Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Галина Трофимова, профессор, г. Великие Луки, ВЛГАФК






 

Общества сельского хозяйства России – старейшие объединения после Императорского экономического общества, созданного в 1765 г.

Первые общества сельского хозяйства создаются в 1818 г., но их самая активная деятельность разворачивается в период реформ 2-й половины 19 века.

К этому времени в России действовало более 180 объединений подобного типа, в том числе в Пскове. В губернии общество сельского хозяйства создается в 1876 году, а к концу 19 века объединения подобного типа появляются в ряде уездов, в частности, в Островском, Новоржевском и других.

Журналы и протоколы заседаний Совета Псковского общества сельского хозяйства первой четверти 20 столетия поражают многообразием и сложностью решаемых проблем. В своей работе члены общества стремились к тому, чтобы найти более эффективные пути развития сельского хозяйства на Псковщине, внедрить новые направления в деятельности сельскохозяйственных производителей, познакомить псковское крестьянство с передовым европейским опытом.

Большое внимание члены общества и его руководство уделяли внедрению в губернии садоводства, пчеловодства, маслоделия, клеверосеения, луговодства, торфодобычи, применению минеральных удобрений, туков, созданию предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, энергоснабжению местных перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий.

Член общества Д.И.Иванов регулярно поднимает вопрос о развитии льноводства в Псковской губернии, оказании помощи крестьянам в приобретении сортовых семян льна, проверки этих семян на всхожесть. Так, в документах общества читаем запись о том, что семена льна, приобретенные у г. Домельса, показали слабую «энергию на всхожесть» и были возвращены. Для развития льноводства при Псковском обществе сельского хозяйства создается секция льноводства, а затем комиссия по льноводству. Мысль о необходимости создания льноводческой комиссии в губернии впервые высказывается членом общества Спешневым в 1877 г., затем к этой идее вновь возвращаются в 1887 г. что позволило добиться создания этой комиссии и получения для ее работы кредита в 1000 рублей. Общество хорошо понимает значение этой комиссии, вот почему к этому вопросу еще раз возвращаются и в 1900 г. Одновременно с комиссией по льноводству при обществе создаются комитеты по скотоводству, пчеловодству, садоводству, музейный комитет. В уезды и волости направляется специальная литература для бесплатного пользования членами общества, организуется чтение лекций, создаются сельскохозяйственный кружки. Работа, проведенная обществом и секцией льноводов, позволила в 1915 г. скупить у псковских крестьян весь лен, и 15 вагонов льнотресты были направлены непосредственно в Англию для продажи, минуя различного рода промежуточные инстанции.

Руководство Обществом сельского хозяйства хорошо понимало значение переработки льносырья на месте, поэтому ходатайствует об устройстве в Псковской губернии льнопрядильной фабрики с французским оборудованием.

Развитию садоводства и повышению урожайности плодовых деревьев во многом должно было способствовать пчеловодство. Уже в 1906 г. в Порховском уезде создается первая артель пчеловодов, а в 1912 г. – первая псковская артельная пасека. Артельная пасека создается на паевых началах, паевой взнос составлял 15 рублей, увеличение числа паев в одних руках допускалось только с согласия всех членов артели. При решении вопросов каждый член артели имел только 1 голос, не зависимо от количества паев, Паи вносились только в денежном выражении, что было необходимо для создания запасного капитала.

Усилиями членов общества на Псковщину завозятся и распространяются семена овощей, которые ранее здесь не выращивались для животноводства: семена свекловицы, моркови, турнепсы. Культивируется луговодство, внедряются в крестьянские хозяйства семена луговых трав, клевер, поощряется опытничество. Проводятся работы по обустройству болот, осуществляется осушение заболоченных полей, добыча торфа для отопления. В 1911 году в помощь псковским крестьянам создается подвижной зерноочистительный обоз.

К распространению среди псковского крестьянства сельскохозяйственных знаний привлекается сельское учительство. Результаты их работы и работы лучших крестьянских хозяйств представлялись на губернских сельскохозяйственных выставках. Так, в 1904 г. по инициативе Совета Псковского сельскохозяйственного общества учитель Стремуткинской школы Скобелев награждается серебряной медалью 3-его разряда за труды по сельскому хозяйству. Руководство общества ходатайствует перед Министерством земледелия и самим Императором о награждении учителя Александровского Петрово - посадского училища М.В. Брадиса за 20-летнюю работу по распространению передовых знаний по садоводству и личное участие в оказании помощи местным крестьянам-садоводам, за представление экспонатов для местных сельскохозяйственных выставок. Учитель М.В. Брадис организовал питомник плодовых деревьев, проводил опыты по луговодству, полеводству, применению минеральных удобрений, выписывал семена красного клевера из Пермской губернии.

Не обошли своим вниманием члены Общества сельского хозяйства и кустарные промыслы, заботились о снабжении материалами кузнецов, колесников, тележников, столяров и т.д.

Большое внимание Псковское сельскохозяйственное общество уделяло организации и работе сельскохозяйственного музея, экспозиция которого размещалась в Поганкиных палатах. Первым директором такого музея был господин Щетинский. Общество определяло порядок работы музея, режим рабочего дня, расписание занятий с учащимися и проведение экскурсий для посетителей. К обсуждению вопросов работы музея неоднократно ставилось на повестку дня заседаний Совета общества.

Члены общества хорошо понимали причины отсталости сельского хозяйства Псковской губернии, обсуждали эти причины на своих собраниях и заседаниях Совета. Среди них отмечалась почти поголовная неграмотность крестьян, отсутствие инициатив у сельских производителей. Так, председатель общества А. А. Николаев в докладе «Пахарь – инициатор в современной деревне», сделанном в феврале 1905 г. подчеркнул, что «причины упадка сельского хозяйства в губернии – отсутствие инициативы среди сельского населения, препятствия в деле народного образования, отсутствие широкой и правильно действующей почтовой сети, положение народного учителя».

В декабре 1905 г. на очередном собрании членов Псковского общества сельского хозяйства по докладу того же председателя принимается резолюция «О введении всеобщего обучения» следующего содержания:

«Всеобщее обучение должно быть немедленно проведено в жизнь в интересах трудового населения, доведенного до крайней степени разорения безобразными порядками современного бюрократического строя.

Необходимые суммы на это должны быть ассигнованы государственным казначейством и переданы в распоряжение местных органов самоуправления.

…Утверждаем, что на эти расходы пойдет только истинно демократическое государство, а потому требуем государственной думы, собранной всеобщим, прямым, равным и тайным избранием, требуем, чтобы министры были ответственны перед народными представителями, чтобы государственной думе была предоставлена законодательная инициатива и право отвергать не только законы, но и ежегодный бюджет, а также контроль действий органов самоуправления на демократической основе».

Особое внимание общество уделяло женскому сельскохозяйственному образованию. На одном из заседаний Совета общества член общества Л.К.Егорова утверждала, что в общей работе по поднятию сельского хозяйства в губернии желательно шире привлекать женщин в просвещенный труд, распространение сельскохозяйственных знаний среди женщин должно касаться всех сословий. С этой целью при Псковском сельскохозяйственном училище в начале 20 столетия были организованы женские курсы, к преподаванию на которых привлекались учителя народных школ.

Первая мировая война внесла свои коррективы в работу общества. Оно было озабочено последствиями войны, которые грозили полной разрухой сельского хозяйства в губернии, т.к. на селе сложился острейший дефицит рабочих рук, общество осталось без своей ремонтной базы. Близость фронта, обстановка, складывающаяся на фронте, вынуждала готовиться к эвакуации семенного фонда. К тому же лето-осень 1914 г. Псковщину поразил недород кормов. Требовалось уделять внимание и оказывать материальную помощь беженцам, прибывающим в губернию из оккупированных немцами районов Прибалтики.

В этих условиях изменяются отдельные направления в работе Общества сельского хозяйства, приходится искать новые методы работы, новые источники финансирования сельского хозяйства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.