Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Amp;31.Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана вод Мирового океана
Вспоминаем: Какое вещество на нашей планете самое распространенное? В каких физических состояниях может находиться вода? Каковы основные части гидросферы? В какой части гидросферы сосредоточены основные воды планеты? Как воды различаются по солености? Какие воды (пресные или соленые) используются человеком в его жизни и хозяйственной деятельности? Где такие воды сосредоточены? Как человек использует океан? Какое воздействие оказывает человек на воды Мирового океана? 1. Значение воды. Без воды не может существовать ничего живого. Человек, растения, животные потребляют для своей жизни и развития воду. Люди с древних времен селились там, где есть вода. На берегах морей, озер, рек до сих пор проживает большая часть населения Земли.
* Вода составляет до 90% веса растений, около 75% веса животных, а в человеческом теле свыше 85% воды. Она в нашей крови, тканях.
Реки долгое время являлись важнейшими торговым путями. В них, а также в морях и озерах ловят рыбу и добывают полезные растения (рис. 137). В морях и океанах разрабатываются месторождения полезных ископаемых. Мы воду пьем, моем в ней посуду, стираем. Минеральные воды используются в лечебных целях (прочтите на этикетках минеральной воды, которую вы пьете, сколько химических элементов в ней растворено).
Вода – идеальный растворитель. В ней есть все химические элементы и минеральные вещества. Растворенные водой питательные вещества в почве потребляются корнями растений. В местах, где воды не хватает, строят дамбы и оросительные каналы, чтобы ее искусственно поставлять растениям, животным и человеку. Без воды невозможно развитие ни одной отрасли хозяйства. Вода используется как охладитель самых разных двигателей и машин, растворитель пород и очиститель их от примесей. Она сама входит в состав изготавливаемых продуктов (например, в газированный напиток). Особенно нуждается в воде химическая и нефтяная промышленность.
* Чтобы добыть 1л нефти, необходимо израсходовать 10 л воды, для производства одной банки овощных консервов – 40 л, 1 кг бумаги – 199 л, 1 кг шерсти – 600 л, 1 т стали – 2000 л! Еще больше воды необходимо для сельского хозяйства. Для получения 1 тонны зерновых растениям требуется от 5 до 20 тысяч тонн воды.
Вода – источник энергии. На реках строятся электрические станции (рис. 138). Человек начал использовать энергию приливов и отливов в морях и океанах. Воды на Земле много. Однако человек использует в основном пресную воду. А такой воды в природе только 3, 5% (воды рек, озер, ледников, подземные воды), остальные – соленые воды океана. 80% пресной воды находится в ледниках Антарктиды. (Покажите материк на карте. Каким цветом от обозначен? Как вы думаете, почему?). Но на нем постоянно никто не живет. Люди живут на других материках, и поэтому им доступно лишь 20% пресной воды. Вот почему возникает недостаток воды во многих странах и районах. Рассмотрим взаимодействие “Мировой океан – человек” (“Океан - человеку, человек –океану”). 1. Запишите в тетрадь заголовок “Океан и человек”. А теперь попробуйте немного порисовать. Под заголовком посредине страницы нарисуйте человека (рис. 105).
Рис. 105. Океан и человек.
2. Подумайте и слева от рисунка запишите в столбик, какие богатства океана использует человек. Обозначьте их знаком плюс. Конечно, он использует различных животных. Начертите стрелочку от них к фигуре человека. А еще? Дополните список, применяя свои знания. 3. Прочитайте внимательно текст учебника и сравните его с тем, что вы написали. Оцените, многое ли вы знали об использовании океана человеком. Дополните список, используя учебник и знания, полученные из других источников информации. Океан - человеку. Огромно значение океана в существовании географической оболочки Земли. Океан является основным источником кислорода. Морскую воду можно назвать жидкой рудой, так как в ней растворены многие вещества, которые необходимы в хозяйстве. Из морской воды получают миллионы тонн поваренной соли. Из нее извлекается магний и бром. В последние десятилетия добывается все больше полезных ископаемых из недр морского дна - нефть, природный газ, руды некоторых металлов, золото, алмазы. Морская вода используется в опреснительных установках для получения пресной воды. Большое промысловое значение имеют рыбы, крабы, устрицы, креветки (рис. 106). Население многих приморских стран, особенно Китая, Японии, широко использует в пищу некоторые виды водорослей. Люди охотятся на тюленей, моржей и других промысловых животных. До недавнего времени велась охота на китов. Используется энергия приливов в приливных электрических станциях (ПЭС). Велико значение Мирового океана для судоходства. Морские пути связывают страны, имеющие выход к морю. Побережья теплых морей - прекрасные места отдыха и лечения людей. Кто хоть раз побывал на море, навсегда сохранит воспоминания о нем.
Но не всегда океан добр к людям. Штормы, ураганы, цунами являются причиной многих человеческих жертв, катастрофических разрушений. Эту сторону взаимодействия океана и человека обозначьте в своих тетрадях знаком минус. Человек - океану. Мы рассмотрели только то, что человек получает от океана. Теперь выявите, как человек воздействует на него. Это воздействие и отрицательное (-) и положительное (+). Подумайте, в чем выражается отрицательное воздействие. Поставьте на рисунке в своей тетради справа от человека знак минус и проведите к нему стрелку от человека. Этой стрелкой вы укажете, что человек является причиной такого влияния. Столетиями в океане добывали различных животных. Богатства его казались неисчерпаемыми. Но наступило время, когда количество животных в океане начало сокращаться, а некоторые из них вообще исчезли (например, морская корова) (рис. 107). Под угрозой исчезновения оказались некоторые виды китов, моржи, морские котики, или каланы, многие ценные рыбы. Количество этих морских животных сильно сократилось. Одной из причин истощения океана является перепромысел, т.е. слишком большой вылов рыбы и других морских животных, приводящий к уменьшению их численности. Флотилии разных государств нарушают нормы вылова, ведут лов сетями с мелкими ячейками. В результате погибает много молоди рыб, из-за чего нарушается воспроизводство поголовья. Из-за загрязнения вод океана происходит также сокращение численности морских животных. Причины загрязнения самые разные. Большие пространства поверхности океана загрязняются нефтью (рис. 108). Она попадает в воды при перевозке ее на специальных судах - танкерах и при добыче со дна морей. Особенно опасны аварии танкеров. Нефть выливается из них в океан. На поверхности воды образуется нефтяная пленка. Она преграждает доступ кислорода воздуха в водную толщу, из-за чего гибнут морские организмы. Опасна разлившаяся нефть и для водоплавающих птиц. Она склеивает их перья, и птицы гибнут. Испачканные в нефти птицы не могут летать и становятся легкой добычей хищников. Прибрежные участки морей и океанов отравляются грязными стоками из городов и рек, впадающих в моря. Эти загрязнения можно видеть на космических снимках. Очень сильно загрязнены Черное, Балтийское моря. Эти внутренние моря сообщаются с океаном только через проливы. Поэтому большая часть отходов промышленности и сельского хозяйства, смываемых с суши, постепенно накапливаются в их водах, на дне. Воды Мирового океана загрязняются и продуктами радиоактивного распада. Тревогу вызывает зараженность вод Тихого океана, где проводились испытания ядерного оружия. У многих морских животных, выловленных в этом океане, радиоактивная зараженность оказалась в сотни и даже тысячи раз выше радиоактивности воды, в которой они обитали. 2. Загрязнение вод. Помимо потребления воды, человек ее интенсивно загрязняет. Источниками загрязнения являются все виды деятельности человека. Одними из главных загрязнителей является бытовое хозяйство, промышленность и сельское хозяйство рис. 139). В бытовом хозяйстве вода используется для питья, мытья посуды, стирки. При использовании моющих средств – мыла и порошков – в воду попадают очень сильные загрязнители. Промышленные предприятия, тепловые электрические станции ежегодно выбрасывают в воду огромное количество твердых и растворенных веществ. Среди этих веществ много ядовитых (ртуть, свинец и др.). Некоторые загрязнения ведут к гибели растений и животных, могут в них накапливаться. Отравленная рыба и растения, попадая в пищу другим животным и человеку, отравляют и их.
* В промышленности только 10% воды непосредственно используется для изготовления нужных изделий. Остальные 90% возвращаются в природу загрязненными. Эти воды называются сточными.
Развитие сельского хозяйства связано с применением удобрений и различных химических средств защиты растений от вредителей. Ежегодно на полях рассеиваются миллионы тонн химических удобрений и ядохимикатов. Они попадают в почву, смываются в реки, озера. Происходит загрязнение вод и их обитателей. Опасными загрязнителями водоемов являются нефть и нефтепродукты. Воды рек, озер, морей загрязняются также обычным мусором: макулатурой, пищевыми отходами, металлоломом, стеклом, пластиковыми бутылками и пакетами и др. Если химические вещества иногда можно обезвредить, то радиоактивные отходы человек обезвреживать пока не научился. Поэтому эти вещества самые опасные. Они попадают в воду при авариях на подводных атомных лодках, атомных электрических станциях, при ядерных взрывах. Радиоактивное загрязнение может вызвать неизлечимые заболевания. (Вспомните, как повлияла на здоровье людей авария на Чернобыльской атомной станции). Опасно для растений и животных водоемов так называемое тепловое загрязнение. Для охлаждения рабочих систем электростанций из реки, озера или моря забираются огромные объемы воды. Потом уже нагретая вода снова сбрасывается туда, откуда была взята. При увеличении температуры уменьшается способность воды растворять кислород. В более теплой, чем обычно, воде личинки рыб весной могут развиться намного раньше, когда еще не будет достаточно корма. Некоторые растения и животные гибнут от повышения температуры воды. Благодаря большому (мировому) круговороту воды, вода постоянно находится в движении, перемешивается. Вместе с водой распространяются вещества, попавшие в воду и загрязнившие ее. А так как круговорот воды связывает между собой гидросферу, атмосферу, литосферу и живые организмы, то загрязняется вся поверхность Земли. 3. Охрана вод. Для защиты Мирового океана необходимо международное сотрудничество.Что же делается в этом направлении? Поставьте на вашем рисунке слева от человека знак плюс и проведите к этому знаку стрелку. Во многих странах работают рыбозаводы, в которых из икринок выращиваются мальки. Создаются подводные фермы и плантации для разведения моллюсков и выращивания водорослей. Особенно развиты подводные фермы в Японии (рис. 109). Запрещена охота на китов, сокращен вылов рыбы. Действуют специальные суда, которые очищают воду от нефти. Все эти важные меры могут помочь океану восполнить его богатства. § 1. Какова положительная и отрицательная роль океана в жизни человека? 2. Как воздействует человек на океан? 3. Как происходит загрязнение вод Мирового океана? Каковы его последствия? 4. Как можно предупредить загрязнение океанических вод? (Используйте при ответах выполненную вами схему.)
Как видно, главной причиной загрязнения воды является хозяйственная деятельность человека. Ему же нужно позаботиться о бережном использовании воды и ее охране. Как это сделать? Прежде всего, нужно уменьшить потребление воды. Люди должны научиться потреблять ее экономно. Одну и ту же воду в производстве нужно использовать несколько раз.
* Пример: представьте себе кран, из которого каждую секунду капает по одной капле. Если подставить ведро, то за сутки оно будет полным. За год накапает около 4000 литров воды! Вся эта вода уйдет в канализацию, где вновь станет грязной, и ее надо будет очищать. Все это стоит очень дорого.
Нужно предотвратить загрязнение природных вод: вводить на предприятиях безотходные, «сухие» производства; запретить слив сточных вод после мойки нефтяных судов; в сельском хозяйстве прекратить использование наиболее ядовитых ядохимикатов. Для очистки загрязненных вод необходимы специальные очистные сооружения. Они стоят дорого, и не все предприятия имеют такие сооружения. Прошедшая через очистные сооружения вода далеко не всегда пригодна для питья. Но ее можно использовать вторично в промышленности и сельском хозяйстве. Ею можно мыть машины и тротуары. Это позволяет экономить питьевую воду и уменьшать количество загрязненной воды. Сточную воду предприятий в некоторых случаях можно использовать в сельском хозяйстве для орошения и удобрения полей. Необходимо, охранять еще не загрязненные реки и озера. Особой охране подлежат подземные воды, наиболее чувствительные к загрязнению. Для того, чтобы все это выполнялось, нужно повсеместно вести наблюдения за состоянием воды – м о н и т о р и н г в о д. Разумное, бережное использование воды, ее охрана, должны вестись всеми людьми и на всей планете. · 1. Каково значение воды в жизни человека, животных и растений? 2. Какие воды в основном используются человеком? 3. Где они сосредоточены? Какая часть пресных вод может фактически использоваться человеком? 4. Почему происходит загрязнение природных вод? Каковы источники загрязнения? 5. Какие меры необходимы для охраны и разумного использования вод? 6. Что такое мониторинг вод и для чего он необходим? Программные практические работы:
|