Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и сетка часов по курсу






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

Для студентов, обучающихся по специальности

«Менеджмент» (заочная форма обучения)

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

 

Методические указания по изучению курса «Институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» (заочная форма обучения).– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.– с.

 

 

Авторы-составители:

д.э.н., профессор Н.Г. Привалов

канд. экон. наук, доцент Е.И. Марковская

 

 

Рецензент канд. экон. наук, доцент А.В. Луссе

 

 


Содержание

 


Общие положения.

Курс «Институциональная экономика» органически связан с теоретическими курсами «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Методика научного исследования», «Философия», «Политология», «Социология», «История науки».

Данная тема актуальна в свете формирования в России гражданского общества, социального государства и реформирования экономики. Тяжелейшие последствия реформ объективно провоцируют нарастание социальных и политических противоречий, а обострение в мире эколого-сырьевых проблем и нарастание общецивилизационного кризиса порождают необходимость поиска новых путей научного исследования в соединении с другими традиционными способами освоения мира – прежде всего с традиционными религиями и нравственностью. Институционализм в этом плане дает ценнейшую методологическую основу для реального выявления коренных социально-экономических проблем в России.

Целью учебного курса является изучение методологических основ институциональной экономической теории.

Задачи курса:

-уяснение комплексного характера взаимосвязи экономических, политических, социальных и духовных факторов развития современного общества;

-уяснение сущности, основных принципов и содержания важнейших концепций институционального направления;

-изучение категориального аппарата и методологии институциональной экономической теории;

-уяснение закономерностей формирования, функционирования и развития институтов;

-анализ институтов как факторов экономического равновесия и его динамики на микро- и макроуровнях.

Курс рассчитан на 6 аудиторных часов. Изучение курса включает в себя виды учебного процесса: лекции и самостоятельную работу.

Роль и место в учебном процессе. Данный курс введён в рамках специальности «Менеджмент» для студентов заочного отделения. Он необходим для более глубокого изучения современной смешанной экономики, и прежде всего, для проведения самостоятельных научных исследований в социально-экономической сфере.

Структура курса. Логически курс «Институциональная экономика» можно разбить на четыре раздела.

В первом разделе «Теоретическая основа и история институционализма» (темы 1 – 3) дается изложение истории и логики развития институциональной науки.

Исследование ее гносеологических корней свидетельствует о зарождении институциональной науки в форме «старого институционализма», как альтернативы неоклассической экономической науке. «Старые» институционалисты (Т. Веблен, Дж. Коммон, У. Митчелл и др.) двигались от права и политики к экономики; они использовали индукцию; изучали коллективное поведение, свойства индивидов выводили из свойств институтов (принцип холизма). В институтах они видели стабилизирующий фактор, который препятствует спонтанности, хаотичности, случайности развития.

«Неоинституционалисты» (Дж. Бьюкенен, Р. Коуз, Д. Норт и др.), наоборот, изучают политические, правовые и другие вопросы при помощи методов неоклассической экономической теории; они использовали дедукцию, принцип «методологического индивидуализма».

Неоинституционализм расширил сферу исследования неоклассики, включив в нее семейные отношения, этику, политику, межрасовые отношения, преступность, историческое развитие общества, мотивацию человека, процесс принятия решений, внутреннюю структуру экономических агентов (домохозяйств, фирм, государства) и др.

Раздел завершается изучением нормы как базового элемента институтов.

Во втором разделе «Новейшие направления институционализма» (темы 4-8) изучаются «Постиндустриальная теория» Д. Белла, «Теория общественного выбора» Дж. Бьюкенена, «Теория игр», «Теория прав собственности», «Теория трансакционных издержек». Все они, за исключением «Постиндустриальной теории», относятся к неоинституционализму и рассматривают свои специфические проблемы с применением оригинальных методологий, заслуживших название «экономического империализма».

Третий раздел «Институционализм о формировании корпоративных структур» рассматривает «Теорию фирмы» Р. Коуза, «Институциональную теорию государства» и теорию «Экономики некоммерческого сектора» (темы 9-11). Он посвящен анализу институционально-экономических корней возникновения корпораций в трех секторах современной смешанной экономики – соответственно коммерческих негосударственных нефинансовых организаций (фирм), бюджетных учреждений и небюджетных некоммерческих организаций.

Четвертый раздел «Роль религиозных и этнических институтов в формировании экономики» (темы 12-13)изучает религию и национальные традиции как институциональный фактор. В качестве примера неоконсервативной экономики предлагается ознакомиться с методологией «Нравственно-религиозного неоинституционализма».

В приложении приведен список рекомендуемой литературы.

В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть знаниями и навыками, включающими в себя:

- анализ существующей литературы по методологии институциональной экономической теории;

- понимание терминологии по теме;

- сбор необходимой информации институционального характера, проверка её достоверности и использование при принятии экономических прогнозов и планов;

- использование результатов анализа при разработке и принятии решений в области экономических и социальных отношений;

- оценка общих проблем современного развития институциональной науки.

Виды контроля студентов и отчётность. Студенты пишут контрольную работу и по окончании курса сдают зачет.

СТРУКТУРА И СЕТКА ЧАСОВ ПО КУРСУ

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

Наименование тем Лекции (часов)
  1. Теоретическая основа и история институционализма
  Сущность, задачи, структура и функции учебного курса  
  История и направления институционализма
  Норма как базовый элемент институтов
  2. Новейшие направления институционализма
  Постиндустриальная теория Д.Белла  
  Теория общественного выбора
  Теория игр
  Теория прав собственности
  Теория трансакционных издержек
  3.Институционализм о формировании корпоративных структур
  Теория фирмы  
  Теория государства
  Экономика некоммерческого сектора
  4.Роль религиозных и этнических институтов в формировании экономики
  Религия и национальные традиции как институциональный фактор  
  Нравственно-религиозный неоинституционализм
  ИТОГО  

Методические указания по самостоятельному изучению курса «Институциональная экономика»

ЧАСТЬ 1. Теоретические основы научного знания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.