Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий глоссарий






(по содержанию материала)

 

 

Актуализация – процесс «извлечения» из памяти каких-либо сведений с целью их использования.

Антропологический подход – способ познания и организации физического образования на основе системного знания о человеке (от биологической отрасли до философской).

Влечение – неосознанная или недостаточно осознанная потребность субъекта.

Внимание – психический процесс, отражающий направленность и сосредоточенность на какой-либо деятельности (объекте, предмете, явлении).

Воля – сознательное регулирование своей деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей при целенаправленных поступках (действиях).

Воспитание в сфере физической культуры – специальный процесс управления и результат формирования физических и специфических социальных новообразований личности.

Восприятие – целостное отражение предметов или явлений при воздействии на органы чувств.

Гармония – осмысление мира и человека в нем с позицией внутренней и внешней упорядоченности во взаимодействии

Двигательная подготовленность – интегральное состояние, отражающее уровень сформированности двигательных умений и навыков и степень развития двигательных (физических) качеств (способностей).

Двигательные умения и навыки – отлаженные способы управления движениями и действиями в какой – либо деятельности, включая физкультурно-спортивную.

Деятельность – специфический вид внешней и внутренней активности человека, направленной на достижение социальной и личностно значимой цели, познания и преобразование себя и социума.

Деятельностный подход – способ познания и организации физического образования, предусматривающий ведущую роль деятельности в преобразовании человека.

Диспозиция (распределение, план) – стратегическая система целеполагания; базовая стратегия жизнедеятельности человека в соответствии типовых социальных практик.

Дифференцированный подход – способ познания и организации образовательного процесса в сфере физической культуры, построенный на основе личностных потребностей и способностей.

Дух – высшая часть души; отражает направленность личности на свободу выбора способов и стилей жизнедеятельности (в рамках морали), добро, совесть.

Следует полагать, что духовность сопряжена с освоенностью общесоциальных ценностей и готовностью к их проявлению и трансляции: Истина, Добро, Красота, Человек, Отечество, Здоровье.

Душа – субъективная часть тела, отражающая психический мир человека, который в свою очередь обусловлен качеством состояния и функционирования психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, эмоции, воля, внимание).

Здоровый образ жизни - способы жизни и деятельности в отношении индивидуального здоровьесбережения.

Интеллектуальная культура – способность к самоорганизации познавательной деятельности, ее мотивы и цели, навыки мышления и мнемотехники.

Интенционный – отражающий стремление, внимание, фундаментальное отношение к миру.

Интерес – познавательная потребность человека, обеспечивающая направленность личности на достижение цели и ориентировки ее в окружающей действительности.

Качество жизни – более качественный показатель, отражающий характер и содержание профессиональной досуговой и семейной жизни и деятельности и степень комфорта в них.

Космос – совокупность движущейся материи.

Культурологический подход – способ организации и реализации физического образования на основе целесообразно построенной деятельности по приобщению к культуре и трансляции ее ценностей в объект образования.

Либерализация физического образования – способ организации физкультурно-спортивной деятельности, основанный на ее индивидуализации и дифференциации в отношении содержания и форм; в соответствии с личностными потребностями, личностными ориентациями и способностями.

Личностно ориентированный подход – конструирование образовательного процесса в направлении личности как цели, субъекта, результата и главного критерия его эффективности.

Методика (узкое значение в сфере физической культуры) – система методов, средств и форм организации физкультурно-спортивной деятельности, направленная на решение комплекса образовательных задач.

Методический прием – способ педагогического воздействия, используемый для решения определенных, более частных и конкретных образовательных задач в заданных условиях.

Методы физической культуры – целесообразные способы обучения, воспитания и развития личности в упорядоченной физкультурно-спортивной деятельности.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (в самом общем смысле – деятельности).

Мышление – психический процесс порождения нового знания на основе творческого отражения и преобразования действительности.

Нравственная культура – специфическое личностное состояние, отражающее усвоенность морали социума и общественного сознания.

Образ жизни – способы жизнедеятельности человека, отраженные в личностных качествах и свойствах и отражающие социальную мораль (нормы, правила, обычаи).

Обучение в сфере физической культуры - процесс познания и овладения специфическим социальным опытом.

Организация физического образования – совокупность действий, обеспечивающих упорядоченность и согласованность субъект – субъектной деятельности в обучении, воспитании и развитии личности направленным использованием ценностей физической культуры.

Ориентация в ценностях – процесс определения человеком иерархии, субодинации ценностей; их выбор, осмысление и «присвоение»;

Педагогическое правило – положение, отражающее сущность деятельности педагога во взаимосвязи с учащимися.

Представление – отражение предметов или явлений, которые в настоящий момент не воспринимаются, но создаются на основе имеющегося опыта.

Принципы физического образования – основание системы и руководящая идея, представляющая совокупность основных положений и правил, распространяющихся на явления и процессы физкультурно-спортивной деятельности и физической культуры.

Развитие в сфере физической культуры – процесс качественных и количественных изменений свойств, качеств и функций личности.

Свобода – возможность и способность личности действовать в соответствии с личностными и социальными потребностями в рамках морали социума.

Системный подход – способ познания сложных систем, предусматривающий рассмотрение и изучение составляющих их компонентов во взаимосвязи, развитии и движении.

Содержание физического образования – социокультурный опыт человечества в формировании физической культуры человека; система знаний, двигательных умений и навыков, опыт творческой и ценностно-ориентированной деятельности, обеспечивающие формирование физической культуры личности. Полноценная реализация содержания образования обусловлена использованием в ходе физкультурно-спортивной деятельности всех общесоциальных и общеметодических принципов физической культуры, ее средств, общепедагогических и специфических методов и форм организации познавательного процесса.

Содержание физкультурно-спортивной деятельности – специфический социокультурный опыт, отраженный в ценностях физической культуры и их направленном использовании в процессе реализации системы принципов, средств, методов и форм организации физического образования для формирования личности и ее физической культуры.

Способности (в педагогическом смысле) – комплекс индивидуально своеобразных качеств и свойств организма, личности и души, обеспечивающих успешность образовательной деятельности.

Стиль жизни – совокупность способов жизнедеятельности, присущих конкретной, отдельной личности и отражающих тем не менее, сущностные характеристики морали социума.

Стимул – побудительная причина.

Тело (социокультурное) – материальная составляющая человека, обеспечивающая его жизнедеятельность. Качество становления и существования «духа» и «души» существенно зависит от качества «тела» (особенности телосложения; состояние внутренние органов; состояние и строение мозга; состояние нервной системы и т.п.); тело в этой связи – одна из материальных ценностей физической культуры.

Физическое образование (образование в сфере физической культуры) – специально организованный (политически, идеологически, экономически) процесс обучения, воспитания, развития человека направленным использованием ценностей физической культуры.

Физкультурно-спортивная деятельность – специфический вид внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности человека в достижении целей, связанных с освоением ценностей физической культуры.

Целеполагание – процесс формирования цели какой – либо деятельности (физкультурно-спортивной) в соответствии с возможностями, потребностями, способностями.

Ценность – предмет или явление, материальные или идеальные, действительные или воображаемые, в отношении которых человек (группа) занимает позицию оценки; отводит значимую роль в жизни и ощущает потребность к обладанию им (освоению);

Ценность – все то, что указывает на человеческое (личностное), социальное и культурное предназначение определенных объектов и явлений. Более просто – ценность – все то, что значимо для людей и общества; отражает культуру социума и служит удовлетворению потребностей;

Ценности физической культуры – совокупность материальных и духовных объектов и явлений, отражающих культуру физическую и социума; значимые для человека и служащие ему для удовлетворения системы потребностей и развития двигательных способностей;

Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности (это результат).

Цель физического образования – формирование личности и ее физической культуры.

Цель физической культуры – восполнение культурного потенциала социума на основе формирования личности и ее физической культуры.

Цель формирования физической культуры личности – обеспечение социализации личности.

Эмоции – переживание личностно значимых ситуаций.

Эстетическая культура – специфическое личностное состояние, отражающее принятие добра, полноценное его восприятие, понимание и следование прекрасному в практике жизни и деятельности.

Этическая культура – образ жизни и поведения в соответствии с образцами общесоциального опыта.

 

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с.

2. Андреев В.И. Педагогика. – Казань.: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 1995. - №4. – с. 5-11.

4. Белинович В.В. Основы методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1939. – 219 с.

5. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Литвинова Н.А, Федоров А.И.. Практикум по психофизиоригической диагностике. – М.: Владос, 2000. – 128 с.

6. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. – М.: ФОН, 1997. – 209 с.

7. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

8. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312 с.

9. Выдрин В.М. Введение в специальность. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 119 с.

10. Гуревич П.С. Философская культура. – М.: Аспект – пресс, 1995. – 238 с.

11. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. – Челябинск.: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

12. Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. – Челябинск.: ЮурГУ, 1999. – 186 с.

13. Жолдак В.И. Камалетдинов В.Г. Очерки социологии физической культуры и спорта. – 4.1. Введение в социологию – Челябинск.: Урал ГАФК, 2001. – 112 с.

14. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М.: Политиздат, 1975. – 327 с.

15. Зверев Р.М. Формирование у школьников умений самостоятельно заниматься физической культурой: автореф. дис. … канд.пед.наук. – М.: НИИ физиологии детей и подростков АПН, 1980. – 24 с.

16. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

18. Ильин Е.П. Психология физического вопитания. – Спб.: РГПУ, 2000. – 128 с.

19. Каган М.С. Философия культуры. – Спб.: Лань, 1996. – 384 с.

20. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. – Оренбург.: Изд-во «Южный Урал», 1996. – 188 с.

21. Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

22. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, А.П. Гуркина, Е.Я. Гурьякова и др./ под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

23. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодежь и современность. – М.: ФОН, 1997. – 317 с.

24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

25. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2000. – 592 с.

26. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

27. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.

28. Педагогическая энциклопедия / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук М.: «Восток», 2003. – 274 с.

29. Петьков В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: автореферат дис. … доктора пед.наук. – Краснодар.: Кубанская академия физической культуры, 1999. – 46 с.

30. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. – М.: ФИСО, 1994. – 118 с.

31. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1977. – 247 с.

32. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев.: Олимпийская литература, 1997. – 583 с.

33. Психология и педагогика / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевой. – М.: Совершенство, 1998. – 320 с.

34. Психология / под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.

35. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

36. Соловьев Г.М. Педагогическая технология формирования физической культуры личности студента: автореферат дис. … доктора пед.наук. – М.: ВНИИФКиС, 1999. – 34 с.

37. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

38. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

39. Теория и методика физического воспитания / под общ.ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – т.1. – 397 с.

40. Теория физического воспитания / под ред. А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 390 с.

41. Теория и методика спорта / под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. М.: Воспиздат, 1997. – 416 с.

42. Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – т.1. 423 с.

43. Фаланковский В.В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры: автореферат дис. ….. доктора педа.наук. – Майкоп: Адыгейский госуниверситет, 2000. – 36 с.

44. Формирование личности старшеклассника / под ред. В.И. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.

45. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2001. – 480 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.