Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов






Инстинкты — это сложнейшие врожденные цепные безусловные рефлекторные реакции, которые проявляются главным образом за счет активности подкорковых ядер и ядер промежуточного мозга

ВНД- это деятельность коры головного мозга и подкорковых отделов мозга, формирующих поведение, направленное на приспособление организма к окружающей среде. И.П. Павлов – создатель учения о ВНД. Поведение — психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды.Формы поведения: врожденные реактивные преобретенные когнитивные. ВНД осуществляется совокупностью:
-условных и безусловных рефлексов.

Безусловные рефлексы (инстинкты) отличительные особенности: -Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу после рождения. -Не требует предварительного обучения. -Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. -Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. -Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). -Возникают на адекватные раздражители.

Классификация инстинктов

Существует 3 группы инстинктов:

1.Витальные (жизненные, самосохранения) инстинкты - обеспечивают сохранение жизни индивидуума: пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна-бодрствования, рефлекс экономии сил

2. Зоосоциальные (ролевые) рефлексы возникают только при взаимодействии с особями своего вида: половой, родительский, рефлекс эмоционального сопереживания, территориальный, иерархический (рефлексы доминирования и подчинения).

3. Рефлексы саморазвития: исследовательский -постоянный поиск информации как фактор развития нервной системы, Имитационный (подражательный" Делай как я"), игровой, преодоления сопротивления (рефлекс свободы - возможность добиваться удовлетворения).

Условные рефлексы 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни и вырабатываются на базе безусловного рефлекса. 2. Индивидуальные. 3. Непостоянны – могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией КГМ

Значение условных рефлексов. Условные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение для организма. Они предупреждают человека или животное об опасности, дают знать о близости пищи и т. д. В борьбе за существование выживает то животное, у которого быстрее и легче формируются условные рефлексы.

И. П. Павлов, характеризуя значение условных рефлексов, подчеркивал, что условные рефлексы уточняют, утончают иусложняют отношения организма с внешней средой. Цепи сложнейших условных рефлексов лежат в основе формирования дисциплины, процессов воспитания и обучения.

Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Классификация условных рефлексов. Правила образования условных рефлексов. Физиологические механизмы образования рефлексов. Их структурно-функциональная основа.

Условный рефлекс приспособительная реакция, осуществляемая путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и сигнализируемой реакцией

Условные рефлексы 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни и вырабатываются на базе безусловного рефлекса. 2. Индивидуальные. 3. Непостоянны – могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией КГМ

Классификация условных рефлексов

1. По характеру безусловного подкрепления: - Витальные условные рефлексы (пищевые, оборонительные, регуляция сна)- Зоосоциальные условные рефлексы (половые, родительские, территориальные)- Условные рефлексы саморазвития (игровые, исследовательские)

2. По характеру условного сигнала: - экстеро- и интероцептивные условные рефлексы, - натуральные (например, запах) и искусственные (сигнальный звук звонка).

Правила выработки условных рефлексов

1. наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, боль…), вызывающий безусловную рефлекторную реакцию, а другой – условный (сигнальный) сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, пища..). 2. многократное сочетание условного и безусловного раздражителя. 3. условный раздражитель должен предшествовать безусловному. 4. возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного. 5. нормальное состояние ЦНС

(если останется время то продиктуй остальное)

Схема выработки условного слюноотделительного рефлекса у собаки: Если перед тем, как собаке давать пищу, включать лампочку, помещенную поблизости от нее, произойдет очаг возбуждения в КГМ зрительного центра. Далее собаке дают пищу. Пища, попадая в ротовую полость собаки, вызывает раздражение, которое передается в слюноотделительный центр продолговатого мозга, происходит слюноотделение. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникнет очаг возбуждения.

Так как перед получением пищи на собаку воздействовал световой раздражитель, то в зрительном центре, расположенном в затылочной части КГМ, также возник очаг возбуждения. -Следовательно, в КГМ собаки будут существовать одновременно два очага возбуждения: зрительный и пищевой, причем между ними установится определенная нервная связь. -После образования такой временной связи между нервными центрами достаточно будет воздействовать на собаку только одним световым раздражением. Достигнув зрительного центра, оно направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него в пищевой центр продолговатого мозга. В результате вызовет слюноотделение при отсутствии пищевого безусловного раздражителя. Т.о. физиологической основой возникновения условных рефлексов служит образование временных связей. Временная связь – совокупность нейрофизиологических, биохимических изменений в мозге, возникающих в процессе совместных действий условного и безусловного раздражителя

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.