Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения.






Предварительные замечания

Сбор материала для данного раздела Программы Лексического атласа русских народных говоров предполагает неоднократные беседы собирателя с разными информаторами на одну и ту же тему. Это обусловлено как многозначностью слов, определяющих внешность человека или характеризующих его личность, состояние и поведение, так и сосуществованием в диалектной речи полных и частичных синонимов, относящихся к наименованиям этого лексико-тематического объединения слов. При наличии в говоре нескольких синонимов следует выяснить, различаются ли члены синонимического ряда стилистически, а также своей сочетаемостью и частотностью в речи.

и Большинство вопросов данного раздела построено по принципу от значения к слову". Ответы на подобные вопросы, снабженные пометами Л и ЛСЛ, требуют приведения не только отдельных лексем определенного значения, но и примеров их контекстного употребления. При этом в ответах необходимо уточнить, одно и то же или грамме слово, и его синонимы, а также приводят ряд однокоренных лексем одного словообразовательного гнезда. Целесообразно при заполнении ответов на вопросы Программы анализировать запись беседы и уточнять у того же самого или других информаторов значение встретившихся диалектных лексем в повторных беседах на ту же или другие темы.

Следует обращать внимание на принадлежность к одному или разным словообразовательным гнездам наименований лиц, коррелятивных по признаку пола. Принадлежность семантически соотносительных обозначений лиц мужского и женского пола к разным лексическим и словообразовательным гнездам сигнализирует о существовании в говоре синонимического ряда, по крайней мере в про­шлом. Например, при наличии в говоре коррелятов типа плясунскакуха 'любитель плясать' необходимо уточнить, употребляется в том же значении, что слово плясун, мотивирующее слова скакухаскакун, с одной стороны, и известно ли носителям диалекта производное от плясунплясунья или его кодериваты (плясуха, пля-сиха), с другой.

При сопоставлении контекстов типа " Ана больна ляжниха, ни­кудышная, лянивая больно, лень страшная, ляжыть и ляжыть. Да вить есь лянивай, лежань —ня любить работать, нирабатень" выделяются корреляты по признаку пола, находящиеся в отношениях производности (леженьлежниха) и деривационно не связанные с ними и друг с другом синонимы лень и неработень. Следует уточнить, могут ли последние относиться к лицам одного (женского или мужского) или обоего пола.

В задачу Программы ЛАРНГ входит выяснение семантической структуры только тех лексем, которым посвящены вопросы с пометой СМ. В то же время желательно, чтобы выявленные собирателем лексико-семантические варианты слов, значение которых соответствует одному из вопросов с пометой Л или ЛСЛ, были указаны в ответах. Например, если прилагательное со значением 'некрасивый, неказистый' может также употребляться для характеристики человека нескладного внешне или плохо одетого; прилагательное со значением 'косолапый' может быть и определением человека кривоногого или хромого, то подобные ЛСВ многозначных слов должны быть указаны при отсутствии соответствующего вопроса (" от значе­ния к слову") в том ответе, в котором приводится данное слово в прямом значении.

Сбор материала по данному разделу Программы требует от собирателя умения тактично вести беседу. Не следует просить информантов охарактеризовать своих соседей или родственников, если вопрос предполагает отрицательную характеристику лица. Подобные вопросы, касающиеся физических недостатков или общественно осуждаемых качеств, должны задаваться в подчеркнуто нейтральной форме типа " как у Вас называют одним словом человека, который часто говорит вздор, пустяки? " Если же один из информантов отрицательно отзывается о ком-либо из местных жителей в притовствии собирателя и в ходе беседы, то это не должно стать достоянием других информантов.

Пои сборе материала полезно использовать открытки и рисунки обоажением лиц по отличительным признакам внешности или ловедения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.