Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные замечания. При сборе материалов для темы Растительный мир желательно, чтобы собиратели начинали свою беседу с общих вопросов типа: Какие деревья (травы






При сборе материалов для темы " Растительный мир" желательно, чтобы собиратели начинали свою беседу с общих вопросов типа: Какие деревья (травы, грибы, ягоды) Вы знаете? Какие деревья (травы, грибы, ягоды) растут в Ваших местах? С какими деревьями (травами, грибами, ягодами) Вы связываете какие-либо приметы, поверья, обряды?

При сборе материалов для темы " Животный мир" также нужно начинать с общих вопросов, а затем кокретизировать беседу в разных направлениях. Напр.: Какие дикие животные, птицы, рыбы, насекомые встречаются в данной местности? Какие их названия Вы знаете? Какие животные встречаются в коллективном или домашнем хозяйстве? Как называются самки животных, птиц? Как называются их детеныши? (постараться узнать формы ед.ч. и мн. числа, т.к. они могут различаться: цыпленок - цыплята, гусенок - гусенка). Нужно выяснить, какие употребляются уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные, собирательные названия (если они возможны). Какие названия мяса разных животных и птиц, какие названия шкур, меха? Какие употребляются глаголы со значением " издавать звуки, характерные для данного животного", напр., волк воет, воёт, вуит, вукает... Выяснить, каковы притяжательные и относительные прилагательные от этих названий: ср., суп куриный, но пух курячий. Узнать, какие употребляются глаголы со значением " охотиться на зверя (птицу) определенного вида" (если имеются). Ср. соболевать, соболятничать? Какие имеются названия охотника, промышляющего зверя, птицу определенного вида, напр., гусятник, лисятник? Какие употребляются подзывные слова для домашних животных и птиц (для взрослых особей и детенышей)?

При сборе материала по видовым названиям рыб необходимо обратить внимание на то, нет ли различий в названиях в зависимости от размера рыбы, ее возраста, окраски, времени нереста, лова и т.д., напр., мелкий окунь имеет свои названия в отличие от обычного.

Раздел программы " Ландшафт" включает вопросы по трем темам, связанным с характеристикой ландшафта: рельеф, почвы, водоемы.

Беседы лучше начинать также с общих вопросов о характере местности (овозвышенностях, низинах, оврагах, болотах, лугах), затем перейти к выяснению названий особенностей рельефа. Выяснить общее название возвышенных мест (возвышенностей, горок и т.п.), названия их в зависимости от размера, формы (с пологими или крутыми склонами), места расположения (среди болот, открытые со всех сторон и т.п.), наличия или отсутствия растительности (указать, какой растительности). Выяснить названия основных частей возвышенностей: вершины, склона, подножия. Спросить о низинах: имеются ли общие названия, в зависимости от места расположения (у реки, между возвышенностями и т.п.), от наличия или отсутствия растительности (какой?). Нужно узнать названия оврагов, ям (чем объясняются различия в названиях, если они имеются?).

Так же подробно следует расспросить о болотах, - какие существуют общие названия (заболотье, ляда и т.п.), названия в зависимости от размера (большое - небольшое), от наличия или отсутствия кочек, растительности, от степени заболоченности.

С ровными пространствами связано обычно наличие лугов. Нужно спросить, имеется ли общее название для луга (как называется ровное место, где пасут скот, заготавливают сено?), названия лугов в зависимости от места расположения (на возвышенности - сухолес, в пойме — бережина, болонье и т.п.).

Вопросы о почвах предполагают выяснение названий плодородных/ неплодородных почв (как называют землю, которая приносит большой урожай? Как называют землю, на которой растения плохо растут?), отдельных видов земных пород (глины, ила, песка) названия почв с примесью этих компонентов, верхнего слоя почвы (дерна).

Вопросы о водоемах предполагают также выяснение общих названий их (реки, ручья, родника), отдельных из частей (истока, устья), русла, глубокой его части, старого русла, разветвлений, порогов и перекатов, водоворотов, бродов и т.п., водной поверхности (слабое, сильное волнение), названий берегов (низких, высоких), мелей, мысов, заливов.

Следует выяснить названия, связанные с замерзанием водоемов, их вскрытием, разливами.

Семантические вопросы предполагают выяснение значений большой группы слов: исад, исада, ильмень, лиман, дрегва и др.

Нужно обратить внимание на употребление некоторых прилагательных (глинистый, илистый, дерновый и др.).

При собирании материалов по теме " Метеорологические явления, астрономия, календарь" беседу лучше начинать о погоде: выяснить общее название этого понятия и названий разных состояний погоды—жаркой, холодной, безветренной, ветреной, пасмурной, ненастной—и соответственно некоторых прилагательных —" знойный" (загревный), " пасмурный" (басмурный) и т.д. О прилагательном можно спросить так: говорят ли у Вас пахмурный день или как-нибудь иначе.

Необходимо обратить внимание на изменения в погоде, выражаемые глаголами (отметить при этом употребление видовых пар), напр., " становиться (стать) пасмурной" (бухмаривать, бухмарить, гмыриться). Спросить так: говорят ли у Вас: дождивится (идет дождь), задождять, задождяло (начался, пошел дождь).

Собрать сведения о названиях осадков (дождя, града, снега, росы, инея, тумана), их признаков, выраженных прилагательными, или действий, выраженных глаголами, напр., " идти" (о дожде) — дождять, западать, " начинаться, накрапывать" — замолаживать-ся и т.п.

Важно обратить внимание на то, чтобы в ответах о снеге четко различались представления о падающем снеге и снежном покрове.

В беседах о ветре нужно узнать, какие названия его употребляются в зависимости от направления, силы, температуры.

При беседе об астрономических явлениях нужно спросить, как называется небесный свод, некоторые светила, звезды, их восход и заход.

С этим можно связать выяснение названий суток и их частей - утра, дня, вечера, ночи, их взаимных переходов - светать, рассветать, смеркаться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.