Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задачи по курсу Методика обучения литературе






1.Изучение биографии писателя на уроках литературы является важной составляющей литературного образования учащихся в основной средней школе. Покажите на конкретных примерах, что и как вы будете рассказывать о писателе в 5 – 9 классах. Обоснуйте отбор материала и выбор оптимальных методических приемов.

2. Изучение биографии писателя на уроках литературы в полной средней школе является важной составляющей литературного образования учащихся. Покажите на конкретных примерах, что и как вы будете рассказывать о писателе в старших классах. Обоснуйте отбор материала и выбор оптимальных методических приемов.

3. Представьте фрагмент заочной экскурсии (на выбор) в места, связанные с жизнью и творчеством писателя (Щелыково, Шахматово, Ясная Поляна, Михайловское, Спасское-Лутовиново и др.). Обоснуйте избранные методические приемы.

4. Раскройте теоретические положения, отражающие специфику проблемного обучения на уроках литературы. Сформулируйте проблемные вопросы для анализа и интерпретации поэтического текста в 5 – 6 классах. Охарактеризуйте специфику проблемных вопросов для данной возрастной группы.

5. Раскройте теоретические положения, отражающие специфику проблемного обучения на уроках литературы. Сформулируйте проблемные вопросы для анализа и интерпретации поэтического текста в 7 – 9 классах. Охарактеризуйте специфику проблемных вопросов для данной возрастной группы.

6. Раскройте теоретические положения, отражающие специфику проблемного обучения на уроках литературы. Сформулируйте проблемные вопросы для анализа и интерпретации поэтического текста в 10 – 11 классах. Охарактеризуйте специфику проблемных вопросов для учащихся старших классов.

7. Расскажите о методических путях и приемах изучения эпических произведений в основной средней школе. Покажите на конкретных примерах, как вы будете сосредоточивать внимание читателя–школьника на трех центрах эпического произведения: событиях, героях, авторе (5 – 9 классы).

8. Расскажите о методических путях и приемах изучения эпических произведений в полной средней школе. Покажите на конкретных примерах, как вы будете сосредоточивать внимание читателя–школьника на трех центрах эпического произведения: событиях, героях, авторе (10 – 11 классы).

9. Покажите на конкретных примерах специфику работы над эпизодом в эпическом произведении. Как помогает анализ эпизода понять общую концепцию произведения? (5 – 9 классы).

10. Покажите на конкретных примерах специфику работы над эпизодом в эпическом произведении, изучаемом в старших классах. Как помогает анализ эпизода понять общую концепцию произведения?

11. Расскажите о методике изучения драматических произведений в школе. Какие методические приемы кажутся вам наиболее эффективными при анализе драмы? Проиллюстрируйте примерами.

12. Расскажите о синтезе приемов школьного и литературоведческого анализа поэтических произведений. Предложите способы создания установки на чтение учениками стихотворения (на примере произведений, входящих в школьные программы по литературе).

13. Расскажите о проблемах изучения драматических произведений в школе. Какие виды творческих работ помогают ученикам преодолеть барьеры, связанные с чтением и разбором драмы? Покажите на конкретных примерах.

14. Расскажите о нетрадиционных жанрах школьного сочинения в старших классах. Сформулируйте вопросы, которые помогут ученикам написать отзыв о фильме, спектакле, рецензию на прочитанную книгу (например, Е. Шварц «Дракон» – М. Захаров «Убить дракона»; Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» – Р. Балаян «Леди Макбет Мценского уезда» и др.).

15. Расскажите о специфике школьного анализа эпических произведений в старших классах. Какие аспекты школьного анализа эпического произведения привлекают вас в наибольшей степени (этические, эстетические, социальные, стилистические и т.д.). Покажите на примере собственной практики методику работы.

16. Расскажите о методических аспектах организации литературно-творческой деятельности учащихся. Какие задания по литературному творчеству школьников вы могли бы предложить в 5 – 6, 7 – 9, 10 – 11 классах?

17. Расскажите о методике формирования теоретико-литературных понятий у учеников 5 – 6 классов. Покажите на конкретных примерах этапы формирования теоретико-литературных понятий в период «наивного реализма».

18. Расскажите о методике формирования теоретико-литературных понятий у учеников 7 – 9 классов. Покажите на конкретных примерах этапы формирования теоретико-литературных понятий у старших подростков в период «нравственного самоуглубления».

19. Расскажите о методике формирования теоретико-литературных понятий у учащихся 10 – 11 классов. Покажите на конкретных примерах этапы формирования теоретико-литературных понятий у старшеклассников.

20. Расскажите о методике обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы. Проиллюстрируйте этапы исполнительского анализа на примере одного из стихотворений школьной программы по литературе (по выбору студента).

21. Известно, что изучение литературно-критических статей в школе представляет определенные трудности и для учителя, и для ученика. Расскажите об эффективных методических приемах работы с литературно-критической статьей в школе.

22. Расскажите об уроке как основной форме взаимодействия учителя и ученика. В чем, с вашей точки зрения, коренное отличие урока как традиционной формы общения учителя и ученика от занятий-мастерских. Покажите на конкретных примерах.

23. Расскажите о диалоговых формах обучения на уроках литературы. Покажите на конкретных примерах, как вы организовали диалоговое изучение художественного произведения в период педпрактики.

24. Расскажите о методике подготовки и проведения урока внеклассного чтения. Представьте фрагмент урока внеклассного чтения в основной школе.

25. Расскажите о современных тенденциях в обучении школьников сочинению по литературе. Дайте анализ сочинения ученика, используя известные вам критерии оценки письменных работ учащихся. Поставьте отметку по литературе и аргументируйте ее.

26. Сформулируйте вопросы для анализа эпического произведения, направленные на актуализацию всех сфер восприятия читателя-школьника. Прокомментируйте значение этих вопросов в совершенствовании читательской деятельности учащихся.

27. Сформулируйте вопросы для анализа лирического произведения, направленные на актуализацию всех сфер восприятия читателя-школьника. Прокомментируйте значение этих вопросов в совершенствовании читательской деятельности учащихся

28. Теоретически обоснуйте значение синтеза искусств на уроках литературы. Представьте фрагмент урока с использованием содружества искусств в основной средней школе.

29. Расскажите о приемах активизации интерпретационной деятельности учащихся на уроках литературы. Проиллюстрируйте примерами.

30. Как вы будете организовывать внеклассную работу с учениками по предмету? Какие виды и формы внеклассных занятий являются наиболее актуальными, с вашей точки зрения. Проиллюстрируйте примерами.

 

2.2 Критерии выставления оценок на государственном экзамене

Критерии оценки уровня подготовки выпускника на государственном экзамене:

Оценка «отлично» ставится при условии, если экзаменующийся:

-исчерпывающе ответил на все вопросы экзаменационного билета, проявив при этом умение логически обосновать выдвинутые аргументы и представить в системе актуальные научные проблемы по основным вопросам теории и истории литературы, методике обучения литературе;

-демонстрирует понимание структуры историко-литературного процесса и особенностей изучения этих процессов со школьниками;

-свободно владеет теоретическим материалом, понятийным аппаратом;

-понимает структуру процесса обучения литературе и принципов организации обучения на его основе;

-умеет корректно выразить и аргументированно обосновать научные положения;

-владеет основами и методикой преподавания различных разделов русской литературы.

Оценка «хорошо» ставится при условии, если экзаменующийся:

– знает содержание ответов на экзаменационные вопросы, умеет стройно и последовательно сформулировать содержание ответов, но допускает неточности в формулировке понятий;

– демонстрирует хорошее знание учебной и специальной научной литературы;

– достаточно свободно владеет теоретическим материалом, понятийным аппаратом;

– знает взгляды ведущих специалистов по той или иной литературоведческой проблеме;

– обладает умением определять методы преподавания различных разделов русской литературы.

Оценка «удовлетворительно» ставится при условии, если экзаменующийся:

– знает содержание ответов на экзаменационные вопросы, но не может изложить свои знания системно;

– демонстрирует удовлетворительное знание учебной и специальной литературы,

– знает основные литературоведческие понятия;

– понимает основные закономерности историко-литературных процессов;

– обладает основными навыками определения методов преподавания различных русской литературы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при условии, если экзаменующийся:

– не знает ответа на один из предложенных вопросов или демонстрирует незнание обязательной литературы по программе подготовки бакалавра;

– демонстрирует слабое знание теоретического материала;

– плохо ориентируется в основных литературоведческих понятиях;

– плохо понимает основные закономерности историко-литературных процессов;

– не может продемонстрировать навыки преподавания различных разделов русской литературы.

 

2.3 Порядок проведения экзамена

Государственный экзамен по истории русской литературы и методике обучения литературе проводится в устной форме, представляет собой итоговую междисциплинарную аттестацию, в которую включены вопросы по истории русской литературы, методике обучения литературе, а также включены практические задачи по курсу методика обучения литературе.

Длительность экзамена составляет 1 час 30 минут: 1 час отводится на подготовку к устному ответу, 30 минут – на ответ экзаменующегося.

На экзамене допускается использование программы государственного экзамена, хрестоматий художественных текстов из разных периодов русской литературы, школьных учебников по литературе.

Перечень рекомендуемой литературы

Основная

1. История русской литературы ХIХ века. В 3 ч. Ч.1 – Ч.2 –Ч.3 – Под ред. В.И. Коровина. - М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Кременцов Л.П. Русская литература ХIХ века. 1801 – 1850 гг. – М.: Флинта: Наука, 2011.

3. Лебедев Ю.В. История русской литературы ХIХ века. В 3 ч. Ч.1-3.- М.: Просвещение, 2007.

4. Лейдерман Л., Липовецкий М. Современная русская литература (1950 – 1990 годы): В 2-х тт. М., 2003.

5. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века. 1800 – 1836-е годы. Уч. пособие. М.: Высшая школа, 2007.

6. Русская литература XX века: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Кременцова. М., 2002.

7. Фортунатов Н.М. История русской литературы ХIХ века. Уч. пособие. - М.: Высшая школа, 2008.

8. Черняк М.А. Современная русская литература. СПб. – М., 2004.

Дополнительная

1. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979.

2. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л., 1973.

3. История русской литературы. В 4-х т. (Под ред. Д.С. Лихачева и Г. П. Макогоненко). Л., 1980. Т. 1. (Древнерусская литература).

4. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.

5. Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. М, 1998.

6. Баевский В. С. История русской литературы ХХ в. - М., 1999, 2003.

7. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. – Томск, 1999.

8. Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола: Учебное пособие для студентов вузов.- М., 2002.

9. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм - М., 1998.

10. История русской литературы ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. Кн. 1.: 1910 – 1930 гг. Кн. 2: 1910 – 1930 гг.: Русское зарубежье. М.: Высшая школа, 2005.

11. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века. – М., 2004

12. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990- е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – М., 2003.

13. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы ХХ века. 1900- 1920-е годы. – М., 2004.

14. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). – М., 1999.

15. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. (советский период). Учебное пособие. - М., 2001.

16. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. – Т. 1: 1920-1930-е гг. / Л.П. Кременцов и др. – М., 2002.

17. Русская литература ХХ века / Под ред. В.А. Келдыша. – М., 2001.

18. Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. – СПб., 2002.

19. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1-2. – М., 2001.

20. Русская литература серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 1997.

21. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала ХХ в. - М., 1995.

22. Литература русского зарубежья: 1920 – 1990. Учебное пособие для студентов вузов / Ред. А.И. Смирновой. - М., 2006.

23. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья: 1918-1940. – М., 1997.

24. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2000.

25. Писатели русского зарубежья: 1918-1940. Справочник. В 3 т. – М., 1993-1995.

26. Русское зарубежье – духовный и культурный феномен. – М., 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.