Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема классификации частей речи в русском языке. Части речи знаменательные и служебные. Междометия.






Морфология. Лексическое и грамматическое значение в слове. Основные понятия и единицы морфологии.

 

Морфология:

1. Часть грамматического языка, представляющая собой систему морфологических категорий, в кот. отражаются грамматические св-ва слов и их форм (словоформ). Морфологический строй современного русского языка характеризуется как система синтетико-аналитического типа.

2. Раздел языкознания, изучающий грамматические св-ва слов (словоформ). По определению В.В, Виноградова, морфология – это «грамматическое учение о слове».

 

Морфология – это составляющая грамматики (наряду с синтаксисом), это грамматическое учение о слове: учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Грамматика - это система языковых норм и категория, определяющих приёмы и типы строения слов, словосочетания, синтагм и предложений, а также раздел лингвистики, исследующий эту систему.

В грамматике выделяют три раздела:

1. Учение о слове и его формах, способах их образования.

2. Учение о словосочетании, его формах и типах.

3. Учение о предложении и его типах, о компонентах предложений, о приёмах сцепления предложений, о синтаксическом целом.

 

Основной объект морфологии - слово, предмет - части речи и лексико-грамматические разряды слов.

 

Основные понятия морфологии:

Словоформа - репрезентант, конкретный представитель слова в речи; ею обладают только изменяемые слова.

Парадигма - упорядоченная совокупность грам. Форм слова.

Словоизменение - способность слова образовывать морфологическую парадигму. Словоизменительная парадигма м.б. полной, неполной (дефектной) или нулевой.

Грамматическое значение - это обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синт. Конструкций и находящее в языке своё регулярное выражение.

Граммема - видовое понятие по отн. К гз как понятию родовому (напр., граммемы ед./мн. Числа).

 

Задачи морфологии: грамматическая классификация слов (части речи, иные морфологические классификации – типы, склонения, спряжения и др.) и анализ системы морфол-х категорий.

 

Традиционный морфологический анализ слова предполагает:

1. установление части речи, к кот. относится анализируемое слово

2. выявлении присущих ему постоянных (коститутивных) грамматических характеристик

3. анализ словоизменительных категорий, т.е. установление в конкретной словоформе

 

Основным объектом морфологии явл. слово.

 

Грамматическое значение – значение, выражаемое типизированными формальными средствами, характерными для всего данного грамматического класса слов и словоформ.

Самым общим и наиболее важным грамматическим значением слова, обусловливающим все др. его грамматические значения, является частеречное значение: «предметность» у существительных «процессуальность» у глаголов, «колличественность» у числительных и т.д. Частеречные значения иногда называют общекатегориальными, а значения частных грамматических категорий (падеж, залог, наклонение) – частнокатегориальными.

 

Грам. значение выражается при помощи:

1. окончаний: с помощью флексий выражается: а) значение рода, числа и падежа имён сущ-х, прил-х, причастий, местоимений; б) значений падежа числит-х; в) значение лица, числа и рода глагола;

2. формообразующих суффиксов и префиксов; суффикциальным путём образуются: а) форма прошедшего времени глагола; б) формы видов; в) формы сравнительной и превосходной степени прил-х; г) значение единственного и множ-го числа в именах сущ-х, обозначающих детей и детёнышных животных. Префиксальным путём образ-ся: а) формы превосх-й степени прил-х; б) формы соверш-го вида глаголов.

3. чередования фонем в основе: бегу – бежишь;

4. супплетивизма: иду – шел;

5. словесного ударения: дЕла – делА (ед.ч. Р.п. – мн.ч.);

6. предлогов: падежные значения ИС, ИЧ, М (+окончание – если сл изменяемое; + управлящее слово – если сл неизменяемое)

7. вспомогат-х слов – пусть, бы, буду;

8. интонации: обычно для передачи разнообразных значений повелительного наклонения;

9. порядка слов: мать любит дочь/ дочь любит мать.

 

Отдельная форма того или иного определ-го слова называется его словоформой. Все формы изменяемого слова составл-т его парадигму.

Категориальной грам-й формой обычно называют обобщённую формальную единицу, представляющую собой ряд грам-х форм, выраж-х одно и тоже грам. значение.

Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставления), составл-т грамматическую категорию. Грам-я категоря имеет план содержания и план выражения.

Грам-е категории принадлежат частям речи и в значит-й степени определ-т их специфику. В русском языки сущ-е и прил-е имеют категории рода, числа и падежа. Каждая из кот. по-разному проявляется в системе сущ. и прил. Именам числ-м в целом присйща лишь категория падежа. Местоимения обладают категориями рода, числа и падежа, кот. неодинаково характер-т разные разряды слов этой части речи. Глагол имеет категорию вида, залога, наклонения, числа, времени, лица, рода, степени сравнения характерны для имён прил-х, наречий и категорий состояния.

 

Отмечают основные принципы выделения частей речи 1. семантический 2. морфологический 3. синтаксический 4. словообраз-й.

В.В. Виноградов выделил черты семантико-грам-х классов слов: 1. самостоятельные - обозначают существующие в объективной действит-ти предметы, признаки, количества, прцессы, состояния; 2 служебные (связочные слова – частицы речи) 3. модальные слова (субъективное отношение говорящего к тому, о чем говорит) 4. междометия (эмоции говорящего).

 

 

Проблема классификации частей речи в русском языке. Части речи знаменательные и служебные. Междометия.

Части речи – это самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими признаками:

1) морфологический – обобщенность грамматического значения, абстрагированного от лексического значения слов;

2) определенный состав морфологических категорий и общность в организации парадигмы;

3) синтаксический – общность основных синтаксических функций;

4) словообразовательный – словообразовательные особенности.

 

В. В. Виноградов выделил черты семантико-грамматических групп слов:

1. самостоятельные (полнозначные, знаменательные) - обозначают существующие в объективной действит-ти предметы, признаки, количества, процессы, состояния. В РЯ их 7: ИС, ИП, ИЧ, М, глагол, наречие, категория состояния.

2 служебные (связочные слова – частицы речи): предлог, союз, частица.

3. модальные слова (субъективное отношение говорящего к тому, о чем говорит).

4. междометия (эмоции говорящего – выражают, но не называют). Виноградов обосновал выдел-е в отд. ЛГК – часть речи М, выделив отдельно мест – ИС.

 

Отличие от школьной системы: в школе – 3 группы:

1. Самостоятельные: ИС, ИП, М, ИЧ, глагол, наречие.

2. Служебные: предлог, союз, частица.

3. Междометия.

В отличие от вузовской классификации, не выделяются в отдельную лексико-грамматическую категорию слова-категории состояния и модальные слова.

 

Не выделяются в отдельную ЛГК слова – категория состояния. Это слова, обозначающие состояние человека (скучно, грустно). А некоторые включают в эту группу и краткие прилагательные: рад, согласен, должен. Как правило, не выделяются в отдельную ЛГК слова - модальные слова. Местоимения не характеризуются как М – ИС или М – ИП, а лишь упоминается о том, что по своим грамматическим признакам они сближаются или с ИС, или с ИП, или с ИЧ.

Отличаются и типы скл. ИС. В школьной практике к 1 скл. относят ИС м.р. и ж.р. с окончаниями А, Я; а ко 2 – м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями О, Е; в вузе – наоборот.

 

Модальные слова занимают особое место в составе частей речи русского языка. Так, они не являются служебными частями речи, но не являются и членами предложения. Модальные слова выражают отношение говорящего к содержанию, форме события, источнику информации, а также эмоциональное состояние говорящего. В предложении модальные слова выделяются запятыми: «по мнению…», «по словам…» и другие; «вероятно», «пожалуй» и другие; видишь ли» и другие; «кстати сказать», «собственно говоря» и другие. Статус модальных слов в лингвистике неоднозначен. Тем более, большинство модальных слов может использоваться и как знаменательная часть речи, и как модальное слово: Этого не должно быть. Это, должно быть, работа известного мастера.

 

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Служебные слова характеризуются набором специфическими признаками: не обладают номинативной семантикой; неизменяемые; не являются компонентом высказывания. Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов в речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

 

35. Имя существительное как часть речи. Грамматическое понятие предметности. Разряды\классы имен. Категория рода, морфологические и синтаксические средства выражения рода.

 

Имя существительное (ИС) – часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в своих словоизменительных морфологических категориях числа и падежа и в несловоизменительных категориях рода и одушевленности/неодушевленности.

Значение предметности отличается от лексического значения «предмет», т.к. многие ИС лишены лексич. предметности (гордость, обслуживание), а грамматическое знач-е предметности (постановка вопроса кто? /что?) характерно для всех ИС. В предл-и выполняет fи подлежащего, дополнения, именной части СИС (реже – определения, обстоятельства).

Лексико–грамматические разряды – группы сл., выделяемых в пределах той/ иной части речи и противопоставленных друг другу по семантике + формально-грамматическим и словообразовательным показателям.

 

Лексико–грамматические разряды ИС:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.