Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паспорт рабочей программы профессионального модуля Эксплуатация систем автоматизации


1.1.Область применения программы


Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация систем автоматизации (по отраслям) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Выполнять работы по эксплуатации систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.
2. Контролировать и анализировать функционирование параметров систем в процессе эксплуатации.
3.Снимать и анализировать показания приборов.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке и переподготовке, программах повышения квалификации работников в области автоматизации технологических процессов с учетом их специфики при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-осуществления эксплуатации и обслуживания средств измерений и автоматизации;
-текущего обслуживания регуляторов и исполнительных механизмов, аппаратно- программной настройки и обслуживания микропроцессорной техники и систем автоматического управления, информационных и управляющих систем, мехатронных устройств и систем;
уметь:
-обеспечивать эксплуатацию автоматических и мехатронных систем управления;
-производить сопровождение и эксплуатацию аппаратно- программного обеспечения систем автоматического управления и мехатронных устройств и систем
-перепрограммировать, обучать и интегрировать автоматизированные системы САD/САМ;

 

 

знать:
-нормативные требования по эксплуатации мехатронных устройств, средств измерений и автоматизации;
-методы настройки, сопровождения и эксплуатации аппаратно- программного обеспечения систем автоматического управления, мехатронных устройств и систем;
-методы перепрограммирования, обучения и интеграции в автоматизированную систему САD/САМ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:


всего - 109 часов,

в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 73 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 43 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов;
производственной практики – 36 часов

.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Эксплуатация систем автоматизации (по отраслям), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Выполнять работы по эксплуатации систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса
ПК 3.2 Контролировать и анализировать функционирование параметров систем в процессе эксплуатации;
ПК 3.3 Снимать и анализировать показания приборов
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций Наименование разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, часов Производственная (по профилю специальности), часов
Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов
                   
ПК3.1-ПК 3.3 Раздел 1.Эксплуатация и обслуживание средств измерений и автоматизации       -   -    
ПК3.1-ПК 3.2 Раздел 2. Использование аппаратно-программного обеспечения при эксплуатации систем автоматизации       -   -    
  Производственная практика, часов                
  Всего                

 

 

Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел ПМ 1. Эксплуатация и обслуживание средств измерений и автоматизации      
МДК 03.01 Теоретические основы технического обслуживания и эксплуатации автоматических систем управления      
Тема 1.1. Организация службы КИПиА на предприятии отрасли Содержание    
1 Общие сведения об организации систем автоматизации на предприятиях. Структура службы КИПи А на предприятии, взаимосвязь с другими подразделениями предприятий и организаций
2 Техническое обеспечение службы КИП и А. Организация выполнения мероприятий по охране труда и технике безопасности.
3 Организация выполнения мероприятий по охране труда и технике безопасности.    
Практические занятия    
1 Составление графика технического обслуживания приборов 2 Составление плана мероприятий по охране труда
Тема 1.2. Техническое обслуживание средств автоматизации Содержание 1 Особенности эксплуатации средств и систем автоматизации на предприятиях отрасли, виды технического обслуживания, состав работ по техническому обслуживанию и эксплуатации. Правила безопасности по техническому обслуживанию    
2 Особенности эксплуатации САУ технологических объектов    
Практические занятия    
1. Эксплуатация датчиков температуры 2. Эксплуатация датчиков давления 3. Эксплуатация вторичных приборов 4. Составление графика работ по эксплуатации приборов расхода 5. Составление графиков работ по эксплуатации регуляторов 6. Составление графиков работ по эксплуатации исполнительных механизмов 7. Составление графиков работ по ремонту приборов и автоматики
Тема 1.3. Обслуживание микропроцессорной техники и АСУ ТП на предприятиях отрасли Содержание    
1.Эксплуатация микропроцессорной техники систем автоматического управления технологическими процессами регулирования и контроля. Особенности эксплуатации микропроцессорной техники. Сервисное обслуживание микропроцессорной техники систем автоматического управления. Особенности эксплуатации АСУ ТП на предприятиях с использованием микропроцессорной вычислительной техники.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. - Выполнить опорный конспект об организации предприятия. -Зарисовать структурную схему службы КИП и А. - Составление график мероприятий по ТБ. -Зарисовать схему установки датчиков. -Составить опорный конспект по видам ТО. -Составить перечень работ по ТО. - Записать основные правила ТО. - Составить блок-схему эксплуатации САУ. -Составить опорный конспект о видах микропроцессорной техники. - Составить график обслуживания микропроцессорной техники.    
Раздел ПМ 2. Использование аппаратно-программного обеспечения при эксплуатации систем автоматизации      
МДК 03.01 Теоретические основы технического обслуживания и эксплуатации автоматических и мехатронных систем управления      
Тема 2.1. Аппаратно- программное обеспечение систем автоматического управления и мехатронных систем Содержание    
1 Понятие программного продукта. Назначение и основные возможности программы. Необходимые системные продукты. Установка программы, ее интеграция в систему., проверка правильности функционирования. Техническая документация на программный продукт, эксплуатационная документация, документация пользователя.
Практические занятия    
1 Работа с программами с учетом специфики технологического процесса. 2 Работа с технической документацией на программу.
Тема 2.2. Разработка управляющих программ на базе САD/CAM систем Содержание    
1 Сущность автоматизированной подготовки УП. Уровни автоматизации программирования. САП, структура, классификация. Классификация САП. Структура САП. Отечественные и зарубежные САП. Системы CAD/CAM, CAE. Система автоматизации программирования СПД ЧПУ. Рабочие инструкции. Подпрограммы
  Практические занятия    
1. Работа с разными уровнями программирования 2. Работа с системами CAD/CAM 3. Работа с подпрограммами
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Составить опорный конспект по программному продукту. -Перечислить возможности программ. - Зарисовать блок-схему установки программы. -Составить блок-схему технической документации. -Составить опорный конспект подготовки УП. -Определить уровень автоматизации программирования. - Зарисовать структурную схему САП. - Подготовить реферат на тему: «Отечественные САП». -Изучить рабочие инструкции на подпрограммы.    
  Всего    

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие лабораторий: «Электротехнических измерений»; «Информационных технологий в профессиональной деятельности»; «Автоматического управления»; «Монтажа, наладки и эксплуатации систем автоматического управления»; слесарных, электромонтажных и механообрабатывающих мастерских.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
1. Слесарной:
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов;
приспособления;
заготовки для выполнения слесарных работ.
2. Электромонтажной:
рабочие места по количеству обучающихся;
наборы инструментов и контрольно-измерительной аппаратуры
для проведения монтажа;
радиокомпоненты.
3. Механообрабатывающей:
технологическая оснастка;
наборы инструментов;
заготовки.


Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:
компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации.
2. «Монтаж, наладка и эксплуатация систем автоматического управления», «Автоматическое управление», «Электротехнические измерения»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- методические пособия по автоматизированной разработке технологических процессов
-наборы инструментов и контрольно-измерительной аппаратуры
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (планшеты по технологии монтажа и сборки устройств, блоков и приборов).

Технические средства обучения:
мультимедиа аппаратура,
компьютеры с установленными программами общего и специального назначения.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно или рассредоточено.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
При проведении производственной практики на предприятиях оборудование и оснащение рабочих мест должно соответствовать требованиям к видам работ производственной практики.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. - М.: Академия, 2006.
2. Каминский М.Л., Каминский В.М. Монтаж приборов и систем автоматизации. – М.: Высшая школа, 2005.
3. Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления. -М.: Форум-Инфра-М, 2007.
4. Карнаухо Н.Ф. Электромеханические и мехатронные системы. - Ростов- на –Дону.: Феникс, 2006.
Дополнительные источники:

1. Быков А. В., Силин В. В., Семенников В. В., Феоктистов В. Ю. ADEM CAD/CAM/TDM. Черчение, моделирование, механообработка. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
2. Быков А. В., Гаврилов В. Н., Рыжкова Л. М., Фадеев В. Я., Чемпинский Л. А. Компьютерные чертежно-графические системы для разработки конструкторской и технологической документации в машиностроении: Учебное пособие для проф. образования/ Под общей редакцией Чемпинского Л. А. — М.: «Академия», 2007.
3. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987.
4. Плетнев Г.П., Зайченко Ю.П., Зверев Е.А. Проектирование, монтаж и эксплуатация автоматизированных систем управления теплоэнергетическими процессами. - М.: МЭИ, 1995.
5. Проектирование систем автоматизации технологических процессов: Справочное пособие /А.С.Клюев, Б.В.Глазов, А.Х.Дубровский, А.А.Клюев: Под. ред. А.С.Клюева. - М.: Энергоатомиздат”, 1990.
6. Профессиональные информационные системы CAD и CAM.
7. Тищенко Н.Н. Введение в проектирование систем управления. - М.: Энергоатомиздат, 1986.
8.Чистяков С.Ф. Проектирование, монтаж и эксплуатация систем управления теплотехническими объектами: Учебник для вузов. - М.: Энергия, 1980.
9.Интернет- ресурсы: https://spimash.ru-

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса профессионального модуля регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает форму организации проведения занятий по профессиональному модулю с учетом производственной практики.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности аттестации обучающихся в рамках профессионального модуля.
Организация учебного процесса модульной программы, основанной на компетенциях должна сопровождаться внедрением новых технологий обучения.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Эксплуатация систем автоматизации» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочих».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация систем автоматизации» и специальности «Автоматизация технологических процессов и производств».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Электротехнические измерения»; «Вычислительная техника»; «Электронная техника»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Мастера: наличие высшего образования с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

 

 


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Выполнять работы по эксплуатации систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса. Проведение работ по эксплуатации систем с учетом специфики технологического процесса. Текущий контроль в форме защиты практических работ, контрольных работ по темам МДК. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. Зачеты по производственной практике, по разделам профессионального модуля.
Контролировать и анализировать функционирование параметров систем в процессе эксплуатации Проведение проверки правильности функционирования системы в процессе эксплуатации
Снимать и анализировать показания приборов Сравнение показаний приборов с эксплуатационными характеристиками системы.

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - обоснование выбора методов и способов решения профессиональных задач в области эксплуатации систем автоматизации - проведение оценки эффективности и качества выполнения проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области эксплуатации систем автоматизации оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических и лабораторных занятий;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития оценка эффективности работы с источниками информации
Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.п.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - планирование обучающимися повышения личностного и квалификационного уровня - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.п.

 

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

в г. Вичуге Ивановской области

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР:

__________________ Н.М. Карасева

«____»__________________2014 г.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение 5. Памятка больному инсектной аллергией* | Структура и сетка часов по курсу




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.