Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операционализация понятий






После определения основных понятий ведут поиски частных понятий. На этой стадии происходит уточнение качественной структуры, предмета исследования и эта процедура наз-ся операционлизация понятий. Происходит выявление и уточнение деталей общ-го понятия. При этом получают более ростые кот-е принято называть соц-ми понятиями.

Т о процесс логического анализа в КСИ состоит из 2-х этапов:

1) определение главных сторон предмета исслед-я, путем интерпритации этого пон-я кот-я наиболее полно и точно выражает его сущность

2) выявление совокупности операциональных понятий на кото-е раскл-ся основное.

На этапе развед-го иссл-я часто нет необ-ти пров-я опрец-ии понятия. В описательном и аналитическом иссл-е лубина опер-ции услож-ся. В этом случаи выпол-ся струк-я операц-я кот-я основана на разделении основ понятий на отд-е элементы, кот-й харк-ет наиболее значимые стороны предмета исслед-я.

 

 

9. Измерение соц-х явлений и процессовСоц-ое измерение сторон и свойств соц-х явл-ий связано с поиском и исполь-ем таких фактов, кот-ые могли бы служить кол-ной (цифровой) характ-кой. К таким фактам относ-ся: предметы, события, поступки, оценки людей. Все эти факты наз-ся индикаторами. Индикаторы позволяют правильно опр-ть вопросы анкеты и др. вид инструментария, составить структуру ответов. Если интерпретация осн-х понятий даёт направление исследования, а опрационал-ция понятия о чём следует собирать информ-цию, то индикаторы позволяют определить как и в какой форме её собирать. При подборе иникаторов учит-ся след-щие положения: 1. выбор индикатора опр-ся операционным понятием, кот-ое выделяет круг факторов, подлежащих исследованию; 2. есть ряд операц-х понятий, кот-ые сами явл-ся индикаторами (пол, возраст, образование и т.д.); 3. есть операц-ые понятия, кот-ые требуют не одного, а неск-ко индикаторов; 4. Выбор совокуп-ти индикаторов зависит как от объекта КСИ, так и от усл-ий в кот-х оно проводиться. В качестве индикат-в лучше всего выбирать объекивные факторы. Но очень часто индикаторы носят субъективный характер, отраж-щий отношение людей к какому-либо явлению.

 

 

10. Типы шкал и правила их построенияШкала измерения - это представленные в виде опред-ой последовательности характ-ки индикаторов. Шкала измерения устанавл-ся в зависим-ти от позиции индикаторов. Все позиции разл-х индикаторов можно разбить на 2 группы: 1. Объективные факты и явления; 2. Субъективные факты и явления. Субъективные факты в шкале измерения строятся по 3 типам: 1. Номинальная шкала. При её помощи измеряют объективные признаки респондентов, а также выявляют объективные факты из жизни респондентов. 2. Порядковая (ранговая) шкала. Она выявляет большинство свойств и признаков соц-го явления. Позиции в ранговой шкале распол-ся в сторогом порядке т наибол-шей к наим-шей величине, или наоборот. 3. Интервальная шкала даёт возмож-ть измерить большое число индикат-в и свойств, кот-ые можно выразить числом. Такими индикат-ми могут быть возраст, стаж работы и т.д., а также отношение к тому или иному социон-му явл-нию на цифровой шкале. Шкала может быть с равными или неравными интервалами. Осн. требования к социол-ой шкале: 1. Валитность (надежность) зависит от правильности выбора индикатора и выраж-ся в том, что измеряемая величина реализ-ся в чётко исполь-ой шкале, кот-ая отражает именно те св-ва и качества, кот-ые интересуют исследователя. Валитность – это соотв-вие измеряемого, того что предполагалось измерить; 2. Полнота шкалы измерения – предполагает, что в вариантах ответов учтены все возможные варианты; 3. Чувствительность шкалы – это способность выявить отношение респонд-та к изучаемому явлению с той или иной степенью точности. Чем больше число позиций в вариантах ответов, тем она чувствительней и даёт более точные и глубокие факты для анализа. Как правило, исполь-т шкалу с 3-мя или 5-тью позициями, т.к. при больших вариантах выбор затрудняется. Но в любом случае варианты ответов строятся по схеме: полож., нейтраль., отрицат.; 4. Точность шкалы – это харак-ка резуль-в измерения, кот-ая зависит от степени совпадения полученных данных с истинной велииной. 5. Надёжность шкалы – это её устойчивость по отношению к изменению харак-к объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных данных при многократных исследованиях.

11.Выборочный метод в прикладной социологииСплошные опросы проводятся в том случае, если масштабы объекта исследов-я небольшие, при кол-ве респонд-ов до 200-300 чел-к. При большем числе обследуемых респонд-в провод-ся выборочные опросы, т.е. примен-т выборочный метод. Объект исследов-я, кот-ый территориально и во времени локализован и на кот-рый распростр-ся выводы исследов-я назыв-ся генеральной совок-тью. Опред-ое кол-во элем-ов генеральной совокуп-ти, отобранных по строго опред-му правилу наз-ся выборочной совокуп-тью. Процесс выборки должен основыв-ся на след-м: 1.на взаимосвязи качеств-х характер-к и признаков исследуемого объекта; 2.на правомерности распростр-ния рез-ов исследов-я в целом на объект исслед-ния при изучении его части.Структура выборочной совокуп-ти д-на соответст-ть структуре генеральной совокуп-ти по осн-м изучаем-м качеств-м характ-ам. Элем-ты выборочной совокуп-ти, кот-ые подлежат изучению наз-ся единицами анализа. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану наз-ся единицами отбора.

12.Вероятностная выборка: собственно-случайный отбор.

По методу отбора респондентов разл-т 2 вида выборки: 1.целенапраленная; 2.вероятностная (случайная). Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. Вероятност-ая выборка в свою очередь может выпол-ся разл-ми методами: Собственно случайная выборка: 1.случайно повторная

2.случайно бесповторная

 

13. Вероятностная выборка: метод механической выборки

Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. При методе механ-кой выборки все элем-ты генеральной совокуп-ти сводят-ся в обий список и из него через равные промежутки выбираются респонденты для обследования. Шаг отбора опред-ся по формле: К= N/n, где N – генер-ая совок-ть, n- выборочная совокуп-ть.

 

14. Вероятностная выборка: метод серийной выборки

Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. При методе серийной выборки генеральная совокуп-ть разбивается на однородные части (серии) по заданным признакам, а затем из каждой серии методом случайного отбора выбирают респондентов. Число респондентов из каждой серии пропорционально числу генеральной совокупности.

 

 

15. Вероятностная выборка: метод гнездовой выборки

Методы вероятностной выборки связаны с понятием статистической вероятности. При методе гнездовой выборки отбираются не отдельные респонденты, а группы в кот-х затем проводят сплошной опрос. Гнездовая выборка будет репрезантивна (представительна), если состав групп в максимальной степени соответ-т демограф-им харак-ам респондентов генеральной совокупности.

 

16. Целенап-ая выборка: м-д стихийной выборки.

Целен-ая выб-ка это выборка, в кот. отбор респондентов осущ-ся не на основе теорий вероятности. М-д стихийной выборки чаще всего используют в почтовых опросах или используя «м-д снежного кома».

 

 

17. Целенап-ая выборка: м-д основного массива.

Целен-ая выб-ка это выб-ка, в кот. отбор респондентов осущ-ся не на основе теорий вероятности. М-д основного массива прим-ся в разведывательных исследованиях для зондажа какого-либо контрольного вопроса.

 

 

18. Целенап-ая выборка: м-д квот.

Целен-ая выб-ка это выб-ка, в кот. отбор респондентов осущ-ся не на основе теорий вероятности. М-д квот – это наиболее точный м-д выборки. Его используют когда до начала исследования известны стат-ие данные о контрольных признаках генеральной совокупности. Все контр-ые признаки выст-т в кач-ве параметров квот. В этом случае все респонденты отбираются целенапр-но. Число основных признаков обычно не превышает 4-х. при обработке рез-ов исслед-я квоты могут быть заданы по независимым или зависимым признакам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.