Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход от сущности к явлению в прикладном социологическом исследовании






 

В предшествующем очерке метод конкретизации был рассмотрен в его простейшем виде — как применение общих определений к частному и единичному. Теперь следует раскрыть особенности при­ложения более глубоких определений общего — его определений как субстанции, сущности, причины, закона, необходимости и т.д.

Первичные теоретические обобщения, заимствованные из материала представлений и имеющие своей базой чувственное созерцание, то что дают прикладному исследованию. В лучшем случае они могут помочь разобраться в вопросах, касающихся взаимодействия особенных форм социальных явлений, а не их сущности. Успешное же решение практических задач нуждается в обращении к сущностным определениям, к специфическим способам их применения. Эти опре­деления более содержательны, чем понятия общего как такового. Общее, по Гегелю, есть скудное определение; каждый знает об общем, но не знает о нем как о сущности.[102]

В определениях сущности категория общего находит датьнейшую конкретизацию по ряду важнейших аспектов. Здесь общее выступает не в виде абстрактно-общего, объемного признака, а в роли субстан­ции, основания существования отдельных явлений, закона их функци­онирования и развития. Оно дополняется свойством саморазвивающей­ся тотальности, целостности. Что же касается единичных, особенных явлений, то они предстают в качестве многообразных модификаций единой субстанции.

Приложение фундаментальных выводов социологической науки не исчерпывается, следовательно, формой движения от абстрактно-об­щего к конкретному. Общие определения, включающие знание осо­бенного и единичного, в их итоговом значении должны приобретать свойства определений сущности и в таком качестве прилагаться к анализу частных вопросов и к решению практических задач. В то же время движение от сущности к явлению выступает не просто одной из форм метода конкретизации как инструмента прикладного социо­логического исследования, а его существенной формой, составляет его differentia specifica.

Ее применение начинается с определения сущности как основания существования тех или иных социальных явлений и процессов, что предполагает переход к более глубокому пониманию социального бытия — к знанию его основы. Чтобы применить это знание, необходимо, в свою очередь, выявить формы бытия, служащие обоснованием его основы. Переход от основы к его обоснованию — непременное условие прикладного исследования, использующего сущностные определения и применяющего их к тем или иным процессам общественного бытия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.