача вернуть мужчин домой с поля боя. охладить их воинский пыл. И здесь самое надежное средство – женам отказать мужчинам в ласках и тем самым заставить их подчиниться. У слабого пола есть победоносное оружие – их чары, перед которыми сильный пол безоружен. Заметим, что Аристофан любит шутки, вольности, рискованные остроты, равно как и весьма откровенные подробности. Это было в порядке вещей для древних, у которых был характерен культ не только духовных, но и чувственных наслаждений. Вот какие аргументы приводит Лисистрата:



…Да! Клянусь богинями!

Когда сидеть мы будем надушенные,

В коротеньких рубашечках в прошивочках,

С открытой шейкой, с грудкой, с щелкой выбритой,

Мужчинам распаленным ласк захочется,

А мы им не дадимся, мы воздержимся.

Тут, знаю я, тотчас они помирятся.

По настоянию Лисистраты женщины хором возглашают шутливую клятву, начинающуюся словами: «При муже буду жить невинной девушкой». После этого женщины прячутся в Акрополе и накрепко запирают его засовами. Лисистрата провозглашает: «Они в Акрополь не добудут доступа, пока того, чего хотим, не сделают».

Мужчины подвергают Акрополь осаде. Это представлено в довольно комическом духе. Хор разделен на две части. Одна часть – это 12 стариков, запасшихся хворостом, которые пытаются поджечь Акрополь. Его защищает второе полухорие, состоящее из 12 старух, заливающих огонь водой из кувшинов. Советник, важное должностное лицо, вместе со стрелками, видя воцарившийся непорядок, пробует разогнать толпу женщин. Но Лисистрата ловко дурачит Советника, убедив его, что заняла Акрополь, чтобы сохранить гам государственную казну, которую мужчины грозят потратить на военные нужды. В уста Лисистраты, женщины умной, образованной, наделенной даром аргументации, вложены размышления о всеобщей разрухе, о необходимости единства всех греческих государств.



ЗАШИТА ПРАВ ЖЕНЩИН. Ее спор с Советником – одно из самых ранних и пылких выступлений в защиту женской доли:



Знай, для женщин война – это слезы вдвойне!

Для того ль сыновей мы рожаем,

Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей?

И далее:



И к тому же в года, когда юность цветет, когда хочется радость увидеть.

Из-за ваших походов как вдовы мы спим.

Ну про нас говорить я не стану.

Наших девушек бедных мне жалко до слез, что стареются, сидя за прялкой.

Исполненные неподдельной горечи слова Лисистраты о женской доле – это очевидная перекличка с тем, что говорила Медея Еврипида, хотя последний не раз бывал предметом иронических уколов в комедиях Аристофана. На замечание Советника, человека недалекого, о том, что мужчины также не молодеют. Лисистрата резонно отвечает:



У мужчин это дело другое.

Он домой возвратится с седой головой и возьмет

Себе девочку в жены.

А у женщины бедной пора недолга, и когда не

возьмут ее к сроку.

Уж потом не польстится никто на нее. и старуха

сидит и гадает

КАПИТУЛЯЦИЯ СТОРОННИКОВ ВОЙНЫ. После того как дна полухория стариков и старух обмениваются взаимными жалобами и претензиями, зритель переносится в Акрополь. Лисистрата стремится укрепить дисциплину, смирить «постыдный женский нрав». «Забастовка» не менее тяжела для женщин, чем для мужчин. Героине стоит немалых усилий следить за тем, чтобы женщины не «расползались». Они изобретают множество поводов и предлогов, чтобы улизнуть: одна собирается домой, чтобы выяснить, не съела ли моль ее шерсть; другая, потому что в доме нетканое полотно; третья не сомкнет глаз, потому что пугается сов, гнездящихся под крышей. Еще одна признается, что немедленно должна родить, хотя вчера еще никто не мог заметить, что она беременна. Лисистрата разоблачает обман, обнаружив, что неожиданно выросший живот – это всего лишь спрятанный воинский шлем. Но в конце концов Лисистрата уговаривает женщин вернуться в крепость, сохранить верность данной клятве.

Комичен эпизод с афинянином Кинесием, который приходит к своей жене Миррине: он бессилен сносить одиночество, дом стал для него постылым. Игриво распаляя мужа, Миррина согласна выполнять свои обязанности жены лишь при условии, что Кинесий уговорит других мужчин прекратить войну. Наконец является Вестник из Спарты с сообщением, что спартанка Лампито подвигла женщин и этой страны устроить аналогичную забастовку. Везде женщины требуют прекращения войны. План Лисистраты приносит плоды.

Являются послы из Афин и Спарты. Они сообщают о намерении прекратить войну и обменяться посольствами. Лисистрата отдает спартанцам их жен, укрывшихся в Акрополе. В обмен на возвращение жен мужчины из обоих враждующих лагерей обязуются окончить войну. Счастливый финал комедии, как и обычно у Аристофана, – всеобщее веселье и пирушка. Лисистрата предлагает навсегда покончить с кровавыми конфликтами:



Теперь, когда счастливо все покончено,

А вы – своих! Пусть к мужу подойдет жена

И муж – к жене. Сейчас, друзья, на радостях

Богам во славу спляшем мы, а в будуйіем

Остерегайтесь, не грешите более!

«Лисистрата» – одна из наиболее стройных по композиции аристофановских комедий. Все ее элементы подчинены решению главной задачи.



СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМЕДИИ. «Лисистрата» имеет богатую сценическую историю. Еще до революции она увидела сцену в Саратове (1910), а в 1918 г. очередная постановка была осуществлена в Театре-студии им. Ф. Комиссаржевской. Однако обе сценические версии не были удачными. Зато успех выпал на долю спектакля, осуществленного в 1923 г. таким мастером, как В. Немирович-Данченко, в музыкальной студии МХАТа. Это была современная постановка, лишенная архаики, исполненная антивоенного пафоса, чему способствовало и оригинальное оформление. Сцена представляла собой вращающийся круг, легкие колонны вместе с белыми лестницами на фоне яркого неба помогали создать обобщенный образ Древней Эллады. Декораций не было, актеры выходили на сцену из люка. Главенствующая роль отводилась толпе, или хору, что, однако, не умаляло игры актеров, создававших индивидуальные характеры. Считается, что этот спектакль имел этапное значение для развития нашего театра в послеоктябрьские годы.

5. «Всадники»

 

Антивоенная тема присутствует и в другой знаменитой комедии Аристофана «Всадники». Она соединяется с темой осуждения бессовестных демагогов, политиканов, дурачащих народ лживыми посулами.



ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ. «Всадники», поставленные в 424 г., удостоились на соревновании комедиографов первого приза. Поводом к ее написанию послужили следующие обстоятельства. В Пелопоннесской войне произошел благоприятный поворот для афинян: стратег Демосфен (он выведен в виде раба) осуществил захват гавани Пилос; был завоеван также остров Сфактерия. При этом почести победителя достались лидеру агрессивной фракции демократической партии полководцу Клеону, хотя в подготовку этой операции внесли основной вклад Демосфен и другой стратег – Никий (также выведенный в качестве раба). Клеон же торжественно вернулся в Афины, где удостоился высших почестей: пожизненного обеда в пританее, т. е. в афинском городском совете, и первого места в театре. На следующий год его избрали стратегом. Вскоре под начальством Никия афиняне предприняли удачный поход в Коринф. Эти события дали повод к созданию комедии, иносказательный смысл которой был понятен афинским зрителям.



КЛЕОН КАК ПРОТОТИП ПАФЛАГОНЦА. В комедии Клеон – прототип одного из главных персонажей: он действует под именем раба, названного Пафлагонцем, или Кожевником. Это было очевидно современникам. Клеон, лидер партии радикальных демократов, нападавший на самого Перикла, был в ту пору в Афинах личностью влиятельной. Клеон выступал за интенсификацию военных действий, в то время как Никий, представлявший интересы крупных и средних землевладельцев, – за их прекращение. И требовалось гражданское мужество, чтобы сделать его на сцене предметом насмешек и комических трюков. Говорят, что Клеон внушал такой страх, что ни один актер не брался за эту роль. Тогда ее сыграл, причем без маски, сам Аристофан.

В какой же мере у Аристофана литературный образ верен прототипу?

Известно, что Клеон запугивал людей ложными доносами, за что его ненавидели как бедные, так и богатые. Он обманывал народ, льстил ему, вымогал взятки у сограждан и афинских союзников, был замешан в казнокрадстве; короче, был «осчастливлен» целым букетом пороков, что, однако, не мешало ему преуспевать. В комедии он представлен, как и водится в произведениях такого жанра, в смешном, даже карикатурном свете.

Между тем, авторитетные историки Подтверждают справедливость аристофановской характеристики Клеона как личности неприглядной. По словам Фукидида, Клеон – «самый буйный из всех граждан, пользовавшихся тогда больше всех доверием у народа». Знаменитый биограф Плутарх сообщает о «скверности и наглости» Клеона. Великий философ Аристотель напоминает о некоторых ораторских «приемах» Клеона, который «более всех развратил народ своими порывистыми движениями, первый стал кричать на трибуне и ругаться».

«Всадники» Аристофана подчеркивают общую особенность древнеаттической комедии – свободу личной издевки.

Еще один вывод: законы политики таковы, что и в стародавние времена в цивилизованных демократических Афинах могли преуспевать демагоги и авантюристы. Ныне политиков такого рода, ориентирующихся обычно на отсталые слои населения, называют популистами.



ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. В комедии «Всадники» действие происходит в Афинах перед домом Демоса (Народа афинского), дряхлого старика, у которого забрал власть ловкий раб но имени Пафлагонец. По словам раба Никия, «с тех пор, как в дом ворвался он, прохода нет нам, домочадцам, от битья и ругани». В имени Пафлагонца намек на то, что отец Клеона был владельцем кожевенной мастерской. Слово же «пафладзо» означает: «брызгать». Буквально его имя означает: «кожебрызгающий». Клеон имел обыкновение, произнося речи, входить в раж и брызгать слюной. Один из рабов Народа (в некоторых переводах Демоса) так характеризует и хозяина, и ловкого, нахального Пафлагонца:



Хозяин с ним один у нас,

Бобов грызун, сварливый, привередливый.

Народ афинский, старикашка глухонький.

На рынке прошлом он себе раба купил,

Кожевника, рожденьем пафлагонца. Тот,

Пройдоха страшный, негодяй отъявленный,

Нрав старика тотчас же раскусить сумел,

Кожевник наш, и стал ему поддакивать.

Подкармливать словечками лукавыми.

Подмасливать и льстить…

…Дерзко выхватив

Еду, что мы хозяину состряпали.

Ему он преподносит.

Хозяин же. Народ, совершенно «потерял рассудок», просиживая томительные часы на каменных скамьях в Народном собрании. Один из рабов, Никий, находит выход, позволяющий ограничить влияние Пафлагонца. Он похищает у него оракулы, с помощью которых тот дурачит народ. Из пророчеств оракула следует, что пафлагонца сменит новый раб. Он и сделается фаворитом у народа. Имя ему Агоракрит (Колбасник), он и «сразит Кожевника». Старые рабы так его аттестуют: «буян, горлан, как мельница грохочущий». Колбасника извещают о его новом назначении: он станет владыкой Афин. Колбасник никак не может поверить, что он, человек низкого звания, малограмотный и некультурный, сумеет сделаться столь всесильным: «владеть и рынком, и собраньем с гаванью, вертеть Советом… и стратегов брить, судить, рядить и девок в пританей водить». Демосфен одобряет Колбасника:



Ведь демагогом быть – не дело грамотных,

Не дело граждан местных и порядочных,

Но неучей негодных.

Демосфен призывает Колбасника бесстрашно браться за дело. Ведь он «рожден быть демагогом», поскольку обладает «пропойным басом проходимец рыночный». А это как раз качество первостепенной важности для правителя. Демосфен обещает Колбаснику успех: ему помогут тысяча всадников, то есть аристократическая группировка, враждебная Клеону, равно как и все честные граждане. Хор, образующий два полухория, одет в костюмы всадников.



АГОН КОЛБАСНИКА И КЛЕОНА. Когда при виде Пафлагонца, обрушивающего на Колбасника страшные угрозы, тот обращается в бегство, всадники приходят к нему на помощь. Начинается словесный поединок двух нахалов, Пафлагонца и Колбасника. Шутка, юмор, комизм – стихия Аристофана.



Клеон. Сдохнешь вмиг один от воя.

Колбасник. Зареву я громче втрое.

Клеон (еще громче). Лопнешь ты, как только крикну!

Колбасник (еще громче). Треснешь ты, как только пикну!

Клеон. Уличу тебя в измене.

Колбасник. Подведу тебя пол пеню.

Клеон. Оглушу тебя бахвальством.

Колбасник. Обойду тебя нахальством.

Клеон Посмотри в глаза мне, двинь-ка.

Колбасник. Что же, вскормлен я на рынке.

Клеон. Задавлю, коль залопочешь.

Колбасник. Заплюю, чуть загогочешь!

Клеон. Я краду, признаюсь смело.

Не посмеешь ты признаться.

Колбасник. Видит бог, могу умело

Воровать и отпираться…

Колбасник, соискатель титула первейшего слуги, в бесстыдстве способен затмить Пафлагонца. Оба устремляются в Совет Пятисот, изрыгая «лавины слов», обвиняя друг друга в государственных преступлениях. Совет Пятисот признает победителем Колбасника, но Пафлагонеи не складывает оружия. Он требует соперника в суд самого Демоса.

Начинается новый «агон». Оба, нагруженные корзинами еды, соревнуются в усилиях склонить Демоса на свою сторону. В их споре, насыщенном взаимными обвинениями, проскальзывают важные детали, касающиеся действий афинян в период войны со Спартой. Оба раба наперебой угощают хозяина разными яствами. Но Демосу захотелось зайца, и его ворует и зажаривает для него Колбасник. После этого Демос велит Пафлагонцу снять венок и передать Колбаснику в знак победы и того, что он становится управителем имущества Демос. Пафлагонец же оплакивает свое поражение.



ФИНАЛ КОМЕДИИ. В заключительной сцене, эксоде, Колбасник, празднично одетый, рассказывает о том, как он сварил Демоса и сделал безобразного старика прекрасным, омолодив его на 60–70 лет, то есть вернул ко временам победы при Марафоне. Демос – в праздничном уборе, «с золотой цикадой в кудрях, в облачении предков древнем». Он должен восстановить нарушенный мир со Спартой. На долю же Пафлагонца выпадает наследовать ремесло своего счастливого соперника – торговать колбасами.

6. «Облака»

 

Заслуженно популярна и комедия «Облака», произведение, живое, остроумное, искрометное. И хотя «Облака» заняли на состязании комедиографов лишь третье место, Аристофан считал ее одним из своих главных достижений. Темой комедии была остро критическая опенка модной софистической системы воспитания, как вредной. Ей противопоставлялась старая система, позволяющая молодежи быть здоровой и душой, и телом.



СОФИСТЫ И СОФИСТИКА. Софистами, т. е. мудрецами называли предстанителей весьма влиятельного направления в древнегреческой философии, ставшего популярным в V–IV вв. до н. э. Одним из основоположников софистики считался Протагор, ученик Демокрита, кстати, близкий к Периклу. Протагор и другие софисты придерживались принципа релятивизма, т. е. считали, что окружающий нас чувственно-материальный мир непознаваем. Они, в частности, утверждали, что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, дать ему две, абсолютно противоположные оценки. Все зависит от способа аргументации. Поэтому главенствующим методом обнаружения истины стало искусство словесного убеждения. Это обстоятельство стимулировало развитие риторики, т. е. науки о законах красноречия.

Софисты значительное внимание уделяли преподавательской деятельности, в частности, риторике. Это было актуально, поскольку в условиях демократической системы возросла роль судов в решении уголовных и гражданских дел, имущественных споров. Участию в судебных дискуссиях и учили софисты, обычно за немалые деньги. Наряду с серьезными людьми среди софистов имелись и шарлатаны, и крючкотворы; именно они стали объектом сатиры Аристофана.

Отношение к софистам в Афинах не было однозначным: их и поддерживали, и подвергали нападкам. Софистам вменяли в вину «безнравственность», но особенно не нравилось то, что они берут плату за обучение. Это, однако, не помешало софистам внести вклад в развитие таких наук, как грамматика, риторика и логика. Они прививали навыки правильного построения речи, умелого спора.



СОКРАТ. В «Облаках» объектом критики была выбрана широко известная в Афинах школа Сократа. В комедии осмеивается и сам ее глава, близкий к софистам, Сократ (470–399 гг. до н. э.), философ, мыслитель, ученик знаменитого философа Анаксагора, друга Перикла, одна из самых загадочных и трагических фигур своего времени. Сын камнереза и повивальной бабки, он славился своей образованностью, был человек нелегкой личной судьбы. Основное внимание он уделял вопросам нравственности, определял смысл таких категорий и понятий, как справедливость, мудрость, мужество. Сократ не оставил после себя сочинений; его взгляды известны нам в изложении одного из его учеников, великого философа Платона.

Сократ считал, что знание может быть добыто в процессе беседы и особенно спора, диалога. Именно он явился основоположником диалога как жанра философской прозы. Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению собственной внутренней сущности. Один из его прославленных афоризмов гласил: «Познай самого себя».

Сократ был человеком трагической судьбы. Известно, что женился он в более чем зрелом возрасте на некой Ксантиппе, от которой у него было трое сыновей. Ксантиппа же, как свидетельствуют очевидцы, отличалась невыносимо сварливым и вздорным характером и изводила философа нескончаемыми упреками и выражением недовольства. Имя Ксантиппы стало нарицательным как синоним злобной жены, никогда не дающей покоя мужу.

Спасаясь от невзгод семейной жизни, Сократ находил отдушину в основанной им научной школе, где пользовался исключительной любовью и авторитетом у своих учеников. Один из них, Платон, свидетельствует о Сократе как о человеке великодушном, бесстрашном и справедливом. Главным в сократовском учении было воспитание нравственного гражданина, методика совершенствования личности. Сократ был убежден, что правильные поступки – плод знания, а добродетель – воспитания. Личность оригинальная, Сократ всем своим обликом и поведением словно бы бросал вызов общепринятому. И это не всеми одобрялось. Иногда босой, в незаштопанном плаще он мог появляться на улицах Афин, вступать в беседу со случайными людьми, собирая вокруг себя любопытных. Он полагал, что с помощью умело сформулированных вопросов человека можно подвести к познанию истины, сокрытой в душе каждого. Ученики Сократа были из разных слоев общества; немало было молодых аристократов представителей «золотой молодежи».

Будучи человеком проницательного, критического ума, Сократ не одобрял многих сторон жизни в Афинах, осуждал оракулов и гадателей, за что позднее ему приписали «безбожие». Фигуру Сократа осветила его героическая смерть. Был 399 г. до н. э., положение Афин после проигрыша Пелопоннесской войны оставалось тяжелым. Козлом отпущения избрали Сократа, которого обвинили в том, что своими нападками на богов он якобы спровоцировал их гнев, обрушенный на Афины. Против Сократа был затеян судебный процесс, на котором он держался с завидным достоинством, произнес защитительную речь, поистине блистательную. В ответ на обвинение в том, что он из себя сотворил «божество», слушал глас «демона» и «совращал» молодежь, Сократ убедительно доказал, что им двигало исключительно благо Афин. После речей обвиняемого и обвинителей суд приступил к голосованию. Сократ был объявлен виновным двумястами восемьюдесятью одним голосом против двухсот двадцати. Это был проигрыш народа. Суд над Сократом показал: далеко не всегда большинство, даже полученное в результате демократического голосования, бывает правым. С редким мужеством встретил Сократ смерть, выпив чашу с ядом.

Сократ, как и другие великие эллины и римляне: Александр Македонский, Перикл, Юлий Цезарь – стал «знаковой» фигурой античной истории. Он воспринимается как бескомпромиссный борец за истину, отдавший за нее жизнь. К его образу, к урокам его жизни обращались писатели новейшего времени. Ему посвящены пьесы немецкого драматурга Бертольта Брехта «Раненый Сократ» и американского драматурга Максуэлла Андерсона «Босоногий в Афинах».

Совсем по-иному, сатирически, описывал Сократа Аристофан. Однако надо заметить, что эта комедия появилась задолго до трагической смерти мыслителя.



РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ В «ОБЛАКАХ». Названа комедия так потому, что хор облачен в белые развевающиеся одежды, напоминающие бегущие по небу облака. Одновременно это была также и художественная метафора: облака символизировали для комедиографа туманную, трудноуловимую науку, которую преподавали софисты.

Действие развертывается перед двумя домами, стоящими рядом, – домом Стрепсиада и «мыслильней» Сократа. Главный герой, старик Стрепсиад, человек традиционного склада ума. бывший крестьянин, переехавший в Афины, страдает бессонницей. Его одолевают проблемы, связанные с его сыном, молодым человеком Фидиппидом, подражающим «золотой молодежи».



Бела мне, не могу уснуть! Грызут меня

Корма, овсы, расходы и долги мои.

Всему виною – сын мой.

Стрепсиад не знает, как отбиться от кредиторов Фидиппида. Он хочет послать непутевого сына в школу модных философов, в соседний домик, где расположена «мыслильня». Там обитают «мудрые души», которые за плату обучают искусству выиграть любое дело. Стрепсиад также уговаривает сына:



Рассказывают, там, у этих умников,

Две речи есть. Кривая речь и правая.

С кривою речью всяк всегда, везде

Одержит верх, хотя бы был кругом не прав.

ОБУЧЕНИЕ В «МЫСЛИЛЬНЕ». Но сын отказывается туда отправиться, и вместо него в «мыслильню» идет Стрепсиад. «Мыслильня» – довольно странное заведение. Это дом, где размышляют на философские темы. Ученики в этом заведении, исхудавшие и грязные, явно карикатурные фигуры, оправдывают аттестацию, выданную им Фидиппидом: «Негодяи бледнорожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херефонт помешанный».

Поглощенный химерическими «исследованиями», Херефонт измеряет длину прыжка блохи, для чего помещает ее на дощечку, намазанную воском, где отмечает ее следы. Кроме того, «мудрец» Херефонт изучает вопрос о «комарином пенье»: «Грубит комар гортанью или задницей».

Наконец, драматург являет зрителям Сократа, который висит в воздухе в корзине. Суть своих занятий он определяет гак: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил».

О себе Сократ говорит так:



Средь образованных затем меня прозвали Кривдой,

Что прежде всех придумал я оспаривать законы.

И правду кривдой толковать, и побеждать неправдой.

Сократ толкует со Стрепсиадом о каких-то туманных материях, об облаках, эфире и прочем, что простодушному старику трудно уразуметь. Сократ же обещает Стрепсиаду, что если тот будет «прилежен» и «усерден», то сумеет даже уподобиться его ученику Херефонту.

В комедии Аристофан дает волю богатой фантазии и чувству юмора. Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада, где в роли учителя выступает сам Сократ. Одна нелепица громоздится на другую. Аристофан в смешном виде представляет своих идейных недругов. Вот метод преподавания софистами логики: «Основную мысль найди, развей ее и расчлени по костякам, определи и сопряги». Вот суть учения философа Протагора: «Слабейший аргумент сделать сильнейшим». Стрепсиад все это слабо улавливает. В итоге Сократ отказывается его учить, ибо перед ним – «глупейший старикашка и забывчивый». Предводительница хора облаков советует тому послать взамен себя сына.



СТРЕПСИАД И ФИДИППИД. Стрепсиад, возвратившийся домой ни с чем, бессилен избавиться от кредиторов сына. После этого отец побуждает Фидиппида посетить «мыслильню», хотя сын и предупреждает, что ничего толкового это не даст. Действительно, сын кое-чему научился. Вернувшись из школы Сократа, Фидиппид объясняет отцу, как сделать так, чтобы истцы «отчалили с носом». Вскоре Стрепсиад выпроваживает кредиторов Паасия и Аминия, построив с ними переговоры в духе того крючкотворства, который практиковали в «мыслильне».

Но однажды Стрепсиад выбегает из дома, жалобно стеная. Выясняется, что его поколотил собственный сын. Последнее было для эллинов тягчайшим проступком. [Между сыном и отцом завязался литературный спор: отец, человек старого закала, хвалил поэтов Симонида и Эсхила, сын, как и можно было предположить, оказался привержен модным влияниям, противоречащим вкусам его родителя. Эсхила Фидиппид назвал «первейшим из поэтов по части шума, болтовни, нескладицы и вздора». Когда же Филиппид начал восхвалять Еврипида, автора трагедии «Эол» «о браге с родной сестрой, избави бог, бесстыдно переспавшем», Стрепсиад уже не в силах все это выдержать. Начинается скандал, сын бросается на отца «душить, давить и тискать». В этом эпизоде – завязка тех мотивов, которые получили развитие в другой комедии Аристофана – «Лягушки».

Конфликт между отцом и сыном принимает принципиальный характер. Стрепсиад, желая усовестить сына, напоминает Фидиппиду, как он заботился о нем в детстве. Тогда Фидиппид прибегает к технике софистической мудрости: если отец бил его в детстве, желая добра, то и сыну, движимому подобными благими намерениями, пристало поколотить родителя. Стрепсиад пробует убедить отпрыска, что обычай запрещает поднимать руку на отцов. Но Фидиппид стоит на своем, ссылаясь на пример животных:



Возьмите с петухов пример и тварей, им подобных,

Ведь бьют родителей они, а чем они отличны

От нас?..

РАЗВЯЗКА. Когда же Фидиппид предлагает побить и матушку, поскольку такой акт также законен, то подобного Стрепсиад пережить не в силах. Он предлагает Фидиппиду наказать «мерзостных Сократа с Херефонтом», которые «обоих нас опутали». Но сын отказывается поднять руку на «наставников». Тогда отчаявшийся Стрепсиад решает сам «подкалить безбожников» и поджигает «мыслильню». Финал комедии – сцена пожара, паники, охватившей Сократа и его учеников. Стрепсиад призывает слугу «колоть, рубить, преследовать» тех, кто «богов обесчестил».



ЗНАЧЕНИЕ КОМЕДИИ. В комедии отозвались идейные споры аристофановской эпохи. Конечно, Сократ в его комедии, видимо, далек от Сократа исторического. Драматург комически обыграл отдельные стороны учения Сократа и его личности. Он заострил то, что не одобрял, гипертрофировал, представил в карикатурных формах. В образе Сократа Аристофан изобразил не столько конкретное лицо, сколько создал обобщенный сатирический образ лжеученого. Сама же комедия воспринимается сегодня как произведение, выходящее за рамки своего времени. Она шире, чем просто критика софистов. Это – изобретательная сатира на лженауку и лжепедагогов.

7. «Лягушки»

 

Как было отмечено, тематика комедий Аристофана – злободневна и многообразна. Заботили его, собственно, и проблемы того драматического искусства, которому он себя посвятил. Аристофан – автор комедии, уникальной по содержанию: аналогичную ей трудно найти в мировой литературе до него. Ее содержание – острые театральные, литературные споры его времени. Впрочем, значение ее выходит далеко за рамки аристофановской эпохи. Она – о природе искусства, его роли и назначении.



Это – комедия «Лягушки», которая была поставлена в 405 г. до н. э., т. е. спустя год после того, как греческая сцена осиротела с кончиной сначала Еврипида, а затем Софокла.



СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ. В комедии выделяются две части. Первая – путешествие Диониса в загробный мир, насыщенное множеством комических эпизодов; вторая – спор Эсхила и Еврипида на литературные темы. Среди главных героев – Дионис, бог, покровительствующий театру. Он представлен Аристофаном в нарочито «сниженном», карикатурном духе: напоминает не величественного бога, а афинского щеголя, сытого, румяного и охочего до развлечений. Дионис, подобно легендарному Орфею, спустившемуся в преисподнюю, чтобы вызволить свою жену, прекрасную Эвридику, пытается вывести из подземного царства Еврипида, поскольку в Афинах не осталось ни одного крупного живого мастера трагедии.

При этом Дионис вспоминает о том, что когда-то в Аид спустился Геракл. Там находился свирепый трехголовый пес Цербер (Кербер), охраняющий выход из царства мертвых. Он всех гуда пропускал, но никого не выпускал обратно. Чтобы умилостивить Цербера, греки клали в гроб лепешку, которую умерший отдавал Церберу. Лишь Геракл в Аиде связал Цербера и отдал Еврисфею, микенскому царю, которому служил. Дионис расспрашивает Геракла о том, какова дорога в подземный мир. При этом щегольский вид вызывает у Геракла нескрываемое веселье. Получив указания, Дионис отправляется в путь, будучи обряжен в львиную шкуру. Он держит в руках палицу наподобие Геракла, на ногах же у него модные сапожки.

По дороге с Дионисом, которого сопровождает верный раб Ксанфий, происходит ряд комических эпизодов. Так, увидев похоронную процессию, Дионис обращается к покойнику с предложением снести поклажу в преисподнюю. Покойник вопрошает о цене. «Две драхмы дашь?» – Дионис хочет снизить цену. Они никак не могут сторговаться. В итоге покойник кричит: «Чтоб мне вновь ожить!» Но трудиться за столь ничтожную сумму не намерен.

Наконец после целого ряда перипетий Дионис и Ксанфий достигают подземного озера, которое надо пересечь, чтобы попасть в загробный мир. Там трудится Харон, сын Эреба и Никты (Ночи), перевозящий на челне души усопших. Харон готов взять Диониса, но отказывается от Ксанфия, поскольку с рабами дела не имеет. Он советует Ксанфию обежать вокруг озера. Дионису, не знакомому с физическим трудом, приходится взяться за весла и грести. Плавание происходит под аккомпанемент лягушачьего пения: «Брекекекс, коакс, коакс». Подобное пение хора, облаченного в лягушачьи одежды, объясняет название комедии. Наконец Дионис и Ксанфий прибывают ко дворцу Плутона, где их встречает раб Эак.



ЭСХИЛ И ЕВРИПИД: АГОН ДВУХ ТРАГИКОВ. Наиболее значимые события развертываются во второй части комедии, в пол-земном царстве.

Эак сообщает о том, что за события там произошли:



Когда сошел под землю Еврипид, собрал

Вокруг себя воров он и налетчиков,

Отцеубийц, грабителей и взломщиков —

Их в преисподней множество. Наслушавшись

Словечек ловких, доводов и выдумок,

Они взбесились и мудрейшим мастером

Его признали. Возгордившись, занял он

Эсхила трон…

Эта характеристика Еврипида близка к точке зрения комедиографа. Сердцевина его комедии – «агон», состязание двух поэтов, двух трагиков Эсхила и Еврипида. Первым вступает в словесный бой Еврипид. Он резко отзывается о своем литературном собрате:



Его давно я знаю, раскусил давно.

Певца невежд, горластого, строптивого,

С безудержным, неистовым, безумным ртом,

Бахвала витьеватого, трескучего.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЕВРИПИДА. Главный упрек Еврипида Эсхилу в том, что он выводит на сцену молчащих героев: это – «трагические чучела», которые «молчат, не пикнут». У Эсхила – высокопарность стиля, малопонятные для зрителя образы. Еврипид считает себя наследником Эсхила. Но он принял от него поэзию, «распухшую от пышных слов, надутую от бредней». Еврипид поэзию Эсхила «подсушил», от «неучености избавил». Приблизил к жизни и всем позволил выговориться: «и женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». «Любовь народа – цель моя», – настаивает Еврипид. Он так объясняет смысл своего творчества:



Заговорил я о простом, привычном и домашнем.

Меня проверить всякий мог. В ошибках каждый зритель

Мог уличить. Но я не врал, не фанфаронил вздорно,

Не надувался, как индюк…

О своих зрителях Еврипид отзывается гак:



Умело я их обучал,

Пример для жизни показал,

В поэзию науку ввел

И здравый разум.

Наконец соперники переходят к коренному вопросу: в чем назначение поэзии? Еврипид ратует «за правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше они делают граждан родимой земли».



ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭСХИЛА. Эсхил не разделяет такую самоопенку Еврипида, который, на самом деле, «честных, разумных почтенных людей негодяями низкими делал». Эсхил создал иных героев:



Нет, отвагой дышали они, и копьем, и шумящим

султаном на шлемах.

Как огонь, были поножи, панцирь, как блеск,

бычье мужество в пламенном сердце…

Эсхил относит себя к наследникам «Гомера богоравного», прославившего в «стихах величавых битвы, воинский подвиг, оружье, мужей».



По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев,

И Патроклов, и Тевкров с душой как у льва. Я до них хотел

граждан возвысить,

Чтобы вровень с героями встали они, боевые заслышавши грубы.

Безусловно, злободневно звучал подобный патриотический пафос. В то самое время, когда ставились «Лягушки», шла к финалу изнурительная Пелопоннесская война; после серии неудач афиняне одержали последнюю победу над спартанцами при Аргинузских островах. Пройдет год, и они потерпят фатальное поражение при Эгоспотамах.

Эсхил нападает на Еврипида за то, что он своими трагедиями оказывал вредоносное влияние на общество: показывал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», изменявших мужьям; учил молодых людей заниматься не делом, а пустой болтовней. Еврипид стал причиной «зла и пороков», а потому город



Стал столицей певцов, крючкотворов, лгунов.

Лицемерных мартышек, бесстыдных шутов,

Что морочат, калечат, дурачат народ.

Эсхил излагает свою программу искусства, благодетельного и воспитывающего:



Зевс свидетель. – все – правда! Но должен скрывать

эти подлые язвы художник.

Не описывать в драмах, в театре толпе не

показывать. Малых ребяток

Наставляет учитель добру и нуги, а людей

возмужавших – поэты.

О прекрасном должны мы всегда говорить.

Эсхил перечисляет отдельные неудачные или неточные выражения в стихах Еврипида. В этих частностях каждый из них по-своему прав. Затем два драматурга начинают спорить относительно музыкального сопровождения хора и сольных партий в своих трагедиях.

Острая словесная перепалка завершается тем, что на оркестре устанавливаются исполинские весы. Дионис предлагает обоим читать свои стихи, потом бросать их на весы. Стихи автора «Орестейи» весомей. Дионис признает победу Эсхила и забирает его с собой на землю. На драматургическом троне Эсхил оставляет своим заместителем Софокла.



…А ты мой престол

Передай под охрану Софоклу, пускай

Он блюдет мое место!

ПАФОС КОМЕДИИ. Таким образом, в комедии, использующей комические перипетии и гротескные ситуации, поставлена серьезная эстетическая проблема. Комедия напоминает о том высоком значении, которое древние придавали драматическому искусству, о той воспитательной роли, которую играл в Афинах, да и во всей Элладе, театр. Аристофан заявляет о себе как о приверженце героической трагедии эсхиловского типа, пробуждающей благородные патриотические чувства современников. Комедиограф также выразил свою неприязнь к Еврипиду. Значит ли это, что Аристофан полагал, будто, показывая пагубные страсти, супружеские измены, искусство негативно воздействует на общество? Думается, что нет. Ведь, и сам Аристофан в своих комедиях, выводя на сцену демагогов, лжеученых, сторонников войны или представителей «золотой молодежи», способствовал моральному оздоровлению общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.