Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.






Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум, нечто трансцендентное (недоступное чувственному восприятию). Это начало в разных философских учениях назы­вается по-разному (Эйдосы, Бог, Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духов­ное начало порождает мир вещей, предметов (т.обр, объективные идеалисты не отрицают существования материи, лишь считают ее вторичной по отношению к миру идей), а также и человеческое созна­ние. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объек­тивно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.

Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (428-347) — в античной, Фома Аквинский (1225-1274) — в средневековой, Гегель (1770-1831) и Шопенгауэр — в философии Нового времени; в индийской философии — ортодоксальные даршаны (например, веданта).

Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой ду­ши на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской фи­лософии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.

Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».

В субъективном идеализме утверждается зависимость мира, вещей и т. п. от человека, от его сознания. Т. обр., первичное по отношению к остальному миру идеальное начало находится в сознании индивида. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814), некоторые экзистенциалисты и др.

Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим об­разом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых ка­честв. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощу­щениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощуще­ний, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: «Существовать — значит быть воспринимаемым». Об объективном же су­ществовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.