Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 6. Современный мировой рынок (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий).Конъюнктура мирового рынка.






Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений по поводу обмена продуктами производства стран и регионов и их распределения в целях увеличения эффективности функционирования мировой экономической системы.

Основные черты мирового рынка:

· Является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки

· Проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения

· Оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно

· Выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного сообщения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией.

Мировой рынок характеризуется следующими показателями:

· цена

· качество товаров

соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке страны и на мировом рынке

Структура мирового рынка:

· Национальный

· Региональный

· Международный

Тенденции развития мирового рынка:

· Мировой рынок имеет олигополистическую структуру: имеет ограниченное количество компаний, опирается на государственную поддержку

· Множество источников регулирования международной торговли (межфирменные соглашения, долгосрочные торговые контракты, НЭП, международные соглашения, международные и региональные организации)

· Увеличивается степень вовлеченности стран в мировую торговлю – увеличивается экспортная квота

· Расширяется номенклатура товаров мирового рынка

· Увеличивается долю обрабатывающих отраслей и технологически емкой продукции, увеличивается доля услуг

· Увеличивается доля развивающихся стран в мировой торговле

Мировой рынок товаров

Мировой рынок товаров включает:

· мировой рынок предметов потребления

· мировой рынок продовольствия

· мировой рынок сырья

Виды товаров мировой экономики:

· помеждународной мобильности:

· торгуемые товары(вовлеченные в международный товарооборот)

· неторгуемые товары(не перемещаются между странами)

Различие: цены на торгуемые товары находятся под влиянием спроса и предложения на мировом рынке, а цены на неторгуемые товары – только под влиянием спроса и предлежения на внутреннем рынке.

· степеньготовности к потреблению:

· сырье

· комплектующие детали

· готовые продукты

· роль товаров в воспроизводственном процессе:

· средства производства

· предметы потребления

Мировой рынок услуг

Услуга – деятельность, которая может не воплощаться в материальном продукте, но всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает потребитель.Услуги, в отличие от товаров, нельзя произвести впрок и хранить.

Особенности мирового рынка услуг:

· Неразрывность производства и потребления

· Торговля услугами связана с торговлей товарами

· Неспособность к хранению услуг, за исключением компьютерных программ

· Операции с услугами не требуют таможенного оформления

Виды услуг по методике ВТО:

· Транспотр

· Туризм

· Связь

· Строительство

· Страхование

· Финансовые услуги

· Компьютерные и информационные услуги

· Роялти и другие лицензионные платежи

· Другие деловые услуги(посредничество, лизинг, правовые и рекламные услуги)

· Культурные услуги

· Правительственные услуги

Типы услуг по ВТО:

  1. в зависимости от специфики регулирования услуг и поставки на рынок услуг:
    • поставка услуг через границу(транспорт и связь)
    • перемещение потребителя услуг в страну производителя
    • временное перемещение через границу физического лица – поставщика услуг (консалтинг, инжениринг, культурные услуги)
    • коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (страхование, банковские, аудиторские)

Основные отрасли:

· транспорт (25%)

· туризм (25%)

· прочие деловые (50%)

В системе национальных счетов услуги бывают:

· потребительские(туризм, гостиничные услуги)

· социальные(образование, медицина)

· производственные(инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги)

· распределительные(торговые, транспортные, фрахтовые)

В настоящее время в сфере услуг ведущих стран производится более 60% ВВП, занятость достигает или превышает половину экономически способного населения. В течение последних десятилетий темпы роста международной торговли товарами в полтора- два раза отставали от торговли услугами.По имеющимся прогнозам, уже к 2010 году торговля услугами в международной экономике превысит торговлю товарами.

Основными производителями и потребителями ряда услуг выступают ТНК.

Революционная роль в сфере услуг принадлежит информационным технологиям. Наиболее развитой страной в этом смысле сейчас является США.

Мировая торговля услугами в географическои разрезе отличается крайней неравномерностью. Доминируют ведущие развитые страны – на США, Великобританию, ФРГ и Францию приходится почти половина мирового экспорта услуг.

РБ имеет значительный экспортный потенциал на рынке автотранспортных услуг.Внешняя торговля услугами РБ растет быстрыми темпами, что соответствует тенденциям развития мировой экономики последних десятилетий.

Мировой рынок капитала

Капитал является одним из факторов производства – ресурсом, который необходимо затратить, чтобы произвести товар, и представляет собой весь накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.

Мировой рынок капитала характеризуется международным движением капитала, т.е. на его распределении между странами как одного из факторов производства, которое приобретает различные конкретные формы:

  1. по источникам происхождения капитала, находящегося на мировом рынке:

· официальный (государственный) капитал – государственные займы. Ссуды, дары (гранты), помощь, которые предоставляются одной страной другой на основе межправительственных соглашений

· частный (негосударственный) капитал – инвестиции капитала за рубеж частными фирмами, предоставление торговых кредитов, межбанковское кредитование

  1. по характеру использования:

· предпринимательский капитал – средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли – чаще это частный капитал

· ссудный капитал – средства, даваемые взаймы с целью получения процента – чаще официальный капитал из государственных источников

  1. по сроку вложения:

· среднесрочный и долгосрочный капитал – вложения капитала сроком более, чем на 1 год

· краткосрочный капитал – вложения капитала сроком менее, чем на 1 год

  1. по цели вложения:

· прямые инвестиции – вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала

· портфельные инвестиции – вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования

Мировой рынок рабочей силы

Мировой рынок рабочей силы - перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране.

Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами.

По терминологии ООН мигрантами считаются лица, находящиеся в стране въезда для того, чтобы найти работу на срок, превышающий один год.

В последнее время увеличивается число нелегальных мигрантов, т. е. лиц, въезжающих в страну нелегально, или въезжающих в нее легально (туристы, по приглашению и т. п.), а потом и нелегально трудоустраивающихся.

Мировой рынок рабочей сила начал формироваться в середине XIX в. Основными регионами притяжения мигрантов стали индустриально - развитые страны и прежде всего США.

Особенность современной международной миграции рабочей силы заключается в значительном ее росте, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех стран. К настоящему времени обозначились четыре центра мирового рынка рабочей силы: США, Ближний Восток, Западная Европа и Латинская Америка. После распада СССР проблема перемещения трудовых ресурсов возникла в России.

Имеет место отток рабочей силы из России в США, Западную Европу и другие страны. Возникла проблема «утечки умов» - высококвалифицированных работников и деятелей искусства. Способ решения проблемы - укрепление экономики.

Мировой рынок технологий

Технология – комплекс научно-технических знаний о приемах и методах воспроизводства и также формах его организации и управления.

Мировой рынок технологий – система экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде.

Субъекты: государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – специалисты.

Объекты: результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной(машины, оборудование) и неовеществленной(информация, знания, производственный опыт) формах.

В настоящее время мировой рынок технологий структурируется следующим образом:

· рынок патентов и лицензий, ноу-хау

· рынок науко- и технологическиемкой продукции

· рынок высокотехнологичного капитала

· рынок научно-технических специалистов

Бесспорным лидером, с точки зрения развитости технологического ресурса, является США.

Высокий уровень развития технологического ресурса в национальной экономике взаимосвязан с удельным весом в ней высокотехнологичных, среднетехнологичных и низкотехнологичных отраслей.

Высокотехнологичные отрасли:

· фармацевтика

· элекромашиностроение, исключая коммуникационное оборудование

· радио, телевизоры и коммуникационное оборудование

· самолетостроение

· научные инструменты

· компьютеры и офмсное оборудование

Среднетехнологичные отрасли:

· химическая промышленность, исключая фармацевтику

· каучук и пластмассы

· цветная металлургия

· неэлектрическое машиностроение

· транспортное оборудование

· автомобилестроение

· другая обрабатывающая промышленность

Низкотехнологичные отрасли:

· пищевая продукция, напитки и табак

· текстиль и кожевенно-обувная

· деревообработка и мебель

· бумажная и полиграфическая

· неметаллические минеральные продукты

· сталелитейная

· черная металлургия

· судостроение

Конъюнктура мирового рынка

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА – рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным соотношением спроса и предложения.

Зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.;

2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.;

3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.;

4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.

В основе формирования конъюнктуры мирового рынка лежит МРТ. Во всем мире растет обмен товарами и услугами, что объясняет международное разделение труда. В его развитии появляется ряд новых тенденций, как НТР, изменение форм специализации и кооперации, что подчеркивает новую сущность международного разделения труда. Изменяется и его Эмпирическая картина. К анализу МРТ поэтому следует подходить с 2 точек зрения: изучения социально-экономической сущности и функционального подхода, который строится на основных гипотезах обоснования движения товаров и услуг, что и рассматривается в данной теме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.